Рефераты. Либерализация ВЭД Исламской Республики Иран

Российское АО «Татнефть» сотрудничает с Иранской национальной буровой компанией в проведении ряда сейсморазведочных работ на месторождениях в районе г. Ахваз, а также ведет переговоры по месторождениям Муган-1 и Муган-2.

Компания «Лукойл» завершает переговоры по своему участию в обустройстве нефтяного месторождения «Хешт».

Деловые переговоры в Иране проводили также компании «Транс-нефть», «ТНК», «Сургутнефтегаз», «Транс Нафта» и др.

Основными факторами, сдерживающими развитие российско-иранского нефтегазового сотрудничества, являются наличие мощной конкуренции со стороны западных компаний, пользующихся широкой поддержкой своих правительств и госструктур (в том числе и организаций, обеспечивающих страховое покрытие рисков), а также ограниченные возможности российских компаний по финансовому обеспечению своего участия в проектах (прямые инвестиции, привлечение средств международных банковско-финансовых институтов).

Первой, и пока единственной, российской нефтегазовой компанией, участвующей в финансировании развития экономических проектов в Иране остается ОАО «Газпром». Общий объем инвестиций «Газпрома» за два последних года достигнет 325,3 млн. долл. Кроме того, как уже отмечалось, «Газпром» выразил желание участвовать в строительстве и финансировании газопровода между Ираном и Индией, Ираном и Арменией.

Важным шагом в развитии российско-иранского сотрудничества в области транспорта стало подписание 12 сентября 2000 г. в Санкт-Петербурге во время работы 2-й международной евроазиатской конференции по транспорту Межправительственного соглашения между Россией, Ираном и Индией по развитию транспортного коридора «Север-Юг». Потенциальными участниками этого соглашения являются также Казахстан, Туркмения, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Малайзия и Индонезия. По прогнозам Минтранса России, через коридор «Север-Юг» к 2010 г. может проходить ежегодно 80–100 тыс. контейнеров. Россия и Иран придают большое значение этому проекту, поскольку успешное развитие коридора позволит привлечь к нему значительные транзитные грузопотоки, что приведет к немалым экономическим выгодам, а также к дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры обеих стран.

Логическим продолжением работы МПК стали переговоры в Москве Председателей Центральных банков двух стран, в ходе которых были достигнуты договоренности о развитии межбанковских связей, в том числе и об открытии в ближайшее время отделения иранского банка «Мелли» в Москве. Кроме того, «Внешторгбанк» и Центральный банк ИРИ подписали Меморандум, которым предусматривается подготовка указанными банками «Соглашения об организации расчетов по экспортно-импортным операциям между внешнеторговыми организациями двух стран».

Главным образом из-за дефицита финансирования, в 2001 г. снизилась активность сторон по обсуждению совместного проекта по строительству в Иране самолета ТУ-334. Однако использование в Иране на условиях лизинга российской авиатехники продолжается активно.

Одним из новых направлений сотрудничества могло бы стать производство в Иране российских маневровых тепловозов. В/О Станкоимпорт» подписало контракт на поставку 10 тепловозов в сборе и организацию производства в Иране 12 тепловозов. Однако иранская сторона задерживает открытие аккредитива и тем самым ставит под угрозу выполнение контракта.

В 2001 г. получили дальнейшее развитие российско-иранские контакты по линии малого и среднего предпринимательства. В январе в рамках ирано-российской торговой палаты состоялся семинар по вопросам активизации торговых связей представителей частного бизнеса двух стран. В работе семинара приняли участие представители около 300 иранских фирм.

В сентябре 2000 г. в Астрахани состоялось 5-е заседание Международного Совета «Деловой Каспий», в котором приняли участие торгово-промышленные палаты прикаспийских регионов России, Казахстана и Ирана, а также Ирано-российская торговая палата. Членами Совета «Деловой Каспий» от России являются торгово-промышленные палаты Астраханской, Волгоградской, Липецкой, Пензенской, Самарской и Саратовской областей, а также Калмыкии и Дагестана.

В ноябре 2000 г. Иран посетила делегация «Фонда содействия развитию российско-иранского сотрудничества», в состав которой входили около 20 представителей деловых кругов России. Совместно с Ирано-российской торговой палатой был организован семинар, на котором прошел обмен мнениями о состоянии российско-иранских связей. Были проведены также многочисленные переговоры членов делегации с представителями иранского частного бизнеса.

Дальнейшее развитие получили межрегиональные связи двух стран. Наиболее активно развивались отношения Республики Коми с провинцией Мазандаран, Кировской области с Восточным Азербайджаном, г. Санкт-Петербург с провинцией Исфаган, Астраханской области с провинциями Гилян и Мазандаран. Прошел обмен делегациями указанных регионов, подписан ряд протоколов и соглашений о сотрудничестве. Состоялась выставка иранских товаров в г. Сыктывкар, а предприятия Кировской области приняли участие в международной выставке в г. Тебриз.

Продолжали налаживать взаимовыгодные связи с Ираном и другие российские регионы: Волгоградская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Ульяновская области, Ставропольский край, а также республики Дагестан, Калмыкия, Татарстан. Изъявили также желание развивать межрегиональное сотрудничество Курская, Московская, Пензенская, Псковская области, Республика Мордовия.

В отношении новых возможностей расширения российского экспорта в Иран следует помнить, что в иранском импорте основные позиции занимает промышленное оборудование, и в первую очередь, для объектов энергетики, нефтегазовой и нефтехимической промышленности. С учетом того, что поставки такого оборудования, как правило, требуют и инженерно-технического обеспечения, эти отрасли Ирана представляются привлекательными для российских поставщиков соответствующего оборудования и услуг.

Однако, необходимо иметь в виду, что в последнее время практически все инвестиционные объекты в Иране предлагаются иностранным компаниям через тендеры и на таких условиях, как «бай-бэк», «файнанс» и «БОТ». То есть финансирование проекта возлагается на иностранного партнера. Все это необходимо знать российским экспортерам, предпринимателям и инвесторам. Без обеспечения источников финансирования со стороны российского предпринимателя, инвестора или экспортера, как и без государственной поддержки экспорта, успехи на иранском рынке товаров и услуг, а особенно на инвестиционном рынке становятся проблематичными.

В то же время, иранский товарный рынок является довольно емким. Помимо энергетического, нефтегазового и горно-металлургического промышленного оборудования Иран остро нуждается в транспортных средствах (суда, локомотивы, самолеты), ряде химических товаров, металлопрокате и продовольственных товарах (пищевые масла, пшеница, ячмень, сахар), различных сырьевых товарах и полуфабрикатах. Несмотря на то, что Иран – нефтепроизводящая страна, его нефтеперерабатывающие мощности не позволяют обеспечить себя полностью такими нефтепродуктами, как бензин и дизтопливо. Иран вынужден частично покрывать их дефицит за счет закупок в зарубежных странах.

Помимо товарного импорта и услуг иранское правительство большой интерес проявляет к закупке современных технологий по различным отраслям экономической деятельности.

Таким образом, Иран представляется для российских экспортеров достаточно перспективным рынком.

В 2001 г. Иран продолжал проводить политику, направленную на всестороннее развитие отношений с государствами СНГ. Особенно большое значение Иран придаёт развитию экономического сотрудничества со странами Средней Азии – Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Этим странам отводится также важная роль в реализации устремлений Ирана по превращению своей страны в крупный транзитный мировой узел с проходом через его территорию транспортных коридоров.

Развивая торгово-экономические отношения со странами СНГ, Иран пытается также решить одну из главных задач своей экспортной политики, заключающуюся в увеличении вывоза ненефтяных товаров и в уменьшении зависимости экономики от экспорта нефти. Несмотря на небольшой удельный вес торговли Ирана со странами СНГ в общем внешнеторговом обороте этой страны (в 1999/2000 иранском году – 2,3%) эти страны играют заметную роль рынка сбыта иранских ненефтяных товаров и услуг, неконкурентоспособных на мировом рынке (автомобили, продукты питания, одежда, обувь, инженерно-технические услуги и др.). Так, в 1999/2000 г. 12,2% всего иранского ненефтяного экспорта приходилось на страны содружества. Одновременно, Иран рассматривает эти страны в качестве источника для получения некоторых современных технологий, в первую очередь военных, а также ряда сырьевых товаров.

Следует отметить, что развитие торгово-экономических отношений Ирана со странами СНГ в рассматриваемый период продолжало сталкиваться с большими трудностями. Многие эксперты отмечают, что слабость и низкая эффективность экономических структур бывших республик СССР, их сложное финансовое положение и напряженная политическая обстановка в ряде этих стран негативно отражается на внешнеэкономической сфере. Результатом такого положения является тот факт, что большинство достигнутых договоренностей, намеченных планов и программ не реализуются.

Отрицательное воздействие на уровень экономических отношений этих стран с Ираном продолжало оказывать отсутствие прямых межбанковских связей между Ираном и странами СНГ.

Помимо этого, сильную конкуренцию Ирану на рынке среднеазиатских стран и Кавказа составляли Турция, Китай, Южная Корея. Компании из этих стран предлагают более качественные товары и услуги на условиях, которые не могут себе позволить иранские фирмы.

В рассматриваемый период деятельность компаний из стран СНГ на иранском рынке не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на экономику Ирана. Сдерживающими факторами продолжали оставаться весьма ограниченные финансовые возможности этих компаний и сильная конкуренция со стороны крупных международных компаний и фирм таких стран, как Германия, Франция, Италия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Китай.

В последние годы, в целях реализации планов по превращению Ирана в ведущее государство на Ближнем и Среднем Востоке, военно-политическое руководство ИРИ осуществляет масштабные мероприятия по повышению боеспособности национальных вооруженных сил.

В современных условиях уровень развития военной промышленности в Иране пока не позволяет в полной мере обеспечить поставки в войска современных видов и образцов вооружением и военной техники (ВВТ) за счет внутреннего производства, поэтому Тегеран вынужден закупать сложные высокотехнологичные системы вооружений за рубежом. При этом, из-за сохраняющегося режима эмбарго на военные поставки в Иран, введенного США, страны Западной Европы осторожно идут на развитие военного сотрудничества с ИРИ. Вот почему на данном этапе военно-политическое руководство Ирана в качестве основных поставщиков ВВТ рассматривает Россию, некоторые государства СНГ (Украина, Белоруссия), Китай, КНДР и страны Восточной Европы (Болгария, Словакия и др.).

С учетом продолжающегося планирования программ модернизации национальных вооруженных сил на долгосрочную перспективу (до 25 лет) иранцы уже сейчас стоят перед выбором стратегических партнеров в области военно-технического сотрудничества (ВТС), способных предоставить Ирану современные системы вооружений в готовом виде, а также технологии их производства.

На ближайшую перспективу в качестве приоритетных направлений развития и модернизации вооруженных сил ИРИ определены следующие: овладение технологиями ракетостроения (от комплексов ПТУР до баллистических ракет), обновление самолетного и вертолетного парков, освоение лицензионного производства бронетанковой техники (Т-72С, БМП-2, собственные разработки), модернизация корабельного состава ВМС.

Военная промышленность Ирана представлена на сегодняшний день следующими основными отраслями: ракетостроительная, бронетанковая, артиллерийско-стрелковая, боеприпасная, авиационная и кораблестроительная. Государственные производственные предприятия входят в структуру министерства обороны и поддержки ВС (МОПВС). Наиболее мощным субъектом военно-промышленного комплекса (ВПК) Ирана является Организация оборонной промышленности (ООП), объединяющая более 20 промышленных групп. Кроме того, имеется ряд других самостоятельных структур – Организация аэрокосмической промышленности, Организация авиационной промышленности, Организация авиастроительной промышленности и др. К выполнению оборонных заказов привлекаются также крупные предприятия гражданского сектора, выпускающих широкий ассортимент продукции военного назначения.

В целом, высшее военно-политическое руководство Ирана продолжает уделять повышенное внимание вопросам развития оборонных отраслей промышленности. Во второй половине 90-х годов Иран достиг таких показателей, которые позволяют более чем на 85–90% удовлетворять потребности своих вооруженных сил в стрелковом вооружении и боеприпасах за счет собственного производства, а в некоторых случаях и экспортировать специмущество. По остальным видам ВВТ, Иран, в значительной степени, нуждается в поставках из-за рубежа, а также в получении иностранных технологий. Наиболее вероятно, что такая тенденция сохранится и в обозримой перспективе.

Список литературы

1.    Иран (справочник). – М., 2007.

2.    Современная история Ирана. – М., 2009.

3.    Москаленко А. Экономика ИРИ. – М., 2008.

4.    Деев С. ВЭД Ирана, Пакистана и Афганистана. – М., 2009.


Размещено на



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.