Рефераты. Либерализация ВЭД Исламской Республики Иран

Тем не менее, Германия оставалась в 2000/2001 г. для Ирана одним из основных поставщиков инвестиционного и разрозненного оборудования, металлопродукции, химических товаров и электроприборов, покупая, в свою очередь, в Иране сырую нефть, текстиль и традиционные иранские товары: ковры ручной работы, фисташки, икру, кишки. На долю сырой нефти в иранском экспорте в Германию в стоимостном выражении приходится около 30%.

В основном торгово-экономическое сотрудничество между Ираном и Германией ведется в области промышленности, развития железнодорожного транспорта и инфраструктуры.

Германские компании участвуют в реализации проектов нефтехимии, энергетики, газовой отрасли, аграрном секторе и в новых проектах в рамках 3-го пятилетнего плана экономического развития ИРИ.

В марте 2000 г. был введен в эксплуатацию завод по производству метанола на о. Харк, построенный при техническом содействии германских компаний, поставивших иранской стороне современное оборудование и передавших технологию. Германская компания «Тиссен Крупп» будет участвовать в строительстве крупнейшего нефтехимического предприятия по производству полиэтилена высокого давления в специальной экономической зоне Бандар Имам Хомейни.

Финансирование проекта стоимостью около 500 млн. долл. будет осуществляться с помощью кредитов «Дойче Банка». Германские компании участвуют в международном Германо-Японо-Южнокорейс-ком консорциуме, занятом в строительстве нефтехимического комплекса в г. Керманшах.

Германская компания «Линде» совместно с иранской компанией «Нарган», будет участвовать в строительстве завода по сепарации газа в районе газового месторождения «Южный Парс». Стоимость проекта 168 млн. долл. Финансирование и поставку оборудования берется обеспечивать компания «Линде». Компания «Линде» также намерена участвовать в строительстве крупнейшего в Иране предприятия по производству этилена. Стоимость проекта 333 млн. долл. США. Есть сообщения, что германские компании «МАН» и «ДИМАГ» заявили о своем участии в тендере по проекту строительства в Иране завода по производству турбокомпрессоров для перекачки газа по трубопроводам.

Налаживается сотрудничество между судо- и автомобилестроителями двух стран. Выше уже упоминалось соглашение с Германией о строительстве 6 судов-контейнеровозов, а также о закупке 20 локомотивов у компании «Сименс». К этому следует добавить еще сообщение о подписании контракта между иранской автомобилестроительной компанией «Мехвар ходроу» и германо-американской компанией «Даймлер-Крайслер». По этому контракту в Иран будут поставляться шасси для различного вида автотехники грузоподъемностью от 2 до 13 тонн.

В октябре 2000 г. в Иран приезжал министр экономики Германии В.Мюллер, которого сопровождали более 40 представителей деловых кругов. Члены делегации встречались с руководителями министерств экономики и финансов, нефти, энергетики. В ходе переговоров германские бизнесмены проявили интерес к инвестициям в различные проекты в Иране. В свою очередь, министр экономики и финансов ИРИ Х. Намази пригласил германские компании к активному участию в проектах 3-го пятилетнего плана развития и в программе приватизации ряда отраслей экономики страны.

Одновременно с визитом германской делегации в Иран страховая компания «Гермес», занимающаяся страхованием контрактов германских экспортеров, заявила о своей готовности страховать все контракты с Ираном, заключаемые в сфере энергетики и, таким образом, способствовать развитию экономического сотрудничества между Германией и Ираном.

Еще раньше, во время визита президента ИРИ С.М. Хатами в Германию (июль 2000 г.) канцлер ФРГ Шредер заявил, что германская страховая компания «Гермес» увеличит потолок страхового покрытия экспорта ФРГ в ИРИ с 200 млн. до 1 млрд. немецких марок (около 300 млн. евро). И далее, в случае более широкого участия немцев в иранских программах, этот потолок может быть поднят еще выше.

Крупнейшим торговым партнером Ирана в восточном регионе в 2000 году была Южная Корея. Товарооборот с этой страной составил, по оценке, 3760 млн. долл. США, в том числе иранский экспорт достиг 2390 млн., а импорт 1380 млн. долл. Рост товарооборота между двумя странами, по сравнению с предшествующим 1999 годом (2318 млн. долл.) составил 162,2%, в том числе по иранскому экспорту – 159,3% и по импорту – 168,7%.

Стоимость ненефтяных товаров в иранском экспорте в Южную Корею в 2000 г., представленном нефтехимическими продуктами, металлами, минеральным сырьем, коврами и сельхозпродуктами, составила 231 млн. долларов (9,7%). Остальные 90,3% иранского экспорта приходятся на поставки сырой нефти. Объем этих поставок составлял, в среднем, 210 тыс. баррелей в сутки. В то же время Иран импортировал из Южной Кореи морские суда, промышленное и энергетическое оборудование, запасные части, химические товары и электронную аппаратуру.

Среди внешнеторговых партнеров Ирана в 2000/2001 году Южная Корея заняла первое место. Основными сферами внешнеэкономического сотрудничества между двумя странами являются энергетика, нефтехимия, судостроение, автомобилестроение, металлургия и нефтегазовая отрасль.

Южнокорейские фирмы сотрудничают с Ираном в сооружении 10 тепловых электростанций комбинированного цикла, гидроэлектростанций «Масджеде Солейман» и «Готванд». Корейская компания «Ханджунг» выполняет заказ Ирана на производство 10 тепловых генераторов.

В нефтехимической отрасли корейские компании участвуют в реализации трех проектов стоимостью соответственно 389 млн., 30 млн. и 32 млн. долл. США.

В области судостроения: корейские компании «Хюндаи» и «Дэу» выполняют заказы для Ирана по строительству 25 сухогрузных судов и нефтеналивных танкеров. Общая стоимость заказов 1,4 млрд. долл. США. 15 судов уже построены и сданы Ирану.

В автомобилестроении: сооружаются производственные линии для сборки легковых автомобилей на иранских заводах «Сайпа» и «Иран ходроу». Стоимость проектов соответственно 32 млн. и 60 млн. долл.

В области металлургии: южнокорейские компании «Самсунг» и «Посеко» сотрудничают с Исфаганским металлургическим комбинатом в сооружении доменной печи и коксовых батарей. Ведутся работы по расширению мощностей этого предприятия (с 2,2 до 3,6 млн. т. стали в год) и комплекс мероприятий по охране окружающей среды.

В нефтегазовой отрасли: компания «Самсунг» участвует в строительстве вспомогательных объектов на 1-й фазе газового месторождения «Южный Парс» (стоимость проекта 200 млн. долл.), компания «Хюндаи» участвует в подрядных работах на 2-й фазе «Южного Парса» (стоимость контракта 1 млрд. долл.), компания «Дайлим» занята в проекте строительства завода по переработке газа (стоимость проекта 287 млн. долл.).

На состоявшемся в октябре 2000 г. в Сеуле 8-м заседании межправительственной комиссии по экономическому и техническому сотрудничеству между Ираном и Южной Кореей, а также в ходе последующего обмена высокопоставленными экономическими и промышленными делегациями, стороны наметили пути дальнейшего развития и новые перспективы в сотрудничестве между двумя странами. Южнокорейская сторона заявляет о своей готовности активно участвовать в реализации проектов 3 пятилетнего плана развития ИРИ и, в первую очередь, в инвестировании проектов энергетики, нефтехимии, металлургии и производства узлов и деталей для автомобилей.

Другим крупнейшим торговым партнером Ирана в восточном регионе в 2000 г. была Япония. Товарооборот с ней составил, по оценке, 3062 млн. долларов США, в том числе иранский экспорт 2552 млн. долларов и импорт – 510 млн. долларов.

Основную долю иранских товаров, поставляемых в Японию, составляет сырая нефть (95%). В тоже время структуру иранского импорта из Японии содержит, в основном, промышленное оборудование, средства связи, аудио- и видеотехника, медицинское оборудование, технологии и техническое содействие.

Японские компании участвуют в реализации иранских проектов в сферах энергетики (ГЭС «Карун»), транспорта, нефтехимии (нефтехимические комплексы в портах Бандар Имам Хомейни и Асалуе) и других областях экономики. Кроме того, они проявляют интерес к проектам развития в специальных экономических зонах Ирана.

Япония согласилась страховать те экономические проекты Ирана, которые будут осуществляться совместно иранскими и японскими компаниями. В первую очередь, речь идет о проектах сельского хозяйства и защиты окружающей среды.

В феврале 2000 г. в Министерстве промышленности и внешней торговли Японии приняли решение возобновить страхование торговых среднесрочных сделок своих компаний с Ираном.

Согласно решению, будут страховаться контракты со сроком исполнения более одного года. Первым проектом, подпадающим под это решение, является оборудование системой связи 1200 км участка железной дороги Тегеран-Бандар Аббас. Стоимость проекта, в котором участвует японская фирма «Марубени», составляет 5 млн. долл.

Визит президента Ирана С.М. Хатами в Японию (ноябрь 2000 г.) открыл широкие перспективы для развития внешнеэкономических отношений между двумя странами. Если до этого визита торговые связи ограничивались традиционной куплей-продажей сырой нефти, то после состоявшихся переговоров, по мнению сторон, открываются новые горизонты сотрудничества с участием японских компаний в нефтегазовых проектах Ирана. Японцы будут принимать активное участие в освоении нефтегазового рынка ИРИ, включая проекты по разведке, добыче и производству углеводородов. Это подтверждает и решение японской стороны предоставить Ирану кредит на сумму 3 млрд. долл. для обеспечения проектов в нефтегазовой отрасли ИРИ. Японским компаниям будет предоставлен приоритет в проведении переговоров по участию в разработке иранского нефтяного месторождения «Азадеган», а также в других проектах, включая проекты по разработке газового месторождения «Южный Парс».

Стороны будут развивать сотрудничество и в других сферах. Японская компания «Мазда» намерена участвовать в производственных программах иранских автомобилестроительных компаний «Парс ходроу» и «Нисан» по производству двухкабинных легковых и полугрузовых автомобилей. Это сотрудничество не будет ограничиваться только сборкой автомобилей, но охватит и совместное производство узлов и деталей к ним. Достигнуты договоренности о дальнейшем расширении сотрудничества между частными и государственными секторами обеих стран.

Япония заявила о своей готовности возобновить прерванное ранее кредитование ряда иранских проектов. Было подписано соглашение между ЦБ Ирана и Кооперативным банком Японии о предоставлении Ирану страховых экспортных кредитов на общую сумму 600 млн. долл. по четырем нефтехимическим проектам, а также по проектам строительства сталелитейного комплекса «Ардакан» и систем связи для иранских железных дорог.

Еще одним крупным, заметно прогрессирующим торговым партнером Ирана на Востоке является Китай. Товарооборот с ним в 2000 году вырос на 25,7% и составил, по оценке, 1816 млн. долл. США. Рост товарооборота произошел, в основном, за счет иранского экспорта в Китай (+ 64%), который достиг в 2000 г. 1124 млн. долл. Импорт вырос на 4,4% и составил 692 долларов.

Иранский экспорт в Китай состоял, в основном, из поставок сырой нефти и нефтепродуктов, химической и нефтехимической продукции, пластмасс, руд цветных металлов (медь, хром и нерудные минералы) и ряда товаров традиционного иранского экспорта.

Иранский импорт из Китая был представлен, в основном, поставками метровагонов и электрооборудования для метро, судов для торгового флота, промышленного и электронного оборудования, ткацких станков, красителей, каменного угля и инженерно-технических услуг.

Китайские фирмы участвуют в реализации многочисленных проектов в Иране, крупнейшими из которых являются: Тегеранское метро, строительство цементных заводов, гидро- и теплоэлектростанций, комбината по производству ферросплавов в г. Бандар Аббас. Китайскими и иранскими специалистами ведется строительство медеплавильного завода в Хатунабаде (провинция Керман) и модернизация цинкового завода в Бафке (провинция Йезд).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.