Как следует из Заключительного доклада, американские монополии уже довольно глубоко внедрились в экономику республики. В ней действуют такие гиганты американского бизнеса как «Тексако», «Ньюмонт майнинг», «Кейс», «Боинг», «Катерпиллер», «Келлог», банк «Чейэ Манхэттен». Законодательная деятельность в республике фактически направляется и контролируется американским правительственным Агентством по международному развитию, помогающим местным законодателям составлять бюджет, реформировать пенсионную систему, «совершенствовать» законодательство в области иностранных инвестиций в экономику Узбекистана.
Весьма важный аспект двусторонних американо-узбекских отношений – военный. Еще 13 октября 1995 г. был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между министерствами обороны США и Узбекистана. И с каждым годом такого рода сотрудничество расширяется и углубляется.
На упомянутой сессии двусторонней комиссии стороны «отметили важность, которую их отношения в военной сфере и сфере обороны играют в рамках общих отношений между США и Узбекистаном». Учитывая такого рода связи стороны подписали План 1998 г. по сотрудничеству в сфере обороны, подробно расписывающий все мероприятия в области военного сотрудничества. Американская сторона заявила, что решением президента США Узбекистан определен как страна, имеющая право приобретать оборонные материалы определенной категории и соответствующие услуги за счет американских фондов иностранного военного финансирования. Узбекистан также участвует в американской программе международного военного образования и тренировки и в специальной широкой программе обучения узбекских подразделений спецназа. Таким образом, американо-узбекское сотрудничество в военной сфере продвинулось весьма далеко.
Особо следует сказать о так называемом Центразбате – подразделении, состоящем из военнослужащих Узбекистана, Казахстана и Киргизии. Сформированная два года назад эта воинская часть привлекает все большее внимание как натовских, так и американских военных. В ходе заседаний американо-узбекской комиссии были согласованы планы по дальнейшему строительству и учениям этого, так сказать, миротворческого батальона. В июне 1998 г. Центразбат принял участие в 20-дневных учениях «Кооператив аут-свей-98» в американском штате Северная Каролина, проводившихся по натовской программе «Партнерство во имя мира». По заявлению Пентагона целью этих учений было «усовершенствовать на местности взаимодействие между военными силами стран НАТО и их партнеров» в миротворческих операциях. В учениях приняли участие воинские части США, Канады и Голландии и 13 стран-партнеров. (После учений албанское подразделение почти в полном составе попросило политическое убежище в США.) Однако главные учения Центразбата состоялись в сентябре этого года в три этапа на территориях Узбекистана и Киргизии. Впервые в такого рода учениях приняла участие и рота российских военнослужащих из 201-й дивизии, размещенной в Таджикистане. Однако совершенно очевидно, что с российским участием или без него, натовцы, в первую очередь США, готовят в российском «подбрюшье» своих локальных наемников, призванных защищать американские интересы в этом регионе. При этом между США и Германией идет весьма активное соревнование за контроль над узбекским военным комплексом[33].
Отстраненная от сверхдоходного газонефтяного бизнеса в регионе Германия медленно, но уверенно, усиливает здесь свои военно-политические позиции. При этом немецкие политики и военные придают особое значение укреплению отношений с Ташкентом. «Узбекистан является главным партнером Германии в Центральной Азии», – заявил вице-спикер бундестага Буркард Хирш во время своего визита в Ташкент в апреле 1997 г. В Узбекистане аккредитованы десятки представительств немецких фирм и общественных организаций. Но особое внимание Бонн уделяет строительству узбекской национальной армии. В рамках специальной программы бундесвера узбекские танкисты, артиллеристы, связисты, офицеры ПВО, занимающие должности вплоть до заместителя министра обороны, обучаются ныне в ряде германских городов. Полковник Генштаба ФРГ Буркхард Кюнапфель дал понять, что в скором будущем к Вооруженным силам Узбекистана будут прикомандированы в качестве советников офицеры бундесвера[34].
Все более активное внимание к Узбекистану проявляют в последнее время Турция и Китай.
Таким образом, страны бывшей Средней Азии ныне становятся не только вторым по сути, после НАТО, полем антироссийской деятельности, но и новым узлом соперничества между государствами Запада и Востока за контроль над этим стратегически чрезвычайно важным регионом.
«Если мы посмотрим на более крупную геоэкономическую картину, – пишет упомянутая газета, – то мы осознаем, что на кон поставлено нечто большее, чем какая-то одна отрасль промышленности, какой-то один регион, или один рынок. Крупная панорама включает в себя нечто большее, чем лишь нефть и газ»[35]. Полнейшая бездеятельность Москвы, а порой и ее некорректные негативные акции в отношении стран региона и безразличие российского капитала к ним, облегчают для стран – конкурентов России реализацию поставленных ими задач по превращению региона в полуколониальный придаток и антироссийский форпост Запада.
Как известно, самой модной темой в пропагандистской кампании США и их союзников по антироссийской коалиции является непрерывное муссиро-вание темы о том, что новые независимые государства наконец-то избавились от «российского колониализма». Главный специалист по «русскому вопросу» в администрации Клинтона, заместитель госсекретаря С. Тэлботт сказал как-то, имея в виду новые республики прикаспийского региона: «Сегодня они имеют шанс навсегда оставить позади свой опыт пешек на шахматной доске, в то время как крупные державы борются друг с другом за богатство и влияние за их счет»[36].
Однако все вышеизложенное убедительно свидетельствует о том, что в разыгрываемой сейчас западными державами и их эмиссарами глобальной «шахматной партии» республикам региона уготована незавидная роль.
Экономический кризис в России во многом определил тональность проводимой американцами политики на постсоветском пространстве. Стремление Вашингтона активно использовать возросшие возможности, добиваться реализации своих интересов напористо, без оглядки на реакцию Москвы становится все более очевидным. При этом речь идет не только о «подтягивании» бывших советских республик к западным или ориентирующимся на Запад международным и региональным структурам, но и о наращивании в них собственного присутствия, с тем чтобы непосредственно воздействовать на внутриполитическую ситуацию в этих странах.
Как заявила госсекретарь М. Олбрайт, «задача США состоит в том, чтобы управлять последствиями распада советской империи… Это означает, что нам по-прежнему следует неуклонно отстаивать наши принципы, интересы и цели. Это также означает поддержку России до тех пор, пока она движется в правильном направлении. Предпринимаемые нами усилия принесли ощутимые результаты»[37].
Наиболее приоритетным во внешней политике США на постсоветском пространстве становится кавказское направление, открывающее дорогу к перспективным энергетическим ресурсам Каспия, которые Вашингтон стремится взять под свой контроль.
Каспийский регион в XXI веке обещает стать главным поставщиком энергоресурсов на мировой рынок. Запасы имеющихся здесь углеводородных ресурсов оцениваются по-разному, но все эксперты сходятся во мнении, что этот регион может выйти на 3-е место в мире по добыче энергоресурсов (после Ближнего Востока и Сибири). Крупнейшие прогнозные региональные запасы нефти и газа сосредоточены на территории Туркмении (6,5 млрд. тонн нефти и 5,5 трлн. куб. м газа – 4-е место в мире по разведанным газовым запасам), Казахстана (6 млрд. тонн нефти и 2 трлн. куб. м газа) и Азербайджана (3,5–5 млрд. тонн нефти и 600 млрд. куб. м газа). Российские запасы нефти на Каспии (до открытия в январе 1998 года потенциально нефтеносных структур в северном секторе моря – около 600 млн. тонн на площади 800 кв. км) оценивались в 1 млрд. тонн. Иранские запасы еще меньше. По самому шельфу Каспия разведанные запасы составляют 12 млрд. тонн условного топлива, и в случае разделения моря на национальные сектора Казахстан получит 4,5 млрд. тонн, Азербайджан – 4 млрд. тонн, Россия – 2 млрд. тонн, Туркмения – 1,5 млрд. тонн и Иран – 0,9 млрд. тонн. Кроме того, в Баку утверждают, что в «их» секторе находится более 3 млрд. тонн еще не открытых углеводородов, а Акмола говорит о наличии более 3,5 млрд. тонн у своих берегов. Даже если реальный ресурсный потенциал региона сознательно завышен, американские компании, заключая сегодня грандиозные контракты, обеспечивают себя энергоресурсами на 50–60 лет вперед, ибо устанавливаемая ими монополия в нефте-газоносных регионах Каспия дает возможность регулировать темпы их освоения, контролировать мировые цены на нефть[38].
За период 1997–1998 годов администрация США значительно активизировала контакты с кавказскими государствами на различных уровнях. В Вашингтоне побывали с официальными визитами президенты Г. Алиев и Э. Шеварднадзе, а также практически все другие руководители Азербайджана, Армении и Грузии. В свою очередь в эти страны постоянно направляются американские высокопоставленные чиновники из Госдепартамента, Министерства обороны, экономических ведомств, сенаторы и конгрессмены, а также представители делового мира США. Такой интенсивный диалог, зачастую характерный наличием в нем антироссийских элементов, способствует реализации поставленных администрацией Клинтона задач в регионе, усиливает там американское влияние. Государства Закавказья и Прикаспия активно расширяют договорно-правовую базу отношений с США, конкурируя друг с другом в привлечении американских инвестиций в экономику, участвуют в натовской программе «Партнерство ради мира».
Усилению позиций США на Кавказе способствует сеть действующих в регионе различных американских фондов и неправительственных обществ (Фонд Сороса, Американский национальный демократический институт, Фонд партнерства и др.), а также представительств подконтрольных Вашингтону международных финансовых организаций. Обширные и развитые связи в правительствах, госаппарате, парламентах позволяют американцам собирать необходимую информацию и даже влиять на подготовку и принятие решений руководством кавказских стран. Деятельность указанных американских институтов (проведение лекций и выступлений, конференций, симпозиумов, семинаров) является также эффективным инструментом воздействия на общественное мнение в государствах Закавказья.
В конце октября 1998 года Президент Клинтон подписал так называемый Макетный закон, включающий бюджетный Закон об ассигнованиях на финансовую помощь иностранным государствам, в котором подтверждено намерение американской администрации выделить странам СНГ ассигнования в размере 801 млн. долларов на период до 30 сентября 2000 года. Из них на долю государств Кавказа придется не менее 228 млн. долларов. При этом 17,5 процента от этой суммы будет направлено на мероприятия «по мирному разрешению конфликтов в этом регионе, прежде всего в Абхазии и Нагорном Карабахе». Грузии и Армении предоставляется соответственно 37 и 35 процентов от указанной суммы[39].
В своих официальных заявлениях американцы подчеркивают, что их политика на Кавказе направлена на укрепление существующих здесь политических и экономических механизмов, продвижение вперед рыночной демократии, урегулирование конфликтных ситуаций, развитие энергетики и создание энергетического транспортного коридора между Востоком и Западом, сотрудничество в вопросах обеспечения безопасности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11