Американский специалист по Центральной Азии Грегори Глисон отмечает: «Недавние политические события продемонстрировали, что риторика центральноазиатского политического руководства насчет приверженности принципам демократии оказывается всего лишь риторикой – и не больше. Все государства Центральной Азии ныне управляются в основном с помощью приказов исполнительной власти. Конституции центральноазиатских государств провозглашают разделение властей, но фактически парламентские и юридические институты в регионе функционируют лишь в качестве ветвей исполнительной власти…»[26]
Когда иностранные обозреватели оценивают перспективы для демократии в Центральной Азии, неизбежно делается ссылка на отсталость культуры, на «феодальные институты» традиционной Центральной Азии, или делается более обобщенное заключение о том, что в целом страны Центральной Азии по-видимому продвигаются в направлении деспотизма» [27].
Тем не менее, вопреки заявлениям насчет своей приверженности демократии и защите прав человека Соединенные Штаты, равно как и другие государства дальнего зарубежья, руководствуются в этом регионе в первую очередь оценками политической и экономической стабильности. Политическая стабильность в Казахстане, Узбекистане, Туркмении и Киргизии дает гарантию доходности вложенных инвестиций – и это главное. Инвестиции в экономику «четверки» в основном имеют сырьевую направленность. В то же время Таджикистан с идущей в нем многолетней гражданской войной остается вне сферы экономических интересов западных государств.
В Казахстане западные, в том числе и американские, компании закрепились весьма основательно, несмотря на довольно неровный стиль отношений казахских властей к иностранным инвесторам. Уже более 80% стратегических предприятий Казахстана переданы в управление фирм дальнего зарубежья. Добыча хромовых руд передана Японии, урановых – Бельгии. Американские компании, такие, как «Шеврон», «Мобил» и ряд других, закрепились на основных месторождениях казахской нефти. На добычу нефти и газа приходится 70% иностранных инвестиций. «Правительство Казахстана практически уже не контролирует стратегические отрасли экономики: добычу и экспорт нефти, урана, цветных металлов, производство зерна. Руководство страны оставило в своей компетенции лишь вопросы, касающиеся сохранения власти и распределения получаемых от продажи ресурсов материальных средств» [28].
В Киргизии иностранные капиталы поступают в основном в добычу золота и цветных металлов. В киргизском золотом бизнесе помимо предприятий государственного концерна «Кыргыэалтын» действуют три крупнейшие золотодобывающие фирмы мира, в частности американская «Интертек». Общие иностранные инвестиции в добычу киргизского золота превышают 1 млрд. долл. В 1997 г. киргизские золотодобытчики произвели 17 т золота на сумму 3 млрд. сомов (176 млн. амер. долл.). По мнению многих экспертов, Киргизия ныне прочно села на «долларовую иглу». Без дотаций экономика Киргизии не сможет дальше держаться «на плаву».
Весьма благоприятный климат для иностранных инвестиций создан в Туркмении. В июле 1996 г. Туркмения и малазийская компания «Петронас» подписали соглашение о разведке и разработке трех нефтяных месторождений на туркменском шельфе Каспийского моря на условиях раздела продукции на срок в 26 лет. Английская нефтяная компания «Моньюмент» получила в 1996 г. право разведки и добычи нефти на территории Небит-Дага на западе Туркмении на 25 лет. Компания сама финансирует этот проект и в течение семи лет будет получать 60% добываемой здесь нефти. Позднее к англичанам присоединилась американская компания «Мобил» – признанный мировой авторитет в нефтегазовом бизнесе. По соглашению «Мобил» получила 40% долевого участия. В ходе визита президента Туркменистана Ниязова в США было подписано соглашение о стратегическом альянсе между компаниями «Мобил», «Моньюмент» и государственным концерном «Туркменнефть» по разведке и разработке углеводородных ресурсов блока «Гарашсыэылк», где уже добывается около 80% общего объема добычи нефти в стране [29].
Однако реалистический анализ ситуации показал американским специалистам, а затем и правительству, что единственной надежной опорой для долгосрочной американской политики в регионе может быть лишь Узбекистан, несмотря на то что политика его президента Ислама Каримова в области прав человека была одной из самых жестких среди республик СНГ, вызывавшая громкие международные протесты со стороны правозащитных организаций.
Подробно разбирая вопрос о том, почему ни одна другая центральноазиатская республика «не тянет» на роль регионального стабилизатора, известный американский «кремленолог» Фредерик Старр отмечал: «Казахстану удалось добиться больших краткосрочных дипломатических преимуществ в результате своего согласия отказаться от ядерного оружия, которое осталось на его территории после развала Союза. Это будет страна, с которой придется считаться в силу ее громадных нефтяных резервов… И все же перспективы Казахстана серьезно ограничены этническим и территориальным размежеванием страны между русскими и казахами, слабостью местных институтов, отсутствием научной интеллигенции и недоразвитой индустрией…
Что касается Киргизстана, то, несмотря на притязания президента Аскара Акаева превратить страну в «Швейцарию Центральной Азии» и его свободный доступ в клинтоновский Белый дом, эта небольшая горная страна не отвечает большинству критериев региональной державы. Она бедна ресурсами; ее общественная жизнь пронизана межклановым соперничеством, региональными раздорами и коррупцией; и поскольку русские составляют 20% ее населения, она сталкивается с этнической напряженностью, которая может в конечном итоге грозить самому ее существованию…
В числе опаздывающих к началу раздела туркменского «нефтегазового пирога» оказались прежде всего российские компании, хотя глава Туркмении неоднократно заявлял, что их здесь ждут и готовы предоставить те же условия, какие получают, к примеру, «Мобил» и «Моньюмент». «Однако мы не можем ждать до бесконечности», – подчеркнул С. Няяэов[30].
Туркменистан уже достиг такого благополучия от продажи своего природного газа, что правительство этой во всех других отношениях бедной страны снабжает всех жителей бесплатной электроэнергией. Однако, имея большую площадь пустынь и население менее четырех миллионов и располагая буквально крошечной интеллектуальной элитой, Туркменистан будет зависеть от других в обеспечении своей безопасности, подобно Объединенным арабским эмиратам или Кувейту».
Таджикистан же с его гражданской войной и этнической борьбой вообще не может думать о роли регионального лидера, точно так же как и воюющий и торгующий наркотиками Афганистан. «Это делает Узбекистан единственным кандидатом на роль регионального якоря» [31].
После ряда экономических неудач американского бизнеса в Казахстане и Киргизии американские деловые крутя, равно как и руководители США, решили, наконец, прислушаться к советам своих экспертов и сделать своей опорой в регионе Узбекистан как экономически наиболее эффективный и наиболее стабильный режим в Центральной Азии. Они объявили Узбекистан своим стратегическим партнером. При этом они учитывали, что политически активные узбекские нацменьшинства существуют во всех других государствах региона.
Достаточно сказать, что Узбекистан – это единственная из республик СНГ, в которой объем ВВП по сравнению с показателями, зафиксированными на рубеже 80–90-х годов, сократился не на половину или на две трети, как во всех остальных, а всего лишь на 13%. Но уже в 1995 г. Узбекистан вышел на уровень производства 1990 г. и с тех пор наращивает его объемы. При этом республика не только торгует нефтью, ураном и хлопком – она развивается как промышленное государство. В отличие от других бывших среднеазиатских республик СССР Узбекистан реализует свою собственную модель экономического развития, в основе которой – планирующая и направляющая роль государства в осуществлении рыночных реформ при приоритете промышленного роста. За шесть лет начиная с 1991 г. Узбекистан достиг энергетической и зерновой независимости и при этом сохранил за собой четвертое место в мире по выращиванию хлопка.
В стране была создана солидная законодательная база, обеспечивающая коммерческие интересы иностранных инвесторов. Риск при инвестировании в Узбекистане по сравнению с другими бывшими республиками Советского Союза является самым низким. Поэтому за последние годы республике в сотрудничестве с зарубежными фирмами удалось создать собственную автомобильную промышленность (там выпускаются легковые автомобили, автобусы и тягачи «Мерседес»), пустить на полную мощность Ташкентский тракторный завод, обеспечить развитие ряда других промышленных производств. Рост нефтедобычи стал возможным за счет инвестиций американских и японских компаний. После введения в строй узбекско-американского золотодобывающего СП «Заравшан-Ньюмонт» добыча золота выросла до 78 т в год.
Если еще в 1992 г. Узбекистан импортировал до 5 млн. т нефтепродуктов из России, то с 1997 г. он сам начал экспортировать в соседние страны 2 млн. т нефтепродуктов в год[32].
Стремясь закрепить и расширить политическое, экономическое и научно-техническое сотрудничество с США и другими западными государствами, президент Каримов с 1996 г. изменил свое отношение к оппозиции и СМИ, создав условия для более или менее свободного выражения мнений. Узбекистан ратифицировал международные договоры по правам человека. За хорошее поведение Ташкент был поощрен в 1998 г. визитом в республику Хиллари Клинтон, которая провела в Узбекистане три дня.
Однако самым главным поощрением для Каримова и подтверждением новых тесных связей Узбекистана с США стало создание в феврале 1998 г. специальной совместной американо-узбекской комиссии, ставшей важным форумом для контактов двух стран на высоком уровне. С узбекской стороны комиссию возглавляет министр иностранных дел А. Камилов, с американской – посол по особым поручениям и специальный советник госсекретаря США по делам СНГ С. Сестанович. В рамках комиссии созданы четыре комитета: политический, военный, по экономической реформе и помощи и комитет по энергетике.
Первая сессия комиссии состоялась 26–27 февраля 1998 г. в Вашингтоне. В опубликованном по ее итогам Заключительном докладе стороны подчеркнули свое удовлетворение развитием американо-узбекских отношений за шесть лет с момента обретения Узбекистаном независимости. Обе стороны вновь подтвердили «крепкий и динамичный характер своих взаимоотношений» и особенно приветствовали «успешные консультации и координацию действий по многим вопросам внешней политики и безопасности, представляющим взаимный интерес… Обе стороны подтвердили желательность укрепления двусторонней и многосторонней поддержки совместных внешнеполитических целей, включая усиление регионального сотрудничества между государствами Центральной Азии».
Узбекистан согласился с США в том, что выборы в Национальную ассамблею (парламент) Узбекистана в 1999 г. и президента в 2000 г. должны быть свободными и честными в соответствии с международными стандартами и с участием международных наблюдателей.
Американцы похвалили Узбекистан за принятый в декабре 1997 г. закон о СМИ, запрещающий цензуру и гарантирующий журналистам свободу выражения, проведение расследований и сохранение конфиденциальности источников их информации.
Узбекистан дал обязательство присоединиться к процедурам, установленным созданным США на Украине Центром по науке и технике и к самому Центру, основная задача которого – использовать ученых и инженеров стран СНГ, ранее трудившихся в оборонной сфере, якобы для мирных исследований, а на деле – завербовать их на работу по американским заданиям (в частности в сфере фундаментальных «мирных» исследований, весьма интересующих военные и разведывательные ведомства США). Естественно, что такая форма работы (при которой американцы даже готовы поставлять нужные приборы) обходится Соединенным Штатам гораздо дешевле, чем приглашение соответствующих специалистов на работу в США по американским ставкам зарплаты. Американцы уже давно практикуют такого рода «научную кооперацию» с рядом западноевропейских стран из тех, что победнее.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11