Рефераты. История военно-технического сотрудничества США со странами Ближнего Востока

Американцы помогают в подготовке местных военных кадров. В оманских ВМС работают советники и инструкторы из США. На протяжении 90-х годов вооруженные силы Омана регулярно участвовали в совместных учениях с ВС США.

В феврале 1998 г. оманское руководство предоставило свои военно-воздушные базы для авиации США, готовившейся нанести удары по Ираку, а в декабре 1998 г. американские стратегические бомбардировщики В-1В, участвовавшие в операции «Лис пустыни», наносили удары по Ираку с оманской базы МарказТамарид. В ходе подготовки и проведения США военной операции против Ирака в 2003 г. на территории Омана была размещена крупная группировка ВВС США, в том числе стратегические бомбардировщики В-1В и самолеты ДРЛО Е-3 АВАКС.

На современном этапе отношения Катара с США носят союзнический характер. 22 июня 1992 г. страны подписали соглашение по вопросам обороны и безопасности. Оно предусматривает оказание прямой американской военной помощи Катару в чрезвычайной ситуации. Вооруженные силы США получили доступ к портам и аэродромам эмирата, регулярно стали проводиться совместные учения ВС двух стран. Наиболее крупным из них является ежегодное учение ВМС «Дезерт пак».

С 1995 г. на территории Катара заскладированы бронетехника (110 танков М1А2 «Абрамс»), артиллерия, средства ПВО, стрелковое оружие, средства связи, различное снаряжение и имущество для бронетанковой бригады из состава ОЦК ВС США. С этой целью построена специальная база хранения – одна из крупнейших на Ближнем Востоке. Кроме того, американские ВС используют еще две базы на катарской территории, в том числе военно-воздушную базу Эль-Удейд. В апреле 2000 г. с США достигнута договоренность о расширении ВВБ Эль-Удейд с целью ее возможного использования американской авиацией в кризисных ситуациях. В настоящее время стороны готовят новое соглашение о военно-техническом сотрудничестве.

С 2002 г. в Катаре на военной базе Эс-Салия размещен командный пункт ОЦК ВС США, откуда происходило общее руководство американской военной операцией против Ирака в 2003 г. В период ее подготовки и проведения в Катар были переброшены контингенты ВС США (до 8 тыс. чел.), в основном из состава ВВС, включая самолеты F-117 и Е-3 АВАКС.

Традиционно основным поставщиком вооружения и военной техники для вооруженных сил эмирата является Франция. Однако в последнее время катарская сторона проявляет интерес к приобретению в США ЗРК «Пэтриот» ПАК-3, танков М1А2 «Абрамс», системы раннего предупреждения. Соединенные Штаты предложили Катару приобрести ОТР ATACMS на таких же условиях, как и Бахрейну, на что руководство страны дало свое согласие.

Во второй половине 90-х годов активизировались военные связи США с Йеменской Республикой (ЙР). В марте-апреле 1999 г. в провинции Ходейда были проведены совместные йеменско-американские учения спецвойск, продолжавшиеся четыре недели. С йеменской стороны в них участвовала бригада спецназа «Наср», с американской – батальон спецназа. США оказали ЙР помощь в разминировании ряда участков местности.

ЙР и США активно сотрудничают в деле борьбы с терроризмом. В Йемен после событий 11 сентября 2001 г. были направлены 150 военнослужащих сил специальных операций ВС США с целью участия в мероприятиях по поиску и уничтожению сторонников бен Ладена. В 2002 г. американские специалисты приступили к установке новейшей компьютерной системы слежения во всех морских портах Йемена, а также на аэродромах и других важных объектах в районе Адена. Подразделения ВС ЙР и спецназа США проводят совместные операции по прочесыванию местности в провинциях Маариб и Джоуфа, где особенно сильно влияние вооруженных исламистских группировок. Проведено несколько совместных операций по выявлению и уничтожению главарей «Аль-Каиды», скрывающихся на территории республики. Американские специалисты участвуют в подготовке личного состава йеменского спецназа.

В 90-е годы отмечены укреплением и расширением ВТС между Иорданией и США. Иорданское руководство рассматривает Вашингтон в качестве главного гаранта обеспечения внешней безопасности королевства в условиях сохраняющейся напряженности на Ближнем Востоке, а также гаранта стабильности монархического режима внутри страны. Вашингтонская администрация, в свою очередь, успешно использует различные рычаги воздействия на Иорданию в целях закрепления ее в качестве политического партнера США на Ближнем Востоке и необходимого обеспечивающего элемента американской концепции «гибкого военного присутствия» в регионе. Американцы гарантировали Амману оказание безвозмездной финансовой помощи на нужды обороны и безопасности, льготные поставки оружия и военной техники, помощь в реорганизации армии и подготовке военных кадров. Для рассмотрения данных вопросов создана и действует совместная иордано-американская военная комиссия. В Иордании имеется постоянное военное представительство США, регулярно происходят встречи на высшем уровне военных деятелей обоих государств и переговоры по военным вопросам. В 1996 г. Иордания получила статус «союзника США вне НАТО».

На протяжении последнего десятилетия Иордания заключила соглашения о военных поставках из США на сумму 300 млн. долл. В 1995 г. королевские ВВС получили 12 истребителей F-16А/В и 50 танков М60АЗ. В ближайшие годы намечено произвести модернизацию ЗРК «Усовершенствованный Хок» и приобрести три новые РЛС.

Весной 1999 г. с целью укрепления позиций короля Абдаллы II США решили оказать Иордании дополнительную военную помощь на сумму 200 млн. долл. В 2000 г. американская военная помощь составила 225 млн. долл., а в 2001 г. – 228 млн. долл., Ожидается, что в 2003 г. она достигнет 448 млн. долл. Иорданская сторона изъявляет желание приобрести новые крупные партии вооружений в США, но американский конгресс пока не дал разрешения на эти поставки.

Систематически на территории королевства проводятся совместные американо-иорданские учения с участием частей и подразделений всех видов вооруженных сил, осуществляется обмен разведывательной информацией.

С Соединенными Штатами подписано соглашение о доступе американских ВС на иорданские военные объекты. С 1996 г. иорданские военно-воздушные базы используются американской авиацией для перелетов в зону Персидского залива и перебросок подразделений морской пехоты.

В период подготовки и проведения американской военной операции против Ирака в 2003 г. на иорданские военно-воздушные базы были переброшены истребители ВВС США F-16 и британские «Торнадо», а также про-тивопартизанские самолеты АС-130. Для их прикрытия на территории королевства развернули ЗРК «Пэтриот». В королевстве также находились спецподразделения ВС США.

Основными партнерами Ливана в сфере ВТС остаются США и Франция, которые продают оружие и снаряжение по низким ценам или передают военное имущество безвозмездно. В Ливане действует американское военное представительство. В 1993 г. с США было заключено соглашение о военной помощи, передаче вооружения и подготовке военных кадров. В 90-е годы американцы передали Ливану 16 вертолетов UH-1H «Белл» за символическую плату в 1,5 млн. долл. С американских складов в Западной Европе ливанцы получили стрелковое оружие, 860 БТР МПЗ, 34 артиллерийских тягача, 300 военных грузовиков, 60 санитарных машин, приборы ночного видения, запасные части к танкам М48 и другой поставляемой технике, средства связи и др. Американские поставки позволили преобразовать все пехотные бригады ливанской армии в мотопехотные. В среднем ежегодная стоимость американских военных поставок составила 30 млн. долл. В составе ВМС Ливана при содействии США и Великобритании создан морской десантно-диверсионный отряд численностью в 100 человек. Он предназначен для борьбы с терроризмом и действий в качестве подразделения быстрого реагирования на конфликтные ситуации. По оценкам иностранных специалистов, ливанский морской спецназ является одним из лучших подразделений такого рода в регионе.

Главным партнером Туниса в военной и военно-технической области с начала 60-х годов являются Соединенные Штаты. Основными направлениями тунисско-американского военного сотрудничества являются: подготовка личного состава местных ВС; предоставление доступа вооруженным силам США на объекты военной инфраструктуры Туниса; продажа или предоставление безвозмездно в рамках программ военной помощи оружия и военной техники; оказание содействия в техническом обслуживании и ремонте поставленной техники; проведение совместных учений и ежегодных штабных переговоров.

С 1981 г. действует совместная тунисско-американская военная комиссия, которая рассматривает оборонные нужды Туниса. Ее заседания, в том числе на уровне министров обороны, поочередно проходят в Вашингтоне и Тунисе. Ежегодная безвозмездная американская военная помощь республике составляет 50–60 млн. долл. В стране действует военное представительство США. Тунисская армия в значительной степени оснащена американской техникой. Почти каждый офицер национальных вооруженных сил на том или ином этапе своей службы проходил обучение в США.

Тунис участвует в инициированной США и Великобританией африканской миротворческой программе и формировании Африканских сил реагирования на кризисы. В этой программе участвуют также Уганда, Гана, Малави, Мали, Эфиопия, Сенегал. В рамках программы по рекомендации американских советников в составе сухопутных войск Туниса формируется батальон быстрого реагирования численностью 500–800 человек.

В 1993 г. США поставили 4 военно-транспортных самолета С-130В/Н. В 1998 г. были закуплены 4 вертолета ПЛО НН-3, 2 пусковые установки и 300 ЗУР ближнего действия «Чапарэл», а также тренажерное оборудование для обучения личного состава зенитных ракетных подразделений. В перспективе Тунис намерен приобрести у США еще один самолет С-130В.

В начале 90-х годов военные связи Алжира с США ограничивались ежегодным направлением на учебу небольших групп алжирских офицеров и эпизодическими поставками вспомогательной техники. Постепенно двустороннее сотрудничество в военной области стало расширяться. Размеры американской помощи на цели обеспечения безопасности выросли с 95 млн. долл. в 1994 г. до 125 млн. долл. в 1999 г., а закупки в США техники военного назначения и снаряжения увеличились с 10 млн. долл. в 1992 г. до 110 млн. долл. в 1996 г. Расширяется практика направления на учебу алжирских офицеров в США. Между ВМС двух стран действует программа «обменов и сотрудничества». Алжир также рассчитывает на помощь США в деле преобразования своих ВС в полностью профессиональную армию. В 2000 г. Алжир приобрел шесть американских самолетов электронной разведки и РЭБ «Бич 1900».

Во время визита в Вашингтон летом 2001 г. президент АНДР А.Бутефлика заявил о желании алжирской стороны закупить в США системы оружия, оснащенные приборами ночного видения и в целом более широко ориентироваться на приобретение вооружения и военной техники американского производства. Бутефлика также выразил удовлетворение качеством подготовки алжирских военнослужащих в США.

С американской фирмой «Нортроп» ведутся переговоры о закупке оборудования для систем ПВО и новых РЛС. В 2003 г. должны начаться поставки в Алжир спецтехники и спецсредств в рамках программы оказания содействия по борьбе с терроризмом. Вместе с тем американская сторона не идет пока на полную отмену эмбарго на военные поставки АНДР.

Важное стратегическое положение Марокко во многом объясняет интерес Вашингтона к этой стране. США неоднократно заявляли о своей непосредственной заинтересованности в укреплении безопасности королевства как прозападно ориентированного государства.

В 1982 г. создан и регулярно проводит заседания (поочередно в Вашингтоне и Рабате) совместный комитет по вопросам военного и военно-технического сотрудничества. Оно развивается последующим основным направлениям: участие США в подготовке марокканских военных кадров, продажа или передача на безвозмездной основе (ежегодно на сумму до 50 млн. долл.) вооружения и военной техники королевской армии, проведение совместных мероприятий по оперативной и боевой подготовке штабов и войск, обмен военными делегациями и визитами военных кораблей. Важным элементом сотрудничества является предоставление американцам права на использование в интересах своих вооруженных сил целого ряда объектов военной инфраструктуры Марокко. Так, по соглашению 1982 г. США получили право использовать военно-воздушные базы в Кенитре, Сиди Слимане и Бен Герире «в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на Ближнем Востоке и в Африке». С 1987 г. США могут использовать ВВБ Бен Герир и в качестве запасного аэродрома для аварийной посадки космических кораблей многоразового использования. В Марокко на постоянной основе находится американское военное представительство.

Из излишков ВС США в 1993–1995 гг. Марокко получило 320 танков типа М60, танко-десантный корабль типа «Ньюпорт», другую технику. В 1996 г. с США подписан контракт на поставку 26 155-мм гаубиц M198. В середине 90-х годов Марокко проявило интерес к приобретению у США 20 бывших в употреблении истребителей F-16. Возможно, что в ближайшее время они будут поставлены королевству. Периодически проводятся совместные учения ВВС США и Марокко. В 2000 г. с США достигнута договоренность об увеличении «числа и качества» совместно проводимых учений. В 1997 г. завершено строительство с помощью США танкоремонтного завода, который специализируется на ремонте танков типа М48 и М60, БТР M113.

Со времени получения Марокко независимости в 1956 г. в США прошли обучение и переподготовку более 3 тыс. офицеров национальных ВС.

В то же время военная помощь США носит дозированный характер и не имеет тенденции к существенному расширению. Как правило, американцы стараются направлять ее преимущественно на развитие необходимых им элементов марокканской инфраструктуры, что не всегда отвечает интересам страны. В Рабате не скрывают своего недовольства американо-французской договоренностью о том, что объемы военной помощи и поставок оружия королевству не должны нарушать баланса сил между Марокко и Алжиром, даже в случае обострения отношений между соседними государствами.

В целом, несмотря на имеющиеся разногласия, мароккано-американские отношения развиваются стабильно. Это позволяет Вашингтону рассматривать Рабат в качестве надежного партнера в Магрибе, арабском мире и в Африке, на поддержку которого он может рассчитывать. Со своей стороны, марокканское руководство, сознавая важность для страны американской финансово-экономической и военно-технической помощи, также заинтересовано в продолжении разностороннего сотрудничества с США.

С 1999 г. после прекращения ВТС с Францией отмечается расширение военных связей Мавритании с США. По данным иностранной печати, 40 американских офицеров работали в качестве инструкторов в учебных центрах мавританской армии. Военнослужащие местных ВС направляются на учебу в США. Мавританское руководство высказывает пожелание о реорганизации своих вооруженных сил с американской помощью. В первую очередь, это относится к подразделениям спецвойск.

Проведение международной антитеррористической операции в Афганистане и военной операции против Ирака обусловили усиление внимания со стороны США и их союзников к небольшому государству Джибути, занимающему важное положение на перекрестке морских путей между Красным и Аравийским морями. В 2002 г. на территории республики было размещено до 800 военнослужащих американского спецназа. Предполагается, что на создаваемой американцами региональной антитеррористической базе будут размещаться военнослужащие 2-й дивизии Корпуса морской пехоты США. Всего в стране на начало 2003 г. находилось до 3000 американских военнослужащих. Соединенные Штаты используют территорию Джибути и в качестве базы для запуска беспилотных разведывательно-ударных летательных аппаратов «Предатор». Командование ВС США намерено также использовать территорию Джибути для обучения войск боевым действиям в условиях пустыни.

В 2001 г. в Джибути было размещено 152-е оперативное соединение, созданное при участии государств-участников антитеррористической операции – ФРГ, США, Великобритании, Франции, Испании и ряда других стран. Соединение обеспечивает безопасность судоходства в Красном море и Персидском заливе.

К арабским странам, с которыми США не поддерживают отношения в военно-технической сфере, относятся Ливия, Сирия и Судан. Американским фирмам, производящим продукцию военного или двойного назначения, запрещено устанавливать или поддерживать какие-либо связи с этими неугодными Вашингтону режимами, внесенными госдепартаментом в «черный список». Более того, США всячески препятствуют поставкам вооружения этим государствам другими странами. Так, в 1999 г. американцы ввели санкции против российских предприятий – Тульского КБ приборостроения, Климовского НИИ точного машиностроения и Вольского механического завода, которые осуществили поставки в Сирию некоторых видов оружия.

Список литературы

военное техническое сотрудничество арабская страна

1.       Anthony H. Cordesman. The Military Balance in North Africa. Washington, 2002.

2.       Kenneth Katzman. The Persian Gulf: Issues for U.S. Policy, 2003. Congressional Research Service. The Library of Congress, 2002.

3.       The Military Balance 2002–2003. London, 2002.

4.       Пульс планеты. Ближний и Средний Восток. Ежедневный бюллетень информации ИТАР-ТАСС. М.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.