Рефераты. История военно-технического сотрудничества США со странами Ближнего Востока

Вашингтон, оказывая военную помощь АРЕ, стремится не допустить достижения египетского военно-технического превосходства над Израилем. Именно поэтому США отказали Египту в передаче самолетов F–15, до настоящего времени не решен вопрос о поставке ПТРК ТОУ–2В, который в состоянии пробивать броню израильских танков «Меркава».

В 1999 г. были согласованы объемы, условия и сроки поставок ЛРК новых крупных партий американского оружия на сумму 3,2 млрд. долл. Всего же со второй половины 70-х годов по 2002 г. Египет заключил с США контрактов на поставки вооружения и военной техники на общую сумму 13,7 млрд. долл., из которых к 2002 г. реализованы контракты на сумму 12,2 млрд. долл.

Таким образом, есть все основания полагать, что нынешний уровень американо-египетского военного сотрудничества сохранится на обозримую перспективу. Причем в Каире прекрасно понимают, что реальной альтернативы американской военной помощи не существует и не предвидится.

Среди арабских стран крупнейшим и самым динамичным рынком оружия являются страны-члены ССАГПЗ. В начале 90-х годов США и их союзники умело использовали опасения богатых нефтедобывающих государств ССАГПЗ в отношении Ирана и Ирака, чтобы искусственно стимулировать их потребности в оружии. В результате аравийские монархии приняли колоссальные программы переоснащения своих вооруженных сил новыми и, естественно, дорогими видами вооружения и военной техники.

Соединенным Штатам в дележе этого «пирога» достался самый большой «кусок». В 1991–1996 гг. американцы заключили со странами ССАГПЗ сделок на продажу оружия и оказание услуг военного характера на общую сумму 36,5 млрд. долл.: с Саудовской Аравией – на 26,2 млрд., с Кувейтом – на 7,7 млрд., с ОАЭ – на 1,0 млрд., с Бахрейном – на 1,5 млрд. и с Оманом – на 100 млн. долларов. В 1991–1995 гг. на США приходилось 47,5% военных закупок аравийских монархий, а в 1996–1999 гг. – 36,4%. Снижение показателей произошло за счет Саудовской Аравии и Кувейта.

Американские военные поставки в страны ССАГПЗ на 90% осуществляются в рамках программы FMS, а остальные 10% по коммерческим соглашениям с фирмами-производителями.

В 1991–1998 гг. по контрактам, заключенным во время и после кризиса в зоне Персидского залива, США поставили странам аравийской «шестерки» военной продукции на сумму 36,9 млрд. долл. Причем, что характерно, со времени войны в Заливе американский конгресс не блокирует сделки на продажу оружия, даже самого современного, странам ССАГПЗ. Хотя, конечно, трудности при одобрении ряда соглашений имели место.

В военно-политическом плане весьма важным является то, что в 1991–1994 гг. Соединенные Штаты заключили (или продлили) соглашения о сотрудничестве в области обороны и безопасности со всеми аравийскими монархиями, за исключением Саудовской Аравии.

В феврале 2001 г. вступила в строй созданная с технической помощью США система идентификации и слежения за самолетами, получившая название «Пояс сотрудничества». Ее возможности позволяют осуществлять мониторинг воздушного пространства стран ССАГПЗ и прилегающих районов, а также лучше координировать действия сил ПВО. Система способна обеспечивать одновременное отслеживание нескольких сотен самолетов.

С 1999 г. государства «шестерки», а также Иордания и Египет ежегодно участвуют в совместной оборонной инициативе «Игл Резлов», осуществляемой под руководством министерства обороны США. В ходе проводимых мероприятий отрабатываются вопросы улучшения координации управления, контроля, связи и разведки в деле обнаружения и противодействия химическому и бактериологическому оружию в зоне Персидского залива.

Летом 2001 г. проведено совместное командно-штабное учение ОЦК ВС США и штабов армий государств ССАГПЗ, на котором отрабатывались задачи организации взаимодействия командных структур сторон.

Одним из наиболее важных уроков, вынесенных руководством Королевства Саудовской Аравии (КСА) из событий в зоне Персидского залива в 1990–1991 гг., стало то, что страна не в состоянии в полной мере обеспечить свою внешнюю безопасность ни самостоятельно, ни с помощью союзников по ССАГПЗ. В итоге в Эр-Рияде пришли к выводу о необходимости более тесного и масштабного военно-политического сотрудничества с США и их союзниками по НАТО.

В то же время в Вашингтоне на основании анализа ситуации в зоне Персидского залива пришли к заключению о ключевой роли КСА для американской политики в регионе. Поэтому США отводят королевству особое место в деле укрепления своих политических, экономических и военных позиций на Ближнем Востоке.

После 1991 г. расширились возможности ВС США по использованию саудовских морских баз и аэродромов. Так, на военно-воздушной базе (ВВБ) «Принц Султан» юго-восточнее Эр-Рияда был создан центр аэрокосмических операций США на Ближнем Востоке. Американские ВВС использовали эту базу для контроля т.н. южной бесполетной зоны в Ираке. Увеличились емкости складов запчастей и военного имущества для американских войск. В КСА на постоянной основе был размещен американский воинский контингент, в том числе две батареи ЗРК «Пэтриот». На начало 2003 г. в стране находилось до 9 тыс. американских военнослужащих. Все это было сделано на основе нескольких частных двусторонних соглашений по использованию американскими ВС отдельных объектов национальной инфраструктуры. В то же время Эр-Рияд, стремясь подчеркнуть независимость своего внешнеполитического курса и опасаясь сильного противодействия радикальной исламской оппозиции, не пошел на формальное подписание общего соглашения о военном сотрудничестве с Соединенными Штатами.

США являются основным партнером Саудовской Аравии в сфере военно-технического сотрудничества на протяжении более чем 40 лет. Американцы поставляют саудовцам боевую и вспомогательную технику для всех видов вооруженных сил: 85% вооружения ВС КСА – американского производства. Саудовская Аравия остается крупнейшим покупателем американского оружия. Всего за период 1950–1996 гг. королевство закупило в США оружия и военной техники на сумму 35,8 млрд. долл., из которых к 1996 г. было поставлено на сумму 23,3 млрд. долл.

Соединенные Штаты оказывают содействие в подготовке национальных военных кадров. Велика роль американских специалистов в обслуживании поставляемой техники, особенно для ВВС и ПВО. Периодически проводятся совместные учения армий двух стран и встречи высших военных руководителей. В июле 1992 г. Саудовская Аравия заключила с США соглашение об обучении личного состава национальных ВС и проведении совместных учений. Предпринимаются меры по унификации систем управления, связи и разведки вооруженных сил двух государств.

В 1990 г., вскоре после захвата Ираком Кувейта, саудовцы заключили крупные контракты на закупку американских вооружений: 315 танков М1А2 «Абрамс», БМП М2 «Брэдли», ЗРК, боеприпасы, грузовики, снаряжение, тыловое имущество, тренажеры, учебное оборудование и др. Общая сумма сделок превысила 20 млрд. долл., а сроки поставок были определены до 10 лет.

Всего в 1991–1995 гг. на военный импорт саудовцами было решено израсходовать 35 млрд. долл. Помимо упомянутой выше боевой техники, средства были потрачены, в частности, на приобретение в США 150 танков М60АЗ, 56 БТР МПЗ, 72 истребителей F–15, 10 транспортных самолетов С-130\HЗО, БТР «Пиранья», а также модернизацию с иностранной помощью военной инфраструктуры, подготовку за рубежом военных кадров.

В июле 1991 г. с американцами был подписан контракт на сумму 986 млн. долл. на проведение модернизации системы ПВО королевства. Он предусматривал закупку 8 ЗРК «Пэтриот» (64 ПУ, 384 ЗУР, 6 РЛС). В 1993 г. стороны договорились о приобретении саудовцами еще 14 ЗРК «Пэтриот» (112 ПУ, 761 ЗУР). В 1994 г. из США поступило 24 боевых вертолета АН-64 «Апач». Одновременно продолжалась замена ЗРК «Хок» на «Усовершенствованный Хок». Для сухопутных войск поступили в 1994 г. 9 РСЗО MRLS с 1288 боевыми и 56 учебными ракетами, тренажерами и учебным оборудованием. В 1994 г. США согласились продать КСА ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности АМRAAМ в варианте ЗУР, а для Национальной гвардии были закуплены БТР «Пиранья» и 116 ПТРК ТОУ с 2000 ракетами.

В период 1991–1997 гг. стоимость саудовских военных заказов в Соединенных Штатах достигла 24,8 млрд. долл., а поставок военного назначения – 8,8 млрд. долл. В 1995–2000 гг. было приобретено 689 ракет «воздух-земля» AGM-689 «Мейверик», 900 «воздух-воздух» AIM-9C «Сайд-виндер» и 300 AIM-7M «Спарроу». В 1999 г. завершились поставки 72 истребителей F-15S (саудовский вариант истребителя F-15E).

В 1997 г. была завершена модернизация трех самолетов ДРЛО Е-3 АВАКС, а в 2000 г. – двух оставшихся машин этого типа. В 2001 г. начат второй этап модернизации АВАКСов, в ходе которого на самолетах установят новые компьютеры. Предполагается оснастить самолеты F-15S более современными электронными средствами и оружием.

При участии Инженерного корпуса армии США на территории КСА построено или модернизировано до 100 крупных военных объектов, включая военно-воздушные и военно-морские базы, военные городки. Американцы продолжают оказывать содействие в строительстве порта и ВМБ Джидда.

В 2000 г. достигнута договоренность о получении военной помощи от США на сумму 2,7 млрд. долл., в том числе 1,5 млрд. долл. на оказание технического содействия в обслуживании истребителей F-15, 690 млн. долл. фирме «Эс-Салим эркрафт» для обслуживания истребителей F-15 в саудовских мастерских, 416 млн. долл. на приобретение легких бронированных автомобилей LHV в Канаде, 1827 ПТУР ТОУ и комплектов тактической системы связи для Национальной гвардии.

Финансовые трудности 1997–1999 гг., ставшие результатом падения цен на нефть на мировом рынке, привели к изменениям графика выплат по военным контрактам. В частности, имело место 15-процентное уменьшение стоимости контрактов, заключенных по линии правительства США. Тем не менее на оплату контрактов по поставкам оружия и военной техники в 2000 г. саудовцы израсходовали 7,3 млрд. долларов. Из-за финансовых трудностей не был подписан контракт на приобретение истребителей F–16D Блок 60 для замены устаревших самолетов F–5, хотя вопрос окончательно не снят с повестки дня.

В рамках кампании по экономии финансовых средств в начале 2001 г. стоимость военных контрактов с США уменьшена с 1,5 млрд. долл. до 755 млн. долл. В 2001 г. также не было заключено ни одного нового контракта на приобретение оружия и военной техники – крупных заказов размещать за рубежом пока не предполагается. Министерство обороны и авиации КСА заявило о перераспределении финансовых средств на обучение личного состава и повышение его квалификации.

В то же время у саудовцев имеются намерения удвоить число эскадрилий самолетов ДРЛО Е-3 АВАКС и приобрести 70 транспортных самолетов C-130J-30. Имеются планы модернизации вертолетов АН-64А «Апач» до модели AH-64D. В июле 2002 г. США предложили саудовской стороне приобрести 800 ракет «воздух-воздух» AMRAAM для самолетов F-15S. В 2008–2010 гг. планируется провести замену части самолетов F–15. В качестве вариантов рассматриваются «Еврофайтер», новые модели F–15, F–16 Блок 60, F–22 «Рэптор». В перспективе не исключена закупка самолетов JSF.

С ноября 2002 г. ВМС КСА и США в саудовской операционной зоне в Персидском заливе установили жесткий режим контроля за судоходством и ввели режим непрерывного наблюдения. Усиленный режим контроля за судоходством был введен саудовцами и в Красном море. Саудовская Аравия негативно отнеслась к военной акции США против Ирака. Тем не менее ее руководство не возражало против использования американцами ВВБ «Принц Султан».

После событий 1990–1991 гг. руководство Кувейта на практике убедилось, что реальной гарантией обеспечения защиты страны от иностранной агрессии может быть только военно-политическое партнерство с Соединенными Штатами. 19 сентября 1991 г. Кувейт подписывает с США соглашение о военном сотрудничестве сроком на 10 лет (продлено еще на 10 лет в 2001 г.). Оно предусматривает оказание американской помощи в обороне страны от внешней агрессии, доступ вооруженным силам США к портам и военным базам на территории эмирата, право пролета в воздушном пространстве, преимущественное право поставлять Кувейту оружие и военную технику, участие в подготовке кувейтских ВС, проведение совместных военных учений, размещение на территории эмирата складов вооружения для американских войск. На основании соглашения создана и действует американо-кувейтская группа по вопросам обороны.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.