Рефераты. История кипрской проблемы во внешней политике Турции

Лидеры кипрских общин 17 января 1985 г. собрались в Нью-Йорке для подписания готового документа. Однако церемония не состоялась. Греки преследовали цель ликвидировать "турецкую оккупацию" северного Кипра, и, в сущности, не стремились к подписанию соглашения с турками.

Президент Республики Кипр Спирос Киприану предложил пересмотр уже согласованного документа. Встреча лидеров общин ни к чему не привела.

Реакцией ТРСК на провал межобщинных переговоров было принятие в мае 1985 г. новой конституции, в соответствии с которой Рауф Денташ был избран в июне президентом республики.

ООН предприняла очередную попытку добиться соглашения между кипрскими общинами. Переговоры между президентом Республики Кипр Георгиосом Василиу и президентом ТРСК проходили при посредничестве генсека ООН с сентября 1988 г. до лета 1989 г. Взгляды сторон по-прежнему не свидетельствовали о возможности придти к соглашению.28 июля 1989 г. генсек ООН Перес де Куэльяр представил сторонам свой новый план урегулирования кипрской проблемы. По этому плану создается двухзональная, двухобщинная кипрская федеративная республика, между греческой и турецкой общинами устанавливается правовое равновесие, снижается численность военных на острове. Денкташ не принял этот план.

В связи с тупиком в кипрской проблеме Европейский Союз стал связывать ее решение со стремлением Турции вступить в ЕС. Об этом условии говорилось в коммюнике встречи ЕС на высшем уровне, состоявшейся в Дублине в июне 1990 г. А правительство Республики Кипр обратилось 3 июля в ЕС с просьбой о принятии ее в качестве полного члена. К обращению Республики Кипр Европейская комиссия отнеслась положительно. В связи с этим президент ТРСК Денкташ послал в Комиссию ЕС меморандум, в котором оспаривал право правительства Республики Кипр представлять весь остров. Он напоминал, что, по соглашениям 1960 г., Республика Кипр состоит из двух равноправных общин9.

Однако непризнанная в мире ТРСК не является субъектом международных отношений. В связи с этим Турция и ТРСК в стремлении усилить позиции турок-киприотов приняли решение углублять двусторонние экономические и социальные связи, создать таможенный союз между ними, отменить паспорта для поездок друг к другу. Таким образом Турция создавала соответствующую обстановку на случай, если возникнет необходимость присоединения Северного Кипра к Турции. Сторонники такого выхода из сложной обстановки на Кипре были и в ТРСК, и в Турции, хотя реальность его была ничтожной. Международная обстановка, усилия ООН добиться урегулирования греческо-турецких отношений на Кипре вынуждали обе стороны продолжать переговоры. С другой стороны, нередкие кризисные ситуации в отношениях между Турцией и Грецией, противостояние в Средиземноморском регионе и на Балканах отрицательно сказывались на кипрской проблеме, обостряли ее. В ноябре 1993 г. во время нахождения президента Республики Кипр Глафкоса Клиридиса в Афинах была объявлена новая военная "доктрина совместной обороны": Кипр входит в сферу обороны Греции; в случае турецкого нападения на Южный Кипр Греция будет расценивать это как нападение на нее и как причину для войны; правительства Греции и Республики Кипр подготовят совместно планы обороны и будут осуществлять их; два правительства будут вместе принимать решения на международных форумах и осуществлять их. Турция резко реагировала на эту акцию Греции11.

Принятие греческой программы совместной обороны и стремление Республики Кипр вступить в ЕС вызвали полемику в Турции. Начались поиски средств эффективного противостояния. Между Турцией и ТРСК было подписано соглашение, по которому внешние сношения, оборона Северного Кипра возлагаются на Турцию. Меджлис (парламент) ТРСК по совету Бюлента Эджевита принял 29 августа 1994 г. решение о новой политике, в котором говорится о праве кипрского турецкого народа на суверенитет; о том, что, в противовес упомянутой греческой "доктрине совместной обороны", ТРСК и Турция вынуждены прибегнуть к принятию совместных мер в области иностранных дел, обороны и безопасности; об осуществлении инициатив в области предпринимательства, необходимых для завершения экономической интеграции; об упразднении всех принятых ранее решений, в которых единственным путем разрешения кипрской проблемы считалась федерация. Таким образом, вновь в качестве давления на греков выдвигался тезис о возможном присоединении ТРСК к Турции.

В конце 1995 г. Турция и ТРСК в совместном заявлении определили целью своей политики создание двухобщинного и двухзонального федеративного государства при сохранении гарантий безопасности ТРСК до окончательного политического решения кипрской проблемы12.

Лидеры кипрских общин Денкташ и Клиридис после почти трехлетнего перерыва встретились по инициативе генсека ООН Кофи Аннана в Нью-Йорке 9 июля 1997 г. На встрече присутстовал специальный представитель президента США Билла Клинтона по кипрской проблеме Ричард Холбрук. Представленный на этой встрече план ООН по решению кипрской проблемы предусматривал следующее: создаются два федеративных государства, равные с политической точки зрения; в федерации будет иметь силу общий суверенитет, уходящий корнями в обе общины; конституция войдет в силу после голосования по двум общинам; создаваемая кипрская республика будет светской, и никто с религиозными атрибутами не будет привлекаться на государственную службу; разрешается устанавливать особые связи двух государств с Грецией и Турцией; официальными языками будут греческий и турецкий. Этот сбалансированный документ не устраивал турецкую сторону, однако он не мог не быть основой для дальнейших поисков решения проблемы. На следующей встрече кипрских лидеров, состоявшейся в середине августа, Денкташ отклонил тезис о "едином и неделимом суверенитете" федеративного государства, что свидетельствовало о том, что лидеры ТРСК надеялись добиться ее признания международным сообществом, необходимого для создания федерации двух суверенных равноправных государств.

греция турция кипрская проблема

Решение Люксембургского саммита ЕС, принятое 12 декабря 1997 г., о начале переговоров по приему Кипра в ЕС вызвало резкую реакцию и в Турции, так как она не была включена в число стран, с которыми должны были начаться переговоры о приеме, и в ТРСК, где считали, что ЕС не должно распространять на нее компетенцию Республики Кипр13. Турция решила ограничить диалог с ЕС, не участвовать в каких-либо встречах в ЕС, в которых будут рассматриваться кипрский вопрос и турецко-греческие отношения. На Совете ассоциации Турция - ТРСК были приняты решения, направленные на расширение отношений между ними.

Однако это не помешало ООН подготовить последний проект создания на Кипре федеративного государства путем объединения Республики Кипр - греческая община и Турецкой республики Северного Кипра - турецкая община (план Генерального секретаря ООН). После неоднократного внесения изменений в соответствии с претензиями греческой и турецкой общин достаточно сбалансированный план Аннана был представлен им 29 марта 2004 г. Ввиду отрицательной реакции на план лидеров общин, он был вынесен на референдум, который проводился в общинах раздельно 24 апреля.

Документ по кипрскому урегулированию ("Дорожная карта") предусматривал:

1) создание двухобщинного и двухзонального федеративного государства. Равноправное представительство общин в законодательных и исполнительных органах;

2) уменьшение территории ТРСК с 36% до 29% территории острова. Возвращение с Юга 120 тыс. чел., бежавших с Севера на Юг в 1974 г. во время операций турецких войск. Исправление ошибок, допущенных при вычерчивании границ на карте;

3) ограничение прав греков-киприотов на собственность в северной части острова до времени, когда невысокий уровень жизни на Севере достигнет уровня на Юге;

4) ограничение 18% числа возвращающихся на Север греков, бежавших в 1974 г. на Юг. Установления 5-летнего моратория на возвращение греков. Ограничение числа греков на Севере до 33%;

5) в течение 19 лет или до принятия Турции в ЕС число прибывающих греков из Греции или турок из Турции соответственно в греческую или турецкую часть объединенного Кипра не будет превышать 5% численности их населения;

6) создается Президентский совет из 6 греков и 3 турок. Он осуществляет и исполнительную власть;

7) для принятия решений Президентским советом должно быть большинство в 5 голосов, из которых 2 голоса турок. Не предусмотрено право вето;

8) Сенат избирается пообщинно - по 24 человека;

9) в Палате представителей пропорционально населению - 36 греков и 12 турок;

10) решения принимаются Палатой представителей и Сенатом простым большинством, включая 1/4 голосов сенаторов каждой общины, а по особо важным делам - 2/5 голосов сенаторов каждой общины;

11) Правительство федерации состоит из 3 греков и 3 турок;

12) предусмотрена ротация между греками и турками постов президента и вице-президента. На заседаниях ЕС будут присутствовать президент и вице-президент республики, представляя, таким образом, обе общины; 13) в общинах будут содержаться греческие и турецкие солдаты: по 6 тыс. солдат до 2011 г., по 3 тыс. до 2018 г. или до принятия Турции в ЕС. После их вывода сохранятся 950 солдат в греческой общине и 650 - в турецкой, как было предусмотрено в IV-соглашении 1959 г.14 Сохранятся миротворческие силы ООН для гарантии мира до тех пор, пока на Кипре будущее федеральное правительство не примет иное решение. Предусматриваются гарантии Греции, Турции, Англии, подобные гарантийному соглашению 1959 г.

Уже после получения этого плана турки-киприоты предложили равенство общин в Парламенте.

В общинах, которые образуют федерацию, будут сохранены законодательные и исполнительные органы.

Несмотря на то, что это был пятый вариант плана Аннана, учитывавший замечания лидеров общин, они отнеслись к нему неоднозначно. В греческой общине расширилась ведущаяся и до этого кампания против объединения с турецкой общиной. Среди доводов были: наличие турецких войск на Кипре (при том, что присутствуют и греческие), ограничение прав греков на приобретение собственности на Севере, пока уровень жизни там не сравняется с уровнем на Юге, возможность остаться на Кипре переселенцам из Турции, приехавшим во время событий 1974 г., ограничение численности греков на Севере.

Президент Республики Кипр Тассос Папандопулос призывал греков не голосовать за план, "защищать свои права, историю и моральные ценности"15. В греческой общине для пропаганды отказа от плана Аннана использовались все средства массовой информации. Единичными были высказывания в пользу принятия плана объединения. За него, в частности, были бывшие президенты Кипрской Республики Глафкос Клиридис и Георгиос Василиу.

Если в греческой общине было предопределено отрицательное голосование по плану Аннана, то в Турции, особенно в ТРСК, отношение к перспективе принятия Кипра в ЕС было неоднозначно. Некоторые влиятельные политические деятели Турции выступали против объединения двух общин, что предусматривалось планом Аннана. Бюллент Эджевит, который в 1974 г., будучи премьер-министром, отдал приказ о высадке турецких войск на Кипр, в апреле 2004 г. начал кампанию против объединения общин. Против принятия плана Аннана были семь политических партий Турции. Президент ТРСК Рауф Денкташ организовывал митинги, на которых превалировал лозунг: "Нет плану Аннана"16. На митинге лишенных работы рабочих в столице Кипра Лефкоше (Никосии) он сказал, что, если план Аннана будет принят без изменений, то без работы будут тысячи. Поэтому реакция митинга рабочих, что касается принятия плана Аннана, была жесткой17.

Военные круги Турции осторожно относились к проблеме объединения общин, исходя из военно-стратегических интересов. Им необходимо продолжение присутствия на острове турецких вооруженных сил в качестве оперативной силы, их заботило поддержание турецко-греческого баланса в регионе. Расположение Кипра всего в 40 милях от Анатолийского берега при том, что почти две трети территории острова занимает греческая Республика Кипр, объясняет позицию командования турецких вооруженных сил.

Если греки-киприоты стремились вступить в ЕС в качестве единственного представителя острова, то, можно полагать, что турки предпочитали в условиях разделенного, no-существу, на Юг и Север, Кипра формальное объединение в федеральном государстве18. После прихода к власти в результате выборов в ТРСК 14 декабря 2003 г. Республиканской турецкой партии во главе с Мехмедом Али Талатом и Демократической партии во главе с Сердаром Денкташем в турецкой общине проявилась новая тенденция. Коалиционное правительство Мехмеда Талата, в котором Сердар Денкташ - министр иностранных дел, заявило, что намеревается примириться с греками и добиваться урегулирования кипрского диспута до мая 2004 г., т.е. до времени провозглашения приема в ЕС новых членов, в том числе Республики Кипр. Их позиции подкреплялись политикой Турции, стремящейся к урегулированию кипрского вопроса, имея ввиду облегчение достижения своей основной цели - вступление Турции в ЕС19.

Условием принятия объединенного Кипра в ЕС было согласие обеих общин с планом Аннана. В Республике Кипр три четверти голосов на референдуме 24 апреля 2004 г. были против этого плана. Таким образом ТРСК, где две трети голосов были поданы за объединение острова, оказались за рамками ЕС. Она не может обращаться индивидуально, так как никем, кроме Турции, не признана, не является субъектом международного права.

Позиция Республики Кипр вызвала недовольство у турок-киприотов, в Турции, США, в ЕС. В западной печати обоснованно отмечается, что отрицательное голосование греков-киприотов "испортило праздничное настроение в связи с расширением ЕС", что Европе придется наследовать последний конфликт периода "холодной войны", нестабильность в Средиземноморье20.

ЕС, ООН и США заявили на следующий день после референдума, что они намерены наказать греков-киприотов и вознаградить турок21. Спецпосланник США на Кипре Том Вестон сообщил, что США улучшат условия существования турок-киприотов, которые терпели тяготы более 30 лет. США будут просить СБ ООН изменить статус ТРСК.

После референдума Анкара призвала международное сообщество положить конец изоляции Северного Кипра, отменить экономическое эмбарго, введенное после турецкого вторжения на Кипр в 1974 г. с целью подавления военного переворота, осуществленного греческими офицерами, стремящимися осуществить присоединение Кипра к Греции.

Комиссия ЕС признала обоснованность призывов к прекращению изоляции ТРСК, хотя и в качестве премии за положительное голосование по плану Аннана. Туркам-киприотам была обещана помощь в размере 269 млн. евро22. В ЕС был разработан план перевоза товаров из турецкой общины в Европу через греческую зону. До середины 2004 г. это касалось только фруктов. В плане ЕС перечислены и другие товары: потребительские, сельскохозяйственные, рыба23. Комиссия ЕС обещала, что будет разрешено устанавливать торговые и экономические связи с Северным Кипром. Вводятся и другие послабления: туристам разрешается пересекать "зеленую линию" (граница между общинами), устраняется эмбарго и в спортивной области, национальный Олимпийский комитет ТРСК вступает в 2004 г. в контакты с ЕС и международными организациями, вводится безвизовое пересечение "зеленой линии"24.

Впервые переход границы осуществлялся в конце апреля 2003 г. после 29-летнего запрета. "Зеленую линию" начали пересекать многие тысячи греков и турок.

Греки-киприоты с тем, чтобы развеять критику в их адрес за отказ принять план Аннана, обещали оказывать помощь туркам-киприотам, в частности, при экспортировании турецкими компаниями товаров через греческие морские порты и международный аэропорт в Ларнаке.


Список источников и литературы


1.                Б.М. Поцхверия. Внешняя политика Турции после второй мировой войны. Москва 1976, с. 204;

2.                Perceptions. Journal of International Affairs. Ankara. V. VII, № 4, c.7, 49; Olaylarla Türk Dış Politikası.9. Baskı. Ankara 1996, с.344.

3.                www.un.org. The Comprehensive Settlement of the Cyprus Problem.31 March 2004; Hürriyet.02.04.2004.

4.                Milliyet.02.04.2004.

5.                Hürriyet. 20,03.2004;

6.                Yeni Çağ. 20.03.2004.

7.                Turkish Daily News. Brussels-Cihan News Agency.04.01.12 doc.; Perceptions… V. VII. № 4, c.35.

 A


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.