Рефераты. Исследование внешнеторгового контракта, как основы внешнеэкономической деятельности

Основной правовой формой экспортно–импортных внешнеэкономических операций является внешнеторговый договор (контракт)– предпринимательский договор, регулирующий отношения в области международного обмена товарами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

Под международном контрактом понимается сделка между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, на поставку установленного количества товарных единиц и/или оказание услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями.

Типовой контракт – это примерный договор или ряд унифицированных условий, изложенных в письменной форме, сформулированных заранее с учетом торговой практики или обыкновений и принятых договаривающимися сторонами после того, как они были согласованы с требованиями конкретной сделки.

Типовые контракты разрабатываются:

союзами предпринимателей;

объединениями;

ассоциациями;

федерациями;

комитетами товарных бирж;

торговыми палатами;

европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК).

Под руководством ЕЭК разработанного более 30 вариантов типовых контрактов:

договор купли – продажи зерновых (16 вариантов, пересмотрены в 1965г.);

общие условия экспортных поставок машинного оборудования (1955г.);

общие условия монтажа машинного оборудования заграницей (1963г.);

общие условия купли – продажи для экспорта потребительских товаров длительного пользования и других металлоизделий серийного производства (1961г.);

общие условия купли – продажи пиломатериалов хвойных пород (1956г.);

общие условия купли – продажи бревен и пиломатериалов лиственных пород умеренного пояса (1961г.);

общие условия купли – продажи цитрусовых (1958г.).

Основные виды международных контрактов:

публичный договор – признается заключение коммерческой организацией по оказанию работ или услуг;

предварительный договор – по предварительному договору, стороны обязуются заключить договор по передаче имущества, выполнение работ или оказание услуг.(основной договор на условиях предусмотренных предварительным договором);

договор в пользу третьего лица – признается договор в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанного в договоре третьему лицу имеющему право требовать от должника исполнения своих обязанностей;

договор аренды – по договору аренды, имущественного найма, наймодатель, обязуется предоставить имущество арендатору за плату во временное владение и пользование;

договор мены – по договору мены происходит обмен, между двумя лицами.

Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 16.01.1996г. № 55-р МВЭС России совместно с ГТК РФ и ВЭК РФ разработали и утвердили "Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов" (структура контракта в соответствии с указанными рекомендациями приведена в Приложении №3), призванные обеспечить защиту государственных интересов и интересов российских предприятий при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Рекомендации не являются обязательными для участников ВЭД, однако могут явиться значительным подспорьем при заключении внешнеторговой сделки, поскольку направлены на защиту интересов в том числе и участников сделки с российской стороны.

Таким образом, внешнеторговый договор – основная правовая форма экспортно–импортных внешнеэкономических операций, предпринимательский договор, регулирующий отношения в области международного обмена товарами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

Особую роль при заключении контракта играют типовые формы договоров, которые различаются по формам торговли, видам товаров, условиям национального законодательства. Типовые формы не являются обязательными, однако позволяют учесть все значимые моменты в зависимости от особенностей сделки.


1.4 Нормативно – правовая регламентация внешнеторговых сделок и порядка их заключения и оформления


Характерной чертой регулирования хозяйственных связей в дореформенный период было, по существу, номинальное значение правовых норм, что, естественно, отучило наших хозяйственников постоянно "советоваться" с законом. Однако любая экономическая деятельность во внешней сфере едва ли не в первую очередь предполагает четкое представление о правовых рамках, в которых она осуществляется, ясное сознание того, что практически единственным инструментом регулирования взаимоотношений между участниками внешнеэкономических сделок является соответствующая правовая система, к тому же построенная не на национальных, а на международных источниках.

В первые же годы после реорганизации управления внешнеэкономических связей, проведенной на основе правительственных решений 1986 года, появилось непонимание различий между уже сложившимися и новыми понятиями, характеризующими многообразную деятельность, ориентированную на внешний рынок. К существовавшим до этого понятиям "внешнеэкономические связи" и "внешняя торговля", между которыми также не вполне ясно просматривались различия, прибавилось понятие "ВЭД", закрепленное после 1987 года в нескольких десятках нормативных актов-указов, в правительственных постановлениях, ведомственных инструкциях и письмах ЦБ. В то же время стало очевидным, что специфика ВЭД состоит в передаче внешнеторговых функций в сферу материального производства и хозяйственной деятельности некоторых общественных организаций. С другой стороны, субъекты ВЭД с самого начала были отнесены к понятию «децентрализация», смысл которой начал трактоваться не просто как деятельность вне самостоятельности юридического лица, но и как деятельность вне экспортного контроля, чего нет ни в одной стране цивилизованного мира. Определенная черта была подведена изданием федерального закона от 13.10.1995 №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в настоящее время действует федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»), а также, чуть позже, принятием Государственной Думой РФ части второй Гражданского Кодекса РФ, введенного в действие с 1 марта 1996 года.

Часть вторая ГК РФ является логическим продолжением части первой ГК РФ (введенной в действие с 1 января 1995г.), базируясь на содержащихся в первой части Кодекса положениях об обязательствах и договоре и создавая основу для регулирования оборота товаров, выполнения работ, оказания услуг и движения денежных средств в условиях современной экономики России. Принятие второй части Кодекса устранило существующие противоречия между новой экономической ситуацией и устаревшими правилами экономического оборота.

Большинство норм части второй Кодекса диапозитивные. Такие правила становятся условиями конкретных договоров лишь в случаях, когда участники договорных отношений не предусмотрят иные порядок и способы действий.

Часть вторая Кодекса содержит также достаточно большое число императивных норм, обязывающих стороны действовать строго определенным образом. Предусмотрены, в частности, не допускающие изменений правила об ответственности предпринимателей за качество потребительских товаров, работ и услуг; определены обязательные требования к форме ряда договоров и, прежде всего, – договоров купли-продажи и аренды недвижимого имущества.

Глава 30 "Купля-продажа" второй части ГК РФ определяет обязанности и меру ответственности участников внешнеэкономической сделки относительно некоторых контрактных пунктов, как-то: передача товара, случайные риски, расторжение контракта и последствия этого, качество товара и гарантия, цена и оплата - на условиях предоплаты, в кредит, в рассрочку, страхование товара.

Помимо этого, в отдельную главу вынесена регламентация расчетов по контракту - глава 46, а глава 48 определяет сущность, права и обязанности граждан при страховании и страховых случаях.

Более специфичным и направленным непосредственно на внешнеторговую деятельность является Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

В целом, закон объединяет 13 глав и 54 статьи. Первая глава содержит принципы государственного регулирования ВЭД и положения о внешнеторговой политике. Главным в этом отношении является соблюдение конституционной нормы о единстве экономического пространства РФ, что означает верховенство федеральных законов на всей территории, необходимость соблюдения единства курса внешнеторговой политики, внешнеторгового режима, таможенной территории, государственного регулирования и контроля в сфере внешней торговли. На гражданско-правовом уровне участники внешнеторговой деятельности при заключении внешнеторговой сделки обладают всей полнотой хозяйственной инициативы и самостоятельности. На макроэкономическом уровне законодатель руководствовался тем, что не может быть самостоятельных внешнеторговых режимов и самостоятельных таможенных территорий у субъектов РФ. Это означало бы содействие превращению России из федерального государства в конференцию государств.

В третьей главе говорится об участниках внешнеторговой деятельности. Учитывается специфическая особенность - наличие "иностранного элемента". В соответствии с федеральным законодательством, иностранные участники пользуются, в принципе, национальным режимом. В этой же главе затронут вопрос о возможности заключения внешнеторговых сделок непосредственно государством. Несмотря на определенную долю объектов государственной собственности в экономическом обороте России, в стране действует гражданско-правовой принцип раздельной имущественной ответственности государства и юридических лиц. Заключение внешнеторговых сделок непосредственно государством осуществляется в исключительных случаях.

В четвертой главе изложены основные положения государственного регулирования ВТД. В этой же главе приведены основные методы государственного регулирования ВТ, которые приняты в мировой практике. Данная глава закона регулирует вопросы экспортного контроля за вооружением, военной техникой. В ст. 18 приведены основополагающие нормы для применения данных мер при импорте товара. Глава также содержит статьи о запретах и ограничениях экспорта и импорта, исходя из национальной безопасности, о соблюдении стандартов и требований к ввозимым в Россию товарам, установление экспортных таможенных пошлин, а также иногда и количественных ограничений экспорта.

Особое место в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности занимают вопросы торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности, данным вопросам также посвящены отдельные главы рассматриваемого закона.

Также в законе уделяется внимание развитию и стимулированию внешнеторговой деятельности.

Одна из принципиальных установок, на которых базируются два вышеописанных документа - согласование правил экономического оборота в России с общепринятыми международными нормами. Учтены положения международных договоров и конвенций, участниками которых является Российская Федерация, а также правила, содержащиеся в международных документах, к которым РФ еще не присоединилась, но которые отражают международную деловую практику, соответствующую потребностям и традициям России.

Весьма значительным достижением в этой области в современных условиях является конвенция ООН «О договорах международной купли – продажи товаров». (Венская конвенция).

Данная конвенция была принята ООН на специально созданной для этой цели международной конференции, которая происходила в Вене с 10 марта по 11 апреля в 1980 года.

12 января 1988г. конвенция вступила в силу для государств, которые на тот момент ратифицировали ее или присоединились к ней. На сегодняшний день правилами данной конвенции пользуются 42 государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.