Рефераты. Гуманитарная деятельность ООН в Палестине

Медицинские услуги: БАПОР обеспечивает всестороннее первичное медико-санитарное обслуживание примерно 3,8 млн. палестинских беженцев через сеть, состоящую из 90 медицинских центров, 23 медицинских кабинетов и 10 учреждений по охране здоровья матери и ребенка. Соответствующие услуги включают амбулаторное лечение, профилактику и лечение инфекционных и неинфекционных заболеваний, охрану здоровья матери и ребенка и услуги по планированию семьи, которые являются неотъемлемой частью деятельности медицинского центра. Эти услуги дополняются обслуживанием учащихся учебных заведений, стоматологическим обслуживанием и другими видами услуг, включая услуги лабораторий и рентгеновских кабинетов. В настоящее время в учреждениях первичного медико-санитарного обслуживания Агентства получают медицинские консультации свыше 8 млн. пациентов в год и проходят профилактическое обследование порядка 300 тыс. беременных женщин и детей дошкольного возраста. Неотъемлемой частью проводимых мероприятий является предоставление услуг в области планирования семьи и услуг специалистов по лечению неинфекционных заболеваний, включая диабет и гипертонию. В категорию первичного медико-санитарного обслуживания входит также лечение врачами-специалистами - акушерами-гинекологами и кардиологами. В дополнение к услугам, которые предоставляются больницей БАПОР в Калькилии на Западном берегу, рассчитанной на 43 места, и 6 родильными отделениями в Газе, Агентство обеспечивает стационарное обслуживание, оказывая содействие в госпитализации пациентов из числа беженцев в государственных больницах и больницах неправительственных организаций. В рамках программы Агентства в области здравоохранения также оказывается продовольственная помощь в виде сухих пайков наиболее уязвимым группам населения, включая беременных женщин и кормящих матерей. Целевая информационно-пропагандистская деятельность в области здравоохранения представляет собой один из основных элементов программы и осуществляется на основе многовекторного подхода. Реализуемые в настоящее время программы направлены на поощрение здорового образа жизни населения, относящегося к группам риска, просвещение молодежи по вопросам предупреждения распространения ВИЧ/СПИДа, а также на борьбу с курением.

Существует специальный проект для решения вопросов санитарии, экологии и оздоровления окружающей среды. Это касается вывоза с территории лагерей и переработки отходов, ремонта канализационных стоков (удаление сточных вод, регулирование ливневых стоков), санитарно-эпидемиологического контроля питьевой воды, борьбы с грызунами и насекомыми и т.п. В настоящее время такими услугами пользуются примерно 1,3 млн. зарегистрированных беженцев, проживающих в лагерях. БАПОР признает, что на фоне ежегодного увеличения на 3,5% численности проживающих в лагерях зарегистрированных беженцев улучшение санитарного состояния окружающей среды в лагерях беженцев имеет ключевое значение не только в плане уменьшения опасности для здоровья, но и с точки зрения социально-экономического развития.

Агентство уделяет первоочередное внимание планированию и осуществлению проектов капитального строительства в целях совершенствования инфраструктуры водоснабжения, канализации и дренажа, а также удаления твердых отходов, особенно в Газе, на Западном берегу и в Ливане. Через пять лет после создания Агентством специальной программы обеспечения санитарии окружающей среды в секторе Газа Агентство внесло заметный вклад в развитие инфраструктуры не только лагерей, но и близлежащих жилых районов по улучшению канализации, дренажа и удаления твердых отходов.

Независимые оценки многократно иллюстрировали эффективность налаженной БАПОР системы здравоохранения в лагерях беженцев, о чем свидетельствует высокая продолжительность жизни палестинских беженцев.

Услуги по оказанию чрезвычайной помощи нуждающимся и социальные услуги

В рамках программы услуг по оказанию чрезвычайной помощи и социальных услуг поддержка оказывается наиболее нуждающимся палестинским беженцам в целях содействия повышению уровня их социальной и экономической самостоятельности и развития. Это обеспечивается за счет оказания краткосрочной адресной чрезвычайной помощи неимущим и осуществления долгосрочных программ социального обеспечения. К последним относятся программы мер по смягчению остроты проблемы бедности (подготовка кадров и поддержка предпринимательства), ориентированные прежде всего на женщин, безработную молодежь, инвалидов и других лиц, которые в противном случае сталкивались бы с трудностями при получении работы и дохода. Одним из стратегических направлений деятельности является содействие укреплению имеющихся у самих общин механизмов решения этих проблем посредством оказания технической и финансовой поддержки. Особое внимание уделяется продолжению процесса перехода от непосредственного предоставления помощи к оказанию необходимого содействия.

Услуги по оказанию чрезвычайной помощи: непосредственная материальная и финансовая помощь предоставляется семьям беженцев, живущим ниже черты бедности по соответствующим критериям Агентства. В чрезвычайных ситуациях такая помощь оказывается пострадавшим (как беженцам, так и лицам, не являющимся таковыми) в качестве временной экстренной меры. В настоящее время более 6% от общего числа палестинских беженцев получают помощь в рамках программы оказания помощи особо нуждающимся лицам. Цель этой программы заключается в удовлетворении минимальных потребностей в питании и жилье, а также предоставлении денежных субсидий в кризисных ситуациях при наличии у БАПОР средств для этой цели. Наибольшее число беженцев, находящихся в особо трудных условиях, проживает в Ливане (10,76%) и Газе (8,62%). Ежегодно число беженцев, находящихся в особо трудных условиях, увеличивается в среднем на 3,5% в год.

Социальные услуги: В принципе все зарегистрированные беженцы имеют право пользоваться имеющимися программами социальных услуг. На практике же целевая группа составляет примерно 10% от общего числа зарегистрированных беженцев. Техническая и финансовая поддержка оказывается в целях организации профессиональной подготовки и оказания помощи приносящим доход предприятиям (путем предоставления займов), реабилитации инвалидов, осуществления проектов развития общин, реализации программ по борьбе с неграмотностью среди женщин и повышения их правовой грамотности, организации работы с молодежью и проведения мероприятий по развитию навыков руководства. В качестве дополнительной помощи лицам, которым адресованы эти программы, оказываются консультативные услуги по социальным вопросам как на индивидуальной, так и на групповой основе. Действующие в лагерях беженцев 132 организации на базе общин играют важнейшую роль в деле оценки потребностей беженцев и организации или продолжения мероприятий, которые удовлетворяют их потребностям в социальной, культурной, образовательной или экономической областях.

Программы микрофинансирования и кредитования микропредприятий. Помимо мероприятий, связанных с приносящими доход видами деятельности, которые осуществляются в рамках программы снижения нищеты, Агентство в 1991 г. создало ряд различных фондов для малых предприятий и микропредприятий. Целью фондов стало финансирование деятельности по формированию новых предприятий, созданию рабочих мест и обеспечению доходов, а также расширение возможностей предпринимателей-женщин. Программа организована на основе оборотного фонда, который оказывает поддержку трем подпрограммам (создание и развитие малых предприятий, кредитование групп с солидарной ответственностью и кредитование микропредприятий) в Газе и двум подпрограммам (создание и развитие малых предприятий и кредитование микропредприятий) на Западном берегу.

Эта программа, направленная на развитие предпринимательских навыков, оказывает поддержку различным по размерам предприятиям и предусматривает удовлетворение самых различных потребностей - таких, как капитальное финансирование и финансирование рабочего капитала. Программа получила широкое международное признание, а ее показатель погашения ссуд составляет более 95%, хотя беспорядки на Западном берегу и в Газе, возникшие в результате обострения арабо-израильского противостояния, несколько снизили его. Со времени своего создания программой была предоставлена 38 621 ссуда на сумму 53,21 млн. долл. США (32 546 ссуд на сумму 44,35 млн. долл. США в Газе и 6 075 ссуд на сумму 8,86 млн. долл. США на Западном берегу). Программа кредитов также способствовала созданию 2 250 новых рабочих мест и гарантировала дополнительно 10 тыс. мест. Агентство стремится заручиться дополнительной финансовой поддержкой доноров в целях расширения своей деятельности в данном направлении.

Новые проекты. БАПОР координирует новые специализированные программы и проекты, каждый из которых направлен на удовлетворение нужд беженцев, а также на развитие в самых разных областях (главным образом, социально-экономическое развитие).

Проекты:

долгосрочные специализированные проекты по улучшению инфраструктуры и условий проживания в лагерях;

специализированные проекты в дополнение к регулярным программам БАПОР;

в рамках "программы реализации мира" в период с 1993 г. по 1999 г. был успешно реализован 571 проект, для чего Агентство привлекло более 280,5 млн. долларов США;

одним из наиболее заметных и масштабных проектов стало строительство "Европейского госпиталя в Газе". Его возведение было продиктовано желанием Европейского Союза внести свой вклад в развитие палестинского здравоохранения. Финансирование проекта взяли на себя исключительно страны Евросоюза. Непосредственное строительство госпиталя на 232 больничных места было окончено в 1996 г., а официальная его передача ПНА состоялась в 1999 г. Амбулаторные услуги стали оказываться с июля 2000 г.

Финансирование БАПОР напрямую зависит от добровольных вложений доноров. Главными из них являются США, Европейский союз, Великобритания и Швеция. Постоянными финансовыми донорами являются арабские страны Персидского залива, скандинавские страны, Япония и Канада.

Незначительное количество средств поступает также от неправительственных организаций и частных лиц.

Секретариат ООН из своего регулярного бюджета выделяет средства на финансирование работы международного персонала, работающего в БАПОР; ЮНЕСКО и ВОЗ обеспечивают персоналом осуществление своих программ по образованию и здравоохранению.

Безусловно, объем вложений, а значит, и достижение ожидаемых результатов зависят от многих сопутствующих внешних факторов. Это в первую очередь относится к ситуации в регионе и в мире в целом, а также к обменному курсу национальной валюты по отношению к доллару США. (Бюджет и расходы Агентства исчисляются в долларах. Однако лишь 4 страны-донора осуществляют финансовые вложения в долларах США: это США, Япония, Кувейт и Саудовская Аравия. При осуществлении операций перевода "пожертвований" в национальной валюте в доллары США происходит элементарная "потеря" финансовых средств.)

Кроме того, важно отметить тот факт, что объемы финансовой помощи не соответствуют темпу естественного прироста населения среди палестинских беженцев. А это, безусловно, отрицательно сказывается на объеме оказываемой помощи и эффективности осуществляемых БАПОР программ.

Бюджет БАПОР на 2001 г. составлял 311 млн. долларов США:

290 млн. долларов было направлено на осуществление программ (образование, здравоохранение, чрезвычайная помощь, социальные услуги);

10 млн. на удовлетворение чрезвычайных потребностей палестинцев;

7 млн. на обновление основного капитала;

4 млн. на осуществление проекта обновленной системы оплаты работы местного персонала.

В дополнение к этому на специальные новые проекты было привлечено еще 65 млн. долларов; а также 69 млн. долларов целенаправленных вложений в решение проблем, возникших на оккупированных территориях вследствие обострения интифады Аль-Акса и введенных ограничений со стороны Израиля.

Большая часть бюджетных средств БАПОР (54%) идет на программы образования, по 18% на здравоохранение и на эксплуатационные и общественные услуги, и 10% - на оказание чрезвычайной помощи и социальных услуг.

В зависимости от результатов будущих мирных переговоров и в связи с продолжением конфликта в районах присутствия БАПОР может возникнуть необходимость расширения масштабов определенных видов деятельности Агентства или выполнения дополнительных задач, связанных с осуществлением программ для беженцев. Это в первую очередь касается палестинских беженцев, проживающих на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа.

Ситуация, складывающаяся в настоящее время на Ближнем Востоке, заставляет рассматривать целый ряд различных сценариев будущей деятельности БАПОР. Продолжение беспорядков, усиливающее обеспокоенность в отношении безопасности, ухудшение экономического положения беженцев и ограничение свободы передвижения товаров, услуг и населения негативно отражаются на деятельности Агентства. При возобновлении мирных переговоров и появлении реальных перспектив урегулирования Агентству, возможно, придется взять на себя новые задачи, касающиеся оказания помощи палестинским беженцам.

палестинский беженец израиль лагерь

Уменьшение объема финансовых ресурсов за последние несколько лет привело к сокращению численности международного персонала БАПОР, в то время как число беженцев и их потребности существенно возросли. Независимо от будущих сценариев развития событий БАПОР уже сейчас сталкивается с увеличением объема работы и нуждается в сотрудниках, обладающих специальными навыками. Помимо своих нынешних функций, Агентству, по всей вероятности, придется выполнять новые задачи, особенно в таких областях, как анализ политической ситуации и оказание юридических консультативных услуг, оказание чрезвычайной помощи и социальных услуг, материально-техническое обеспечение, административное обслуживание, обеспечение людских ресурсов и безопасности.


Использованная литература


1. Основные сведения об Организации Объединенных Наций. М.: Юридическая литература, 1995.

2. Конвенция ООН о статусе беженцев. Официальный документ ООН.

3. Официальный отчет Генеральной Ассамблеи ООН. А/56/6 (sect.24)

4. Доклад Генерального секретаря ООН: Помощь палестинскому народу. А/56/123-Е/2001/97

5. Положение беженцев в мире. Перемещенные лица - гуманитарная проблема. Центр документации и научных исследований УВКБ ООН. 1997.

6. Положение беженцев в мире. Пятьдесят лет гуманитарной деятельности. Центр документации и научных исследований УВКБ ООН. 2000.

  A


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.