Рефераты. Гуманитарная деятельность ООН в Палестине

Уникальность БАПОР состоит еще и в том, что оно является единственным агентством системы ООН, которое подотчетно непосредственно Генеральной Ассамблее ООН.

В отличие от остальных организаций системы ООН, которые осуществляют свою деятельность через местные власти или другие руководящие агентства, БАПОР работает с палестинскими беженцами напрямую, без посредников. Это позволяет эффективно координировать работу своего персонала (более 23,5 тыс. человек) и быстро реагировать на складывающиеся обстоятельства.

В таких областях, как образование и здравоохранение, БАПОР тесно сотрудничает с ЮНЕСКО и ВОЗ. Для выполнения своих программ помощи палестинским беженцам обе организации выделили квалифицированных специалистов-международников. Агентство постоянно получает поставки медикаментов от ЮНИСЕФ и Фонда ООН по деятельности в области народонаселения (ЮНФПА).

БАПОР также сотрудничает со специальным представителем ООН на Ближнем Востоке, назначенным в целях содействия достижению мирного урегулирования ситуации в регионе.

На протяжении всего своего существования Агентство тесно сотрудничает с многочисленными неправительственными организациями в таких областях, как медицина, техника, просвещение, а также в области защиты прав человека.

Отношения между Оккупированными территориями (с 1994 г. Палестинской Национальной Администрацией - ПНА) и Государством Израиль всегда были непростыми, что в свою очередь отражалось на деятельности БАПОР и условиях проживания палестинских беженцев.

Уже сама численность палестинских беженцев является спорным вопросом и одним из многочисленных "камней преткновения" в арабо-израильском конфликте. К моменту создания в мае 1948 г. Государства Израиль арабское и еврейское население Палестины, бывшей под управлением Великобритании, находилось в состоянии борьбы. За провозглашением Государства Израиль последовала интервенция со стороны некоторых арабских государств, и в результате разразившегося вооруженного конфликта 700-800 тыс. палестинцев были вынуждены искать убежища, в первую очередь, на Западном берегу реки Иордан, в секторе Газа, в Иордании, Ливане и Сирии. Около 150 тыс. палестинцев остались в Израиле и стали гражданами нового государства.

Осознавая масштабы возникшей проблемы, обе стороны согласились на создание международного механизма предоставления компенсации арабам и евреям, которые стали беженцами в результате создания Государства Израиль (речь идет о палестинцах, утративших вследствие войны свои дома и родную землю, и о евреях, бежавших из арабских стран). Израиль согласился оказывать финансовую поддержку новой организации. Большая часть требуемых миллиардов долларов должна была поступить из международных источников (включая и богатые арабские страны). Израиль также обязался поддерживать программу воссоединения палестинских семей, которую он осуществлял между 1949 и 1967 гг. За этот период были репатриированы почти 60 тыс. палестинских беженцев. Гуманитарные критерии для принятия решения о воссоединении семей были разработаны Израилем. Дополнительно почти 500 тыс. беженцев должны были расселиться в Палестинском государстве при международной поддержке.

Далее позиции двух сторон расходятся.

Израиль соглашался принять до 10 тыс. беженцев в рамках воссоединения семей в течение нескольких лет.

Израиль согласился выразить сочувствие беженцам за пережитые страдания и утраты и предложил свое финансовое участие в их расселении и реабилитации. Его отказ принять на себя "первородный грех" возникновения проблемы беженцев соответствовал израильской версии, согласно которой именно арабские страны создали эту проблему, отказавшись признать Государство Израиль в 1948 г. и начав массированное наступление с целью его уничтожения.

С израильской точки зрения, признание "права на возвращение", даже если в данный момент палестинцы не настаивают на его реализации, может создать весьма опасный прецедент для предъявления Израилю других претензий в будущем.

ООП настаивала на приеме минимум 100 тыс. человек, включая множество беженцев из Ливана, которые должны были репатриироваться в ближайшем будущем.

ООП продолжала настаивать на том, что в дополнение к указанным мерам Израиль должен недвусмысленно заявить о своей формальной ответственности за возникновение проблемы беженцев в 1948 г. и формально признать право на возвращение этих беженцев (даже если фактически этого не произойдет, разве что в рамках воссоединения семей). Такая позиция соответствовала эволюции палестинских требований на протяжении всего израильско-палестинского конфликта.

БАПОР считает территорию ПНА входящей в сферу своей деятельности. На ней проживают палестинские беженцы, т.е., по сути (так же как Ливан, Иордания и Сирия), ПНА является "принимающей страной", а значит, имеет определенные обязанности, несет ответственность за беженцев и обязана содействовать БАПОР. Все перечисленные пункты ПНА исправно выполняет и часто выступает инициатором реализации новых программ и проектов.

Затянувшаяся интифада Аль-Акса усугубила и без того кризисное положение палестинцев на Западном берегу и в секторе Газа. БАПОР было вынуждено приложить все усилия для привлечения дополнительных крупных финансовых средств в необходимые проекты по оказанию чрезвычайной помощи. В 2001 г. на их реализацию было использовано около 70 млн. долларов США. В рамках проводимых программ помощь на Западном берегу и в секторе Газа получили 217,5 тыс. палестинских семей. Эта помощь представляет собой дополнительные поставки продовольственных товаров (вода, мука, масло, рис и т.д.), товаров первой необходимости, материальную помощь наиболее нуждающимся группам беженцев (инвалидам, раненым, вдовам с детьми) и помощь в трудоустройстве (создание временных рабочих мест).

Эти программы оказания чрезвычайной помощи не тормозили проведения регулярных мер по основным проектам, осуществляемым БАПОР. К тому же чрезвычайные программы касались наиболее нуждающихся палестинских беженцев, находящихся только на территориях Западного берега и сектора Газа. Что касается финансирования постоянных проектов, то здесь Агентство уже на протяжении многих лет испытывает большие трудности, в связи с чем было вынуждено предпринять строгие меры контроля за распределением финансовых средств на осуществляемые программы. Наряду с сокращением вложений в оказание услуг снизилась сумма, выделяемая на одного беженца в год - с 200 долл. в 1975 г. до 60 долл. в 2001 г. при том, что численность палестинских беженцев неизменно растет.

В своей деятельности Агентство стремится к тому, чтобы беженцы достигли уровня самообеспеченности, поэтому его усилия направлены в первую очередь на обеспечение долгосрочной жизнеспособности своих программ и устойчивого развития. БАПОР постоянно принимает меры по адаптации своей роли и оказываемых услуг с учетом потребностей беженцев и изменяющихся условий, в которых Агентству приходится работать. Однако, как и прежде, возможности Агентства в плане оказания помощи беженцам всецело зависят от наличия у него достаточных финансовых средств, ежегодно поступающих в виде добровольных взносов.

Мероприятия, проводимые БАПОР на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, можно представить следующим образом:

Программы в области образования:

Образование и просвещение всегда являлись приоритетными направлениями деятельности БАПОР. На осуществление проектов в области образования Агентство ежегодно тратит более половины своих бюджетных средств.

В соответствии с программой Агентства в сфере образования предоставляется общее, педагогическое и профессионально-техническое образование детям палестинских беженцев и молодежи в рамках предусмотренных учебных планов правительств принимающих стран и БАПОР. В разработке планов во внимание принимаются стандарты ЮНЕСКО, учитываются потребности беженцев, сохранение их самобытности и культурного наследия. Агентство неизменно продолжает предпринимать шаги, направленные на повышение качества преподавания, профессиональной подготовки и квалификации персонала, полагаясь на технический опыт и поддержку ЮНЕСКО. В эту сферу привлечено 2/3 персонала Агентства.

Предоставляемое БАПОР базовое образование (т.е. начальное и подготовительное) в 2001/2002 учебном году смогли получить 486 026 беженцев-детей в 639 школах на пяти территориях, подотчетных Агентству, и в 5 специализированных училищах в Ливане. В соответствии с прогнозами специалистов ожидается, что в связи с естественным приростом численности палестинских беженцев число учащихся школ будет ежегодно возрастать на 2,4% и к концу 2003 г. составит 514 159 человек. В свою очередь Агентству необходимо учесть изменения в учебных планах, принятые правительствами принимающих стран. Оба этих фактора приведут к увеличению как расходов по персоналу, так и не связанных с персоналом расходов.

Учебные программы Агентства основаны на пропаганде мирного разрешения ближневосточного конфликта дипломатическим путем при обязательном соблюдении прав человека. Все материалы и специальные руководства переведены на арабский язык с целью донесения информации до каждого обучающегося. Это в первую очередь коснулось беженцев, проживающих на Западном берегу и в секторе Газа.

Желающим продолжить обучение после окончания школы и получить профессионально-техническое образование БАПОР предлагает 8 специализированных технических училищ с 4 890 оборудованными местами. Два учебных центра находятся в Иордании, три - на Западном берегу и по одному в Сирийской Арабской Республике, Ливане и секторе Газа. Здесь предлагается 51 учебный курс по ремесленным и техническим специальным дисциплинам продолжительностью два года. Учебная программа на регулярной основе пересматривается и обновляется с тем, чтобы обеспечивать ее соответствие требованиям местного и регионального рынков труда. Ожидается, что в случае поступления достаточного объема целевых взносов на создание запланированных новых профессионально-технических курсов число мест в учебных центрах к концу 2003 г. возрастет до 5 тыс.

Агентство в настоящее время ведет предварительную подготовку преподавателей в своих трех учебных центрах в Иордании и на Западном берегу, где имеется 900 мест. Эта программа позволяет им получить за четыре года университетский диплом бакалавра. На курсах повышения квалификации в Иордании без отрыва от работы переподготовку проходят 203 преподавателя.

БАПОР продолжает поощрять одаренных студентов-беженцев и предоставляет университетские стипендии. Их размеры зависят от поступлений взносов доноров. В 2000/2001 учебном году Агентство выдало стипендии 450 студентам, что на 673 меньше, чем в 1999/2000 учебном году.

Агентство помогает выпускникам своих учебных центров и других учебных заведений из числа палестинских беженцев найти подходящую работу на месте или в соседних странах. Выпускники нередко становятся востребованы самим БАПОР.

Свидетельством эффективности хорошо налаженной за 50 лет системы образования является тот факт, что именно палестинцы считаются одной из наиболее образованных наций на Ближнем Востоке.

Услуги в области здравоохранения

Основой мероприятий БАПОР в области здравоохранения является созданная им сеть из 123 учреждений первичного медико-санитарного обслуживания, которые зарегистрировали более 9 млн. обращений за 2002 г. Осуществляются мероприятия по снижению затрат, например расходов в связи с госпитализацией, призванных обеспечить оптимальное использование ограниченных финансовых и людских ресурсов. Аналогичным образом первоочередное внимание Агентство уделяет инициативам, начало которым было положено в рамках осуществления "Программы установления мира", путем восстановления и обновления инфраструктуры сектора здравоохранения на низовом уровне и улучшения санитарно-гигиенических условий в лагерях беженцев.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.