Украинские кланы слабы тем, что не верят в свое будущее, поэтому стараются урвать как можно больше сегодня, ведь завтра может не быть. Этим и объясняется приобретение бесчисленных "мерседесов", роскошных квартир, дорогих вилл, яхт. Поэтому отсутствует национальная идея, которая базируется на преемственности традиций, наследовании результатов труда грядущими поколениями. Нет веры в то, что начатые дела, накопленные богатства будут сохранены, продолжены, преумножены.
Без цивилизованного общества, основанного на демократических ценностях, предпринимательской культуры, системного подхода управления государством никакие экономические модели не смогут предотвратить хаоса. Не произойдет и первоначального накопления капитала внутри страны, поскольку весь капитал будет утекать за границу, туда, где люди научились зарабатывать деньги, не перегрызая друг другу глотки, а ведя переговоры.
5. Интеграция Украины в ЕС
Одним из важнейших этапов в интеграции Украины в мировое пространство есть вхождения Украины к ЕС. Интеграция Украины в ЕС является чрезвычайно сложной дилеммой как для Украины, так и для Европы.
Во-первых, Украина окончательно "виртуализировалась". Не концентрируя крупного промышленного производства, центр - Киев и Киевская область - поглощает более 40% всех банковских кредитов и бюджетных средств, львиную судьбу интеллектуального потенциала страны. Подобная "инвестиционная привлекательность" способствует углублению региональной дифференциации. Напротив, в рамках ЕС действует система трансфертных платежей - специальных фондов, направленных на предоставление финансовой поддержки экономически слабым регионам. Кроме того, в таких странах, как, например, Германия, Бельгия и Италия, существуют системы внутригосударственного перераспределения бюджетных ресурсов. Происходящее в Западной Европе межстрановое переплетение основано на углублении торговых отношений, а не создании "островков благополучия": 46% экспорта и 65% импорта зоны евро приходится на высокотехнологическую продукцию, в то время как в Украине эти показатели составляют соответственно 5% и 9%.
Во-вторых, в Украине практически парализовано управление государством. Поскольку управленческая "элита" в Украине к сим порам состоит в основном из далеко не самых лучших аппаратчиков бывшей советской системы, пренебрегающих фактором личности, в чиновничьей среде родственные связи продолжают преобладать над квалификацией, моральное унижение над мотивацией, безответственность над профессионализмом. В Европе все наоборот: органы исполнительной власти - это сервисные учреждения с особым статусом, обслуживающие реальный сектор экономики. Работать на государство престижно. Западный чиновник, кроме четко прописанных обязанностей, имеет еще и круг полномочий, в рамках которых вон самостоятельно решает возникающие вопросы. Частое обращение к начальству не только не приветствуется, но и может иметь негативные последствия для карьеры. В дополнение к полномочиям конкурентный уровень заработной платы гарантирует высокую производительность труда западного чиновника.
Сегодня в Украине чиновники низшего, среднего и даже высшего звена не могут принять решения практически ни по какому вопросу без согласования с главой того или иного ведомства. Низкий уровень зарплаты не оставляет им второго выбора, как решать вопросы неофициальным путем. Отсутствие полномочий и низкий уровень заработной платы - самые важные причины коррупции в Украине.
В-третьих, после провозглашения рыночных реформ в 1994 году Украина сегодня находится в эмбриональной стадии капиталистического развития, предпринимательская культура только зарождается, договорные отношения и законы соблюдаются эпизодически. Будучи индустриальной страной с высоким уровнем квалификации рабочей силы, Украина реально не сформировала классические атрибуты зрелого капитализма: банковской системе для создания долгосрочных инвестиционных ресурсов потребуется еще лет 10-15, на протяжении которых будет сильная монополия различных клановых структур, сдерживающих конкуренцию.
Европа находится на более высокой формационной ступени, более 300 лет на практике реализует либеральные модели, а последние 50 лет еще и с ярко выраженными элементами социальной рыночной экономики.
Соответственно разной является глубина укоренения в сознании индивидуума рыночных понятой: частной собственности, индивидуальной свободы, уравнивания социальных различий, свободы выбора деятельности и составления договоров, индивидуальной ответственности, свободного ценообразования, открытых рынков, эффективной конкуренции, стабильности денежных и финансовых институтов. В некоторых европейских странах крепостное право было отменено почти на 200 лет раньше, чем в Украине.
В-четвертых, судьба сельского хозяйства в экономической структуре Украины составляет 21,5%, в ЕС - 4,2%. Для сбыта украинской аграрной продукции на европейском рынке необходимы не только инвестиции, которых у нас пока нет, но и сильное лобби, поскольку украинские продукты явным образом превосходят по своим витаминным и вкусовым характеристикам европейские, выращиваемые в теплицах с обильным использованием пестицидов, а следовательно, представляют собой дополнительную конкуренцию для традиционных европейских поставщиков.
В-пятых, вступление Украины в Европейский валютный союз (ЕВС) является невозможным в силу отсутствия четкой стратегии денежно-кредитной политики и существенной оторванности финансового сектора вот реального: в Украине нет ресурсов для долгосрочного инвестирования, поскольку низкие доходы не позволяют делать сбережения; не развиты безналичные расчеты: судьба наличных в денежной массе Украины - 42%, в зоне евро - 3%; ставки коммерческих банков зоны евро по кредитам сроком до 1 года в 2002 году составляют в среднем 5%, украинских - 28-31%. Инфляция в Украине в І квартале 2002 года ниже, чем в зоне евро, а кредитные ставки в 6 раз выше! Кроме того, сам ЕВС переживает тяжелые времена. Введение единой валюты оставило страны-члены зоны евро валютного курса - важного инструмента регулирования баланса внешней торговли. Единая процентная ставка Европейского центрального банка (ЕЦБ) является не выгодной для членов союза, находящихся в различных конъюнктурных фазах. Для Ирландии, Испании и Финляндии, которые находятся на подъеме, необходимо повышение процентной ставки, а для Германии, Италии, Франции, которые переживают экономический спад, - понижение. Выдающийся немецкий экономист В. Ханкель во время недавнего выступления в НБУ предрекал скорый роспуск ЕВС и рекомендовал Украине занять выжидательную позицию, как это сделала Великобритания - "идите в ЕВС, когда он выживет, а высвободившееся время используйте для создания сильной финансовой системы в Украине", - отметил В. Ханкель.
В-шестых, введение евро и перенесение денежной политики и политики валютного курса на наднациональный уровень обнажило целый ряд социально-экономических и институциональных диспропорций, присущих отдельным странам-членам зоны евро: различия в уровнях доходов, производительности труда, показателях занятости, экономического роста, асинхронность деловых циклов, расхождения в механизмах ценообразования, налогообложения, фискальной, финансовой и банковской системах. Их преодоление потребует значительных консолидационных усилий вот стран-членов ЕВС и займет много времени. Соответствующие диспропорции между ЕС и Украиной являются на сегодня несоизмеримыми. Преодоление внутриевропейских проблем приведет к снижению отчислений в общий европейский бюджет, а значит, сократятся средства, предоставляемые новым членам ЕС на структурные и трансформационные преобразования.
В-седьмых, по мнению академика Ю. Пахомова, украинцы - это нация индивидуалистов: "в Украине преобладает гедоническое жизнелюбие, культ бытоустройства" (Московский комсомолец 29.11-6.12.2001). В отличие от украинского индивидуализма, западное общество построено на культуре объединений, основанной на взаимном доверии.
В-восьмых, Европа наряду с США является наибольшим потребителем наркотиков. По данным Агентству передачи финансовых технологий (Люксембург) на продаже наркотиков в мире ежегодно "отмывается" около $200 млрд. Европа потребляет около 80% героина, производимого в Иране, Афганистане и Пакистане. Из 40 000 контейнеров наркотических веществ, разгружаемых ежедневно в мире, около 8 000 приходится на Нидерланды. Думаю, комментарии излишни.
В-девятых, как быть с фактом русификации Украины? Согласно данным Госкомстата, в 2000 году в Украине на русском языке было выпущено 35% общего количества книг, 77% годового тиража журналов и 73% разового тиража газет. 18,1% теле- и 11,4% радиопередач транслировались на русском языке; причем судьба русскоязычного телевещания (радиовещания) в Республике Крым, г. Севастополе, Луганской, Донецкой, Одесской областях колебалась от 84,7% до 35,7% (85,0% до 27,6%). Несмотря на увеличение ролы украинского языка в образовательной сфере, судьба русского языка в сфере начального образования составляет 21,6%, среднего - 29%, высшего образования - 22%. Причем в Крыму судьба русского языка в сфере образования равняется почти 100%, а в Луганской, Донецкой, Запорожской, Одесской областях колеблется вот 80% до 40%.
Российская эстрада пленила украинский рынок. Россияне - на первом месте среди иностранных туристов в Украине, в свою очередь Россия является наиболее привлекательной страной для украинской эмиграции. 55% прямых иностранных инвестиций Украины вкладывается в экономику РФ. В свою очередь, в Украине действует 701 предприятие с российскими прямыми инвестициями.
Интеграционный интерес России к ЕС - сомнительный, к Украине - очевидный. Разрабатываемая Россией с участием украинских ученых концепция единого валютного пространства СНГ - прямое поэтому подтверждение.
В-десятых, несмотря на то, что Европа движется к политическому союзу, проблема введения единого европейского языка не стоит. Наоборот, знание иностранных языков приветствуется во всех сферах и на всех уровнях. Европейская Комиссия продолжает тратит круглые суммы на перевод всех своих документов на 11 европейских языков. Вместе с тем практически все управленцы высшего и среднего звена государственного аппарата стран ЕС владеют общепринятым языком межнационального общения - английским. В Украине же из-за незнания большинством чиновников высшего звена иностранных языков усложняется развитие двусторонних политических контактов.
Список принципиальных проблем интеграции Украины в ЕС можно продолжить. Кроме того, что можем мы предложить Европе? Ведь наряду с нашим благоприятным географическим положением и желанием жить в Европе, вместе с трудолюбием и хозяйской жилкой, украинцы принесут в Европу и свою провинциальность, чрезмерную самовлюбленность и необоснованную уверенность в своем превосходстве. Вполне понятно стремление европейцев оградить себя вот всех этих негативных составляющих.
С другой стороны, что известно нам в современной Европе? В Украине практически отсутствуют специалисты, которые бы досконально знали законодательство и экономическое устройство Евросоюза, были способны объективно оценить последствия европейской валютной интеграции. Ведь существующие исследования замалчивают неблагоприятные последствия интеграционного процесса, риски, связанные с расширением ЕС на Восток.
Действительно, в Украине найдется очень мало людей, которые не восхищались бы жизнью на Западе. Однако европейский стандарт жизни - это наследование каждым индивидуумом, каждым последующим поколением, всем европейским сообществом хорошо известных ценностей - права на частную собственность, индивидуальной ответственности перед обществом, уважения к ближнему. Если для нас так важны европейские ценности, не обязательно интегрироваться в Европу, можно создавать подобный стандарт жизни и в Украине.
Страницы: 1, 2, 3