Марокко в отличие от Саудовской Аравии является конституционной монархией с парламентом и сравнительно давно сформировавшейся многопартийной системой22. Умеренные исламисты представлены в ней двумя организациями – политической Партией справедливости и развития (Partidelajusticeetdudéveloppement) во главе с ее генеральным секретарем Саадом Дин Османи и ассоциацией «Справедливость и улучшение» (аль-адль ва-ль-ихсан), которой руководит шейх Ясин. Наряду с ними функционируют также общественно-религиозные организации – Ассоциация исламской молодежи, «Группа Мухаммеда» и «Священное братство Зейтуни».
Наиболее влиятельной является представленная в парламенте Партия справедливости и развития (ПСР), завоевавшая 38 депутатских мест (из общего числа депутатов – 450) в результате парламентских выборов в ноябре 2002 г. В ходе голосования в выборные муниципальные органы власти (провинциальные собрания) в сентябре 2003 г. ПСР получила 593 места из общего числа в 23 тыс. во всех 60 провинциях Марокко23. Как считает большинство политических обозревателей, это число должно было бы быть примерно в четыре раза больше, если бы ПСР не отозвала многих своих кандидатов накануне выборов. Это было сделано добровольно (или под нажимом властей, как утверждают некоторые руководители ПСР) после взрывов 16 мая 2003 г. в Касабланке в еврейском культурном центре, осуществленных экстремистскими исламистскими группировками, в результате которых погиб 41 человек и более 100 получили ранения. Лидеры ПСР и других умеренных исламистских организаций резко осудили «всех тех, кто прибегает к террору для достижения своих целей». Тем не менее отзыв кандидатов ПСР, который ее руководство объясняло нежеланием «шокировать марокканскую и зарубежную общественность», вероятно являлся правильным решением, если учесть также, что среди арестованных и осужденных за причастность к подготовке взрывов был бывший казначей ПСР. Пример с казначеем ПСР подтверждает, что иногда достаточно трудно провести четкую грань между умеренными и радикальными исламистами, особенно на уровне рядовых членов их организаций (такая ситуация присуща не только Марокко, но практически всем мусульманским странам).
В Марокко наиболее известной и многочисленной радикальной группировкой является «Салафитский джихад» (салафийя джихадийя), боевики-шахиды которой, согласно результатам расследования марокканской полиции, осуществили террористические акты 16 мая 2003 г. Полицией было арестовано около 1 тыс. исламистов, подозреваемых в причастности к терактам, из которых 390 были в последствии приговорены судом к различным срокам заключения, причем 53 – к пожизненному заключению и 16 – к смертной казни24. «Салафитский джихад», как и другие менее значительные экстремистские группировки («Правильный путь» [ас-сырат аль-мустакым], «Обвинение в неверности и хиджра» [ат-такфир ва ль хиджра] и др.) появились в Марокко в начале 90-х гг. на волне подъема идей исламского возрождения (нахда исламийя), распространившихся в этот период в мусульманском мире. В основном боевики «Салафитского джихада» оперировали на севере страны, в районе г. Феса, Касабланки и Танжера. Их число очень приблизительно оценивается в 1 тыс. муджахидов, которые были разбиты на подпольно действовавшие ячейки по 10–12 человек. Боевиками руководили как марокканские граждане, как правило, имевшие «боевой опыт» в различных горячих точках (Афганистан, Босния, Алжир, Чечня), так и граждане других арабских и даже европейских стран. Таковым являлся руководитель боевиков в г. Фесе Ришар Робер (род. в 1972 г.), как его называли, «эмир с голубыми глазами», гражданин Франции, принявший ислам. Он, в частности, планировал начать партизанскую войну с властями в горных районах Риф (на севере Марокко) по примеру алжирской исламистской вооруженной группировки «Салафитская группа для проповеди и борьбы». В ее рядах несколько десятков боевиков Ришара Робера проходили в 2001 и 2002 гг. своеобразную «стажировку», участвуя в террористических акциях на территории Алжира. Эмиры «Салафитского джихада» занимались также контрабандой и рэкетом. В частности, они контролировали «бизнес» с нелегальной переправкой марокканских граждан в Испанию, в котором им содействовали исламисты из числа марокканских эмигрантов, проживавших на юге Испании.
Наряду с террористическими группами, действовавшими на территории Марокко, известный марокканский идеолог исламизма Мухаммед Гербузи (проживавший в эмиграции в Лондоне) и близкий к бен Ладену иорданский исламист Абу Мусаб аз-Заркави создали с помощью другого исламистского деятеля, также проживавшего в Лондоне, палестинца Абу Катада25, организацию «Вооруженная исламская марокканская группа». В ее члены рекрутировались эмигранты-марокканцы, проживавшие в Великобритании26, а также в Швеции. По сведениям марокканской полиции, именно руководство «Вооруженной исламской марокканской группы» на своем совещании (проходившем, по одним источникам, в Турции, по другим, – в Афганистане), на котором присутсвовали также представители «аль-Каиды», приняло решение провести теракты на территории Марокко в мае 2003 г. Это решение было одобрено в заявлении, приписываемом бен Ладену, где Марокко фигурировало среди стран, где планировалось развернуть джихад. Непосредственное исполнение терактов возлагалось на «Салафитский джихад», для чего Абу Мусаб аз-Заркави направил его лидерам 70 тыс. долл. Эксперты по борьбе с терроризмом предполагают, что, судя по «почерку» терактов, их непосредственным планированием занимался Айман аз-Завахири, ближайший соратник бен Ладена и его преемник в случае гибели последнего. Айман аз-Завахири предпочитает «двойные удары», что и было осуществлено – первые взрывы в Эр-Рияде в Саудовской Аравии 12 мая 2003 г., следующие – в Касабланке в Марокко 16 мая 2003 г. Согласно заявлениям идеологов джихада, режимы этих двух стран «превратились в марионеток США – главного врага ислама». Одним из решающих аргументов для нанесения удара по Марокко стало, как предполагает часть исследователей, то, что марокканские власти первыми из мусульманских стран встали на сторону США после терактов 11 сентября 2001 г. и предложили свое сотрудничество, в том числе на уровне спецслужб. В частности, сотрудники марокканских спецслужб первыми среди своих арабских коллег приступили к допросу содержащихся на американской базе в Гуантанамо марокканских граждан, находившихся в рядах отрядов Талибан. Кроме того, именно марокканские специалисты по просьбе США обучали и формировали новую иракскую полицию после падения режима Саддама Хусейна. В области экономического сотрудничества Марокко также является одним из наиболее привилегированных партнеров США среди арабских стран. Об этом свидетельствует вхождение Марокко в марте 2004 г. в «Соглашение о свободном торговом обмене» (FreeTradeAgreement, FTA) с США. Это Соглашение (в которое кроме Марокко из арабских стран входит только Иордания) предполагает свободный обмен в области торговли, услуг, инвестиций, прав на интеллектуальную собственность, юридических гарантий и политическое сотрудничество.
В заключение необходимо отметить, что исламистское движение, представленное как умеренным, так и радикальным направлениями, вступает в XXI в. в качестве значимого социально-политического явления, способного и в будущем оказывать существенное влияние на развитие мировой политики. Продолжающуюся активность исламистского движения, пользуясь понятийным аппаратом А.Тойнби, с достаточной степенью условности можно определить как ответ или защитную реакцию исламской цивилизации на вызов внешней силы, в роли которой выступают глобализационные процессы, в которых превалирует стремление к гегемонии единственной сверхдержавы. В этой связи представляется уместным вспомнить прогноз, сделанный А.Тойнби в середине ХХ в. о «столкновении цивилизаций»27 и повторенный Ф.Хантингтоном в 1994 г. Безусловно, нельзя утверждать, что он полностью сбывается в начале XXI в. Тем не менее, на наш взгляд, можно говорить о некоторых элементах цивилизационного противостояния. Тем более, что жесткие экономические правила мирового разделения труда, отводящие для многих мусульманских стран роль сырьевых придатков и рынков сбыта, вестернизация культуры, являющиеся, возможно, объективными следствиями глобализации, а также давние неурегулированные конфликты (палестино-израильский) и военное давление США и их союзников на страны, не подчиняющиеся их политике, воспринимаются частью мусульман, как война против ислама. Причем эти элементы цивилизационного противостояния проявляются в большей степени не в форме межгосударственных противоречий и конфликтов (хотя такие столкновения также имеют место – Афганистан, Ирак, Палестина), а на уровне общественного сознания, то есть отношения к последствиям глобализации достаточно большой части населения мусульманских стран. Ислам практически во всех странах, где он исповедуется, в силу специфики своего исторического развития является не только религией, но образом жизни, регулирующим во многом социокультурную сферу жизни общества. Наряду с этим ислам для многих мусульман представляет собой также основу национальной и цивилизационной самоидентификации.
Еще одним феноменом, особенно проявившим себя в последние десятилетия ХХ в. и в начале XXI в., явилось формирование во многих европейских странах достаточно многочисленных общин эмигрантов из мусульманских стран. Эти ареалы стали в Европе «особой субкультурой, явно не совпадающей с нормами, принятыми в стране их нового пребывания»28. Безусловно, часть таких эмигрантов, особенно во втором и третьем поколении полностью воспринимает европейские цивилизационные ценности, находит свою нишу на рынке труда и растворяется в общей массе населения. Тем не менее достаточно большое число эмигрантов продолжает соблюдать традиционные обычаи, исповедовать ислам и оставаться чужеродным элементом в стране пребывания. Причем это касается не только первого поколения эмигрантов и лиц с низкой квалификацией. Последние выступления мусульман во Франции в 2003–2004 гг. с требованием разрешить девушкам-мусульманкам носить чадру в школах и вузах подтвердили, насколько сильна традиционная мусульманская идеология. В происходивших во многих европейских странах массовых манифестациях против войны в Ираке активное участие принимали представители мусульманских общин, и их позицию вынуждены учитывать руководители этих государств. Если попытаться сделать условный прогноз в отношении дальнейшего развития исламистского движения, то очевидно, что на него оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы, естественно, специфичны для каждой отдельно взятой мусульманской страны. Тем не менее внутренняя ситуация в мусульманском мире в очень большой степени зависит от общей тенденции политического и экономического развития мирового сообщества. Такой тенденцией, на наш взгляд, является процесс усиления роли в определении мировой как политической, так и экономической стратегии так называемого «мирового правительства», то есть наднациональных структур – ТНК и международных финансово-экономических институтов, в руководстве которых командные посты заняты представителями США и в меньшей степени Европейского сообщества. С другой стороны, происходит ослабление роли национальных правительств, в том числе и в определении внутренней социально-экономической политики в своих странах, которая все в большей степени зависит от решений, принимаемых наднациональными структурами. Одной из стратегических целей «мирового правительства» является установление своего полного контроля над природными ресурсами в планетарном масштабе. В результате политики, проводимой для достижения этой цели, в частности, в мусульманских странах, происходит дальнейшее расслоение общества, то есть обогащение властной элиты и очень медленный подъем (а иногда его отсутствие) уровня жизни значительной части населения. Следствием такой ситуации может быть продолжение, а возможно, и усиление влияния среди неимущей (и не только) части населения исламистских движений, идеологи которых предлагают свое «исламское решение» социально-экономических проблем и выставляют себя в роли защитников «исламских ценностей». Если в отношении экстремистских исламистских группировок можно предположить в конечном итоге их нейтрализацию совместными усилиями национальных и международных силовых структур, то гораздо сложнее устранить глубинные причины возникновения радикального исламизма и появление новых бен Ладенов.
политика идеология исламское возрождение
Список источников и литературы
1. Программное заявление Исламского фронта спасения (ИФС), опубликованное в его печатном органе – журнале «аль-Мункыз» [Спаситель] (цит. по: GhaniaSamai-Ouramdane «Lefrontislamiquedusalut á traverssonorganedepresse (al-Munqid)» в Peuplesméditerannéens. 1990, № 52–53, с. 155).
2. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991, с. 204
3. Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: начала, тенденции, перспективы. М., 2002, с. 196
4. www.fas.org/irp/world/para/docs/980223-fatwa.htm
5. Конституция Алжирской Народной Демократической Республики. 1998 г. Ст. 42
6. JeuneAfrique/L’Intelligent. 2003, № 2198, с. 67.
7. www.liberte-algerie.com 10.04.04.
8. Jeune Afrique/L’Intelligent. 2003, № 2229, с. 34.
9. Шауки Мухаммед аль-Фанджари. Ат-Таариф би-ль-иктисад аль-исламий. Аль-Кахира., 1989.
10. Королевство Саудовская Аравия. – Эр-Рияд., 1993, с. 20.
11. Королевство Марокко. Справочник. – М., 1991, с. 109).
12. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории / Пер. с англ. – Санкт-Петербург, 1996, с. 129.
13. Лунев С.И., Широков Т.К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. – М., 2001, с. 153
Размещено на
Страницы: 1, 2, 3, 4