В Египте одной из наиболее влиятельных политических партий, исповедующих исламистские концепции, является «Аль-Аамаль» (Труд). Она была создана в 1979 г. также под эгидой «Братьев-мусульман». Тем не менее с начала 90-х гг. ее генеральный секретарь Адель Хусейн стал проводить более умеренную по сравнению с позицией лидера «Братьев-мусульман» Мамуна аль-Худайби политическую линию, и «Аль-Аамаль» превратилась в самостоятельную политическую силу.
Третьим направлением египетского исламизма являются радикальные группировки, провозглашавшие джихад против «неверной» власти в качестве единственного пути для создания в Египте исламской республики. Наиболее влиятельными и многочисленными из них являлись «Исламские группы» (джамаат исламийя) и «Исламский джихад» (джихад исламий). «Исламские группы» были созданы в конце 70-х годов радикальными исламистскими деятелями Карамом Зухди, ставшим их первым эмиром, и шейхом Омаром абд ар-Рахманом, преподавателем Аль-Азхара. Их духовным лидером был Мухаммед Фарадж, автор книги «Тайное повеление» (аль-фарида аль-аиба), в которой он проповедовал джихад против «неверной» власти, определяя его, как обязанность каждого истинного мусульманина. Примерно в это же время сформировался «Исламский джихад», руководителем которого был Аббуд аз-Зуммар. Необходимо отметить, что отношение властей к этим экстремистским группировкам было противоречивым и изменялось в различные периоды. В конце 70-х годов при президенте Садате «Исламские группы» достаточно активно поддерживали его политику «денасеризации» и возврата к исламским ценностям. Вероятно, поэтому они могли открыто создавать полувоенные «лагеря отдыха», где молодые египтяне, в основном студенты вузов, во время каникул наряду с занятиями спортом и слушанием лекций по Корану, читаемых исламистскими идеологами, занимались военной подготовкой. Затем после заключения А.Садатом Кэмп-Дэвидского мирного договора с Израилем «Исламские группы» и «Исламский джихад», расценив этот договор как «предательство», перешли к тактике террора. Именно боевики из «Исламского джихада» совершили покушение на президента Садата, в результате которого он был убит. В середине 90-х годов «Исламские группы» и «Исламский джихад» провели целый ряд террористических актов как на территории Египта, так и за его пределами. Наиболее известными из них были взрыв во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке в 1993 г., во время которого погибли 39 человек и десятки были ранены, и убийство 58 иностранных туристов вблизи г. Луксора в 1997 г. Необходимо признать, что египетские власти предприняли энергичные меры для подавления терроризма. Наряду с массовыми арестами исламистов (было арестовано до 20 тыс. человек, из которых большая часть была в последствии освобождена) и смертными приговорами для непосредственных исполнителей происходили неофициальные переговоры с исламистскими лидерами с целью склонить их к отказу от бесперспективной тактики террора и явке с повинной. Такая тактика властей принесла свои результаты. В 1997 г. семь руководителей «Исламских групп» во главе с Омаром абд ар-Рахманом объявили бессрочное перемирие с властями и призвали своих сторонников как в Египте, так и за его пределами прекратить вооруженную борьбу. В 1998 г. к ним присоединилось и большинство лидеров «Исламского джихада»14. С 1999 г. «Исламские группы» и «Исламский джихад» практически прекратили террористическую деятельность. Наряду с этим Уссама Рушди, представитель «Исламских групп», проживающий в Голландии, осудил террористические акты против иностранных туристов и заявил, что они были совершены по инициативе их исполнителей без санкции руководства. Более того, часть лидеров «Исламских групп» предлагает начать «диалог с правительством» и заявляет о своем намерении перейти к политическим формам борьбы. Вместе с тем наиболее экстремистски настроенные члены руководства «Исламских групп» и «Исламского джихада», такие как Айман аз-Завахири, Мустафа Камаль (Абу Хамза) и Рифаи Таха, продолжают проповедовать идею вооруженного джихада. Некоторые из них обосновались в Афганистане и примкнули к Усаме бен Ладену. Вместе с тем необходимо признать, что отдельные террористические акты продолжают иметь место в Египте, как, например, убийство в 2001 г. 20 коптов-христиан в деревне Аль-Кошех на юге страны15.
В начале третьего тысячелетия исповедующие фундаменталистскую идеологию исламистские группировки продолжают оказывать серьезное влияние на египетское общество. Исламистские идеологи используют в своей пропаганде, как серьезные внутренние социально-экономические проблемы Египта, так и обострение ситуации на Ближнем Востоке, связанное с ужесточением силовых действий Израиля в Палестинской автономии и американским вторжением в Ирак. Тем не менее на политической арене исламисты в отличие от их значимой роли в общественной и повседневной жизни Египта не представляют собой сколько-нибудь влиятельной силы. Впрочем, то же самое можно сказать и про другие оппозиционные политические партии. Социально-политическая ситуация в Египте представляет собой типичный пример «управляемой» или «нелиберальной демократии». Правящая «Национально-демократическая партия (НДП) имеет подавляющее большинство (97%) депутатских мест в парламенте – Национальной народной ассамблее, которая, согласно конституции, большинством в две трети голосов назначает президента. В качестве главы политического совета НДП в сентябре 2003 г. был избран Гамаль Мубарак (род. в 1963 г.), сын ныне действующего президента Египта Хосни Мубарака, который находится у власти с 1981 г. (четыре срока). Президентский мандат Хосни Мубарака истекает в 2005 г., и многие политические обозреватели полагают, что, скорее всего, будущим президентом Египта будет избран Гамаль Мубарак.
В Саудовской Аравии исламистское движение, оппозиционное правящей королевской династии, стало формироваться в начале 90-х гг. Часть известных улама в 1991 г. направила королю Фахду докладную записку, озаглавленную «Вопросы для изучения» (музаккират аль-маталиб). В ней осуждалось присутствие на территории королевства американских войск, прибывших сюда по просьбе саудовских властей во время агрессии Ирака против Кувейта, а также предлагалось провести ряд реформ, в том числе создать Консультативный совет (меджлис аш-шура) при правительстве и укрепить боеспособность армии. Петицию подписали 107 видных мусульманских деятелей, представителей деловых кругов и интеллигенции, в их числе Абдалла аль-Масаари, председатель Государственного совета по рассмотрению жалоб (диван аль-мазалим). Кроме того, петиция была одобрена муфтием Саудовской Аравии шейхом Бен Базом. В 1992 г. по королевскому указу был создан Консультативный совет, состоявший из назначаемых королем 60 наиболее известных и уважаемых людей королевства. Наряду с этим были кодифицированы законы и опубликован Свод основных законов. В то же время подтверждалось, что «конституцией страны является Коран».
Тем не менее, наиболее оппозиционно настроенные молодые улама Салман аль-Ода (36 лет, имам мечети в г. Бурайда) и Сафар аль-Хавали (41 год, выпускник исламского университета в г. Медине), направили королю и опубликовали подписанную около 100 улама и выпускниками исламских университетов новую петицию, озаглавленную «Искренние советы и пожелания» (маталиб ан-насыха). В ней наряду с предложением дальнейших реформ государственного управления, содержалась критика «коррупции в высших эшелонах власти и коммерческой деятельности и поведения, противоречащих шариату, некоторых членов королевской фамилии». Затем по инициативе одного из лидеров оппозиции, Мухаммеда аль-Масаари (сына Аюдаллы аль-Масаари, председателя «Диван аль-мазалим»), получившего высшее техническое образование в США, был сформирован «Комитет защиты прав, предоставляемых шариатом» (ляджнат аль-хукук аш-шарийа). Саудовские власти достаточно жестко отреагировали на выступление оппозиции. Подписанты петиции подверглись резкому осуждению со стороны муфтия Бен База. В последствии Салман аль-Ода и Сафар аль-Хавали, пытавшиеся организовать манифестацию своих сторонников, были арестованы, так же как и Мухаммед аль-Масаари, после того как дал интервью корреспонденту Би-Би-Си, в котором высказал критические замечания в адрес правящей династии. В 1994 г. Мухаммед аль-Масаари (освобожденный из заключения по настоянию AmnestyInternational) эмигрировал в Лондон, где он продолжал обвинять правящий саудовский режим в несоблюдении шариата и «превращении страны в личную собственность многочисленных членов королевской семьи». В свою очередь наиболее радикально настроенные оппозиционеры начали создавать подпольные исламистские группировки, которые впервые заявили о себе в 1995 г., устроив взрыв в г. Эр-Рияде, в результате которого погибли пять граждан США.
К началу XXI в. социально-политическая обстановка в Саудовской Аравии в достаточной степени обострилась. Во-первых, это связано с кризисными явлениями, которых не знало королевство с момента своего основания в 1932 г. Доход на душу населения сократился с 26600 долл. в 1981 г. до 6800 долл. в 2001 г., безработица превысила 30% трудоспособного населения18. Из примерно 110 тыс. молодых саудовцев, приходящих каждый год на рынок труда, только 40 тыс. имеют шанс найти работу. В то же время значительная часть бюджетных средств тратится на содержание членов королевской фамилии, многие из которых, кроме того, занимаются бизнесом и являются богатейшими людьми планеты. Во-вторых, на внутреннюю обстановку в Саудовской Аравии повлияло также общее осложнение ситуации на Ближнем Востоке после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. и вторжения войск США и их союзников в Ирак в 2003 г. Эти факторы провоцируют усиление активности сил, оппозиционных правящей саудовской династии. Оппозицию с достаточной степенью условности можно разделить на два течения: общественно-политическое (если такой термин применим к стране, где не существует политических партий) и радикально-исламистское. Первое представляет средние слои общества, в него входят также часть улама и некоторые члены королевской семьи. В частности, один из братьев короля Фахда принц Талал Ибн Абд аль-Азиз, высказывавшийся за создание конституционной монархии, что произвело скандал в королевском доме и вызвало его опалу, и его сын Валид (1957 г. рожд.), бизнесмен-миллиардер, один из самых богатых членов королевской семьи.
Эта оппозиция добивается реформирования государственно-политической системы с целью ее более эффективного функционирования и придания ей более современного и «демократичного» имиджа. Предлагается создание консультативных советов (меджлис аш-шура) при губернаторах в провинциях посредством всеобщих выборов, больший контроль за эффективным использованием муниципальных фондов, предоставление гражданам права на свободу слова, создание общественных организаций и других свобод, которые, тем не менее, не должны противоречить шариату. Эти и ряд подобных предложений были изложены в меморандуме «Взгляд на настоящее и будущее страны», подписанном более ста представителями интеллигенции, в том числе писателями и преподавателями вузов, а также улама (суннитами и шиитами) и бизнесменами. Меморандум был передан в январе 2003 г. лично наследному принцу Абдалле Ибн Абд аль-Азизу (род. в 1923 г.) делегацией в составе 20 человек. Наследный принц, ознакомившись с меморандумом, заявил, что предложения делегации совпадают с его планами. Насколько искренен был наследный принц, судить трудно, так как саудовское руководство находится в довольно сложном положении. С одной стороны, реформирование государственно-политической системы действительно назрело и диктуется необходимостью повысить эффективность госаппарата, ограничить в какой-то степени всевластие и бесконтрольность многочисленных членов саудовской фамилии и тем самым снизить социальную напряженность в обществе, а также создать имидж современного государства с соответствующим нынешней эпохе набором «демократических институтов». Еще одним немаловажным фактором в пользу такого реформирования является позиция США, которые требуют «демократизации режимов в арабском мире». Тем более, что расследование терактов 11 сентября 2001 г. показало, что из 19 их исполнителей 15 были гражданами Саудовской Аравии, что в достаточной степени осложнило американо-саудовские отношения. С другой стороны, такое реформирование грозит расшатать два основных столпа государства – абсолютную королевскую власть династии Саудов и ислам ваххабитского толка, на идеологии которого было создано королевство и который до сих пор доминирует в Саудовской Аравии19. Именно с таких позиций, то есть защиты «исконных исламских идеалов веры», выступает радикальная саудовская оппозиция. Она представлена в настоящее время в основном двумя экстремистскими группировками такфиристского толка «Муджахидины Аравийского полуострова» (аль-муджахидун фи джазират аль-араб) и «Исповедующие истинную веру Аллаха» (аль-муваххидун)20. Лидеры этих группировок обвиняют правящую династию в том, что она «предала ислам, осквернив землю мусульманских святынь присутствием вооруженных сил неверных», и призывают своих сторонников «уничтожать американского врага и его ставленников на земле, в море и в воздухе»21. Предполагается, что эти группировки имеют связи с организацией Усамы бен Ладена и именно их боевики осуществили серию взрывов в мае и ноябре 2003 г. в г. Эр-Рияде в кварталах, где преимущественно проживают американские граждане.
Страницы: 1, 2, 3, 4