Рефераты. Эволюция и перспективы модернизации социально-экономической и общественно-политической сферы Сирии

Социальная справедливость является также становым хребтом пропаганды «братьев-мусульман», которые стремятся привлечь на свою сторону союзников, эксплуатируя конечную цель своего движения – установление справедливости и равенства для всех жителей страны и наказание тех, кто пренебрегает скромностью и умеренностью. Естественно, притягательность подобной идеи велика, особенно для малоимущих, и всегда находила массовый отклик у обездоленных.

Но в Сирии в чистом виде конфронтация между бедными и богатыми едва ли возможна. Национальная ментальность без большого энтузиазма воспринимает идею передела собственности. В той или иной форме большинство населения имеет отношение к частной собственности на средства производства либо лично, либо через разветвленные семейные связи. Другими словами, создан некий средний класс, несопоставимый по своим параметрам с западным аналогом, но все же в какой-то степени являющийся гарантом недопущения эксцессов на этом поприще. В Сирии ведется разветвленное жилищное строительство в городах, ставшее доступным для достаточно большого количества людей, обретших собственность на жилье. Превратившаяся из саманной в каменную деревня – также непреходящее напоминание о конструктивной деятельности государства в социальной сфере. Приемлемое медицинское обслуживание, минимальные, но регулярные социальные льготы и выплаты наиболее нуждающимся также можно зачислить в актив правящего режима. Другими словами, государство осуществляет уравнительный принцип, встречающий понимание у населения, на достаточно широком поле. Хотя возникают непредвиденные обстоятельства, порой нейтрализующие усилия власти. Например, в страну хлынул поток беженцев из Ирака (до миллиона человек, по некоторым данным), которые активно скупают жилье и тем создают мощную конкуренцию самим сирийцам.

Относительно же возможного желания «братьев-мусуль-ман» сделать ставку на повышение социальной защищенности населения, которое обязательно будет озвучено, если они обретут возможность заявить о себе на внутренней арене, можно предположить, что у народа едва ли возникнет большая уверенность в их осуществимости – каждый может сравнить потенциал и реалии находящейся у власти партии и нелегитимного движения, которое еще только должно будет доказать, что способно добиться более впечатляющих результатов, не разрушив уже достигнутое. Видимо, борьба за передел созданного в социальной сфере не сможет иметь серьезного значения, поскольку перераспределять мелкие льготы неэффективно, а крупные показательные акции, например, с захватом элитного жилья в Сирии невозможны, так как строительства последнего здесь не ведется.

Скорее, речь может идти о гонениях на крупных функционеров партийной машины и преследовании зарвавшихся представителей госбюрократии, последствия политической и экономической деятельности которых очевидны. Но это будет лишь формально иметь отношение к борьбе с богатыми, поскольку в основе проблемы ответственности будут лежать иные причины.

Внутренние конфликты в Сирии могут иметь самые неожиданные конфигурации. Теоретически они могут принять форму попытки изменить строй посредством составленного комплота, при котором массы будут поставлены в известность уже о свершившемся факте. Вероятность такого развития событий нельзя исключать полностью, впрочем, как и в любой другой развивающейся стране, поскольку власть часто создает соблазн перехватить ее.

Не исключен и инспирированный извне заговор, что связано с недвусмысленными угрозами США в адрес правящего режима, если они реально заинтересованы в дальнейшем перекраивании обстановки на Ближнем Востоке. Соответствующие ведомства этого государства заняты проработкой возможных вариантов достижения цели. Для американцев предпочтительнее в складывающейся обстановке не использовать свои вооруженные силы, но логично искать возможности раскачивания режима изнутри, делая ставку на недовольных в истеблишменте или на оппозиционные силы, мобилизованные даже за пределами страны. Именно это и делается по разным направлениям.

В частности, имеются указания на то, что американское правительство скрытно собирает отдельных активистов оппозиции и антиасадовские группы внутри самой Сирии, в Вашингтоне и в Европе в попытках создать из них ядро, способное выступить в качестве альтернативы баасистскому правлению. Основной расчет строится на том, что встречи оппозиционных деятелей ускорят выработку более последовательной стратегии в борьбе с режимом. Нынешняя оппозиция невелика по численности и составу. В ее рядах, представленных Фронтом национального спасения, числятся «братья-мусульмане» и всего две заметные фигуры. Одна из них – известный Абдель Халим Хаддам, вторая – не столь неизвестный Амар Абдель Хамид, проживающий в Америке и имеющий прямое касательство к указанному Фронту, фондом которого он заведует. Структура эта активизировалась, особенно в последний год, когда ее представители были дважды вызваны в Белый Дом и заявили о намерении открыть в Вашингтоне свой офис.

В качестве ближайшей акции против режима оппозиционеры намечают использовать парламентские выборы в Сирии в марте 2007 г. как повод для критики сирийского руководства. План должен был также включать некое «секретное сопровождение» подготовки к выборам при опоре на Интернет, через который в страну должны поступать материалы соответствующей направленности, пригодные для распечатки и распространения как в самой Сирии, так и в соседних с ней странах. По некоторым циркулирующим в СМИ сведениям, имеется даже проект снабжения финансовыми ресурсами по меньшей мере одного сирийского политика, намеревающегося принять участие в выборах. Антибаасистские меры предусматривают также проведение интенсивной «просветительной программы» для избирателей и опросы общественного мнения, начиная с 2007 г.

В этих схемах много наивного, что свидетельствует об отрыве оппозиции от реальной ситуации в Сирии. Более того, они не вполне согласуются и с процедурой ведения подобных действий в самих США. Подобный план, связанный с попытками скрытого воздействия на иностранное правительство, должен быть признан по закону «тайной операцией» и представлен соответствующим комитетам Конгресса, где могут возникнуть возражения против такого способа использования публичных средств, предназначенных для продвижения демократии.

Действительно, оппозиция режиму настолько раздроблена и слаба, что даже крупные финансовые вливания едва ли смогут помочь ей принять более рельефные очертания и придать ей дееспособность. Тем не менее, денежные суммы на мониторинг общественно-политических мероприятий в Сирии типа выборов могут выделяться по каналам программы Государственного департамента, известной как Ближневосточная партнерская инициатива. По официальным данным, в рамках ее, определенных Конгрессом для Сирии в 2006 г. в 5 млн. долл., в конце указанного года выделены средства в размере от 100 тыс. до 1 млн. долл. для поощрения образования, приобщения женщин к более активным формам существования, продвижения экономических и политических реформ, отслеживания крупных мероприятий государственного масштаба в виде тех же выборов.

Между тем полной ясности относительно механизмов использования этих средств не существует ни у самих инициаторов из американских организаций типа Национального демократического института при Демократической партии, Международного республиканского института, ни в практических организациях типа Государственного департамента с его рабочими группами «демократии и народной дипломатии», готовящими предложения для более высоких инстанций типа Ирано-сирийской операционной группы – межведомственного органа в составе заместителя госсекретаря, заместителя председателя Совета национальной безопасности и представителей Пентагона, разведки и казначейства.

В основном, как признают сами американцы, все это делается для того, чтобы вынудить сирийское правительство принять то, к чему стремятся США. Это касается закрытия границы между Сирией и Ираком для предотвращения проникновения в последний боевиков, воюющих с регулярной армией союзников, прекращения финансовой поддержки «Хизбаллы» и вмешательства в ливанские дела, сотрудничества с ООН в расследования убийства Р. Харири, в котором, как известно, подозреваются представители высших кругов Сирии. Американцы проявляют большую последовательность в том, чтобы наказать недружественных лидеров других стран, и в связи с этим явно гиперболизируют и намеренно трактуют в негативном свете все, что делается в Сирии от имени Б. Асада.

Сирия же в навязываемых обстоятельствах следует логике событий. После восстановления дипломатических отношений в ноябре 2006 г. с Багдадом прибывший с визитом в Сирию министр внутренних дел Ирака и его сирийский коллега подписали меморандум о намерениях, предусматривающий более тесное сотрудничество двух структур с целью усиления мер безопасности на границах, ужесточения мер в отношении террористов и облегчения процедуры выдачи подозреваемых в преступлениях. При этом инициатором такого сближения выступила Сирия, когда ее министр иностранных дел во время визита в Багдад предложил оформить сотрудничество в этой сфере.

В Сирии предпринимаются и другие шаги, призванные разрядить ситуацию, созданную вокруг нее. Совсем недавним ходом стало ослабление цензуры, проявившееся в частности, в критике на страницах официального органа «Тишрин» деятельности мухабарат. После прихода к власти нового президента в стране появились независимые журналисты, частные издания, число иностранных газет и журналов удвоилось. Еще в 2003 г. были легализованы «тарелки» космической связи, что существенно расширило информационное пространство для Сирии и облегчило доступ населения к источникам ее. Правда, цензура как таковая не отменена вовсе, прежний закон о печати не допускает издания чисто оппозиционных масс-медиа. Но постепенность внедрения новшеств – видимо, сильная и уместная традиция власти, противостоящая необдуманной поспешности и стремлению источать либерализм, на который на Ближнем Востоке появилась вымученная мода.

Тем не менее, несмотря на отступление Сирии на некоторых направлениях, угроза для режима сохраняется во всей своей полноте уже хотя бы потому, что США не оставляют мысли вовлечь Сирию в процесс «демократического строительства» по своему образцу в рамках устроенного по их стандартам Большого Ближнего Востока, который должен превратиться в заповедник арабской демократии. А самыми заметными носителями идей демократии, с точки зрения Госдепа, как известно, являются силы оппозиции.

В случае появления дееспособной оппозиции (который на сегодня должен рассматриваться преимущественно как теоретический), ее акции могли бы принять форму переворота, который с большой долей вероятности встретит жесткий отпор со стороны режима. Такая оппозиция должна быть хорошо подготовлена, вооружена, пользоваться поддержкой населения. Поскольку в нынешних условиях подобной силы внутри Сирии нет, ее подготовка может занять какое угодно долгое время. При этом тайное имеет много шансов стать явным, учитывая многочисленные инструменты, с помощью которых сирийский режим может обезопасить себя от случайностей и неожиданных враждебных проявлений.

Вообще тактика антиправительственной деятельности может проявляться в разных ипостасях и задействовать разные центры сопротивления и комбинации сил. Но в этом случае важно, чтобы сумма усилий, подпитывающих антиконституционные действия, превышала ресурсы, которые могли бы быть задействованы властью для сохранения статус-кво. В связи с этим следует отметить, что правящий режим не находится под какой-то прямой угрозой своему существованию изнутри, поскольку запас прочности созданной в 80-е годы схемы функционирования властного управления сохраняется. Другое дело, что эта схема, вероятно, не адаптируется в должной мере к изменяющимся условиям, утрачивает некоторые черты дееспособности, возможно, не сообразуется в полной мере с явлениями современной политической и хозяйственной жизни страны, которые могут нести в себе зародыш будущих вызовов и даже угроз. В этих условиях даже догоняющие реформы, не говоря уже об опережающих, могут содержать в себе заряд, способный расколоть общество излишним радикализмом или преувеличенно охранительным консерватизмом.

И в спокойных обстоятельствах поиск золотой середины труден для любой власти, не говоря уже о текущем периоде в Сирии. Даже без военного вмешательства усиленная психологическая атака извне может создать повод для испытания власти. Нарастающее иностранное присутствие на соседних территориях, громкое бряцание оружием на границах Сирии, постоянное муссирование сирийского фактора американскими политиками, угроза санкций и подчеркнутый негативизм отношения к стране ближайших союзников США в Европе (они же и непримиримые критики Сирии) могут нагнетать в стране атмосферу тревоги, влияют на бизнес, на состояние рынка, деловую активность. Другими словами, удар приходится по чрезвычайно чувствительной сфере – сирийской экономике, а за ней и по социальной сфере, сказывается на моральном состоянии населения.

Длительное воздействие такого рода может породить в стране обстановку неуверенности. Пока этого не происходит. Но обстановка может быть накалена, например, при ухудшении материального снабжения населения по какой-либо причине, активизацией криминальных элементов из Ирака, осевших в Сирии и нарушающих традиционное спокойствие на улицах ее городов, или при возникновении иных негативных обстоятельств, способных породить большой резонанс в обществе.

асад сирия политика режим



Литература


1.  Iran News, 25.12.2006.

2.  Tehran Times, 20.12.2006.


 


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.