Рефераты. "Этап реформ" в Саудовской Аравии

Эти связи оказываются не только многоступенчатыми, – в них включаются родители, учителя, руководители учебных заведений, как и, в определенной мере, даже иностранные инвесторы, возможность деятельности которых определяется высшим звеном саудовского «политического класса». Вместе с тем при создании унифицированной образовательной программы в масштабе всей страны отношения патронажно-клиентельного типа организуют «национальное пространство». Однако эти клиентельные отношения во многом выходят за привычные для саудовских граждан границы, включая в себя как элементы прошлого (семья), так и элементы настоящего – то, что необходимо для вхождения общества в современный мир (преподавательский корпус и поставляемая работающими в сфере информатики компаниями технология).

В течение времени, прошедшего с 2000 г., процесс реализации «Национального проекта принца Абдаллы» наполнялся новым содержанием. Инициатива этой коррекции принадлежала руководителям государства.

В широком интервью «Аш-Шарк Аль-Аусат», опубликованном этой газетой в конце августа 2006 г., король Абдалла говорил о своем стремлении содействовать развитию «происходящей ныне в королевстве революции в сфере образования (ас-саура ат-таъалимийя), развивающейся в первую очередь в области современных технических наук». Для саудовского монарха было принципиально важно, что тот процесс, который он называл «революцией в сфере образования», привел к началу строительства в его стране «образовательного комплекса – Университета естественных и технических наук им. короля Абдаллы», двери которого будут открыты «не только для саудовцев, но и для всех ученых и талантливых молодых людей – граждан стран арабо-мусульманского мира». Он подчеркивал также, что за счет удвоения количества университетов в его стране произойдет «качественный скачок (накля науъийя) в сфере образования, а образование – основа прогресса»18.

В начале ноября 2006 г. нынешний заместитель министра высшего образования Абдалла Аль-Усман подвел итоги реализации «Национального проекта принца Абдаллы»19. Эти итоги, вне сомнения, впечатляющи, – если в 2003 г. высшие учебные заведения (или отделения столичных университетов) существовали только в 16 волостях (мухафазат) основных саудовских провинций, то в 2006 г. – уже в 42. По словам А.Аль-Усмана, «ныне нет ни одного крупного центра любой провинции, где не действовал бы университет или факультет столичного университета, способный в обозримом будущем стать ядром вновь формируемого высшего учебного заведения». Все вновь возникшие за истекшие три года университетские центры королевства специализируются только на «технических и прикладных науках». Но речь шла и о планах на будущее.

А.Аль-Усман подчеркивал, что его министерство разрабатывает «стратегический план развития высшего образования на следующие 25 лет». Этот план он назвал «дорожной картой» осуществления «национального образовательного проекта». В рамках этого плана будет осуществляться внедрение современных средств информатики в высшую (и среднюю) школу, переподготовка преподавателей, развитие прикладных научных исследований и постуниверситетского образования. Важно, что все эти начинания будут реализовываться не только на основе государственных, но и на базе частных (в том числе, и иностранных) инвестиций, с обязательным учетом потребностей «саудизируемого» национального рынка труда и на основе опыта развития ведущих университетских центров США и Великобритании. Предлагаемая министерством «дорожная карта» развития высшего образования предполагала, что в 2013 г. не менее 30% саудовских студентов или «200 тыс. юношей и девушек» будут учиться в частных университетах (ныне в частных саудовских университетах и колледжах учится 13 тыс. молодых саудовцев). Особое внимание, как подчеркивал А.Аль-Усман, будет уделяться Университету естественных и технических наук имени короля Абдаллы, который будет специализироваться на подготовке кадров для «жизненно важных для национальной экономики сфер – нанотехнологии, нефтехимии и опреснении воды».

Ориентация на развитие преподавания в первую очередь технических и прикладных наук естественна. Она отталкивается от реалий социально-экономической эволюции государства, где ранее безгранично развивавшееся гуманитарное образование (филология, история, исламские науки) более не соответствует потребностям рынка, вызывая к жизни то, что сегодня в Саудовской Аравии публично называют «скрытой безработицей в среде образованной молодежи» (угрожающей распространением в ее среде идей противостояния государству)20. Страна, в которой на развитие образования ежегодно расходуется 9,5% ВВП (или 25% от ежегодных общих расходов государства), «все еще испытывает потребность в 60 тыс. фармацевтов и 100 тыс. инженеров».

Эта ситуация последовательно изменяется путем создания высших учебных заведений, прежде всего в провинциальных центрах, учитывая, в частности, уровень депрессивности того или иного региона (и, как ее следствия, степени вовлеченности местной молодежи в антисистемное террористическое подполье). Это означало, что система высшего образования (включая и частные высшие учебные заведения) распространялась в первую очередь на юго-западе государства (провинции Асир, Джаззан и Неджран), в центре – провинция Аль-Касым, на северо-западе – Аль-Джауф и, наконец, на северо-востоке – провинция Северные границы21. Действиям в этом направлении содействовал и саудовский монарх. В ходе своей поездки (практика таких поездок после прихода короля Абдаллы к власти стала регулярной) в начале ноября 2006 г. в Неджран, Асир и Джаззан он участвовал в закладке первого камня или открывал уже созданные в этих регионах новые высшие учебные заведения, включая и университеты, ориентированные в первую очередь на получение технического образования22.

Важной чертой того, что саудовский монарх назвал «революцией в сфере образования», было планомерное включение в эту сферу женщин. По словам генерального секретаря действующего под руководством короля Абдаллы Высшего совета по делам образования (Аль-Маджлис аль-аъаля ли ат-таъалим)23, «в сфере образования не существует предпочтения, отдаваемого молодым людям за счет девушек, все наши решения имеют одинаковую силу как для тех, так и для других»24. Речь не идет и об ограничении каких-либо специальностей только мужской частью саудовского студенчества, хотя, по словам того же чиновника, его женская часть в большей мере предпочитает специальности, связанные с менеджментом, банковским делом, юридической сферой, социологией и политологией. Вместе с тем потребность в женском труде растет в связи с приватизацией различных отраслей экономики, а также «саудизацией» занятой в ней рабочей силы. Как отмечал генеральный секретарь (амин амм) Высшего совета по делам образования, лишь за период с 2003 по сентябрь 2006 г. в Саудовской Аравии были вновь открыты 102 женских факультета (и «их было больше, чем факультетов для юношей», добавлял он), специализирующихся на преподавании чаще всего выбираемых девушками специальностей. При этом одним из парадоксов саудовской общественной жизни, когда во всех учреждениях королевства (как государственных, так и частных) сохраняется гендерная сегрегация (предполагающая обязательное создание женских отделений в министерствах, государственных органах или офисах частных компаний и предприятий), является то, что эта сегрегация обязывает власти уделять особое внимание подготовке женских кадров для этих отделений.

Наконец, современные ориентиры истеблишмента в сфере образования заставляют его вносить коррективы в программы, которыми руководствуются национальные школы и университетские центры.

Официальный документ «Образовательная политика», которым руководствуются саудовские министерства высшего и среднего образования, основан на том, чтобы «познакомить учащегося с Господом и верой, направить его поведение по истинному пути с тем, чтобы осуществить чаяния общества и цели нации». Далее в цитируемом документе подчеркивается: «Образовательная политика в Королевстве Саудовская Аравия вытекает из ислама – веры нации, представляющей ее учение, ее исповедание, ее мораль, как и ее истинный путь, систему власти и в целом всеобъемлющую систему жизненных ценностей». Из этой общей постановки вытекает, в частности, что «религиозные дисциплины являются основой обучения в начальной и средней школе, а предмет «исламская культура» – основной в течение всех лет обучения в высших учебных заведениях». Конечно, все это вовсе не означает, что реальной специализации учащегося или студента не отводится достаточного количества учебных часов, – «религиозные дисциплины» играют лишь роль обязательного обрамления этой специализации.

Обращение к программным установкам саудовских университетов, в частности, основанного в 1957 г. (и старейшего) эр-риядского университета им. короля Сауда, доказывает, что «исламские науки» представляют собой неотъемлемый элемент саудовской системы высшего образования. Официальный документ этого университета – «Цели университета» (по сути дела, его устав) отталкивается от положения о том, что «основной целью образования в университете является предоставление студентам верного и всестороннего понимания ислама, распространение исламской доктрины, воспитание студентов в духе ценностей и идеалов исламского образования». Это обстоятельство, как подчеркивает цитируемый документ, «призвано содействовать социально-экономическому и культурному развитию общества и подготовке личности, вносящей свой вклад в созидание».

Естественно, что внесение корректив в программы различных уровней образования ни в коей мере не означает, что из этих программ исключаются религиозные дисциплины, – ислам продолжает оставаться важнейшим инструментом легитимации и саудовского государства, и сложившейся в нем политической системы. Тем не менее, органы, призванные руководить политикой в сфере образования, активно разрабатывают новые подходы к программам средних и высших учебных заведений. В начале октября 2006 г. был впервые предан гласности проект развития программы саудовского образования. Его «философия», как подчеркивалось в заявлениях высших чиновников специализированных министерств, отталкивается от идеи «интеграции в ныне существующую систему образования современных принципов воспитания (мафахим ат-тарбийя аль-хадиса), а также новых технических средств преподавания (ат-такнийят ат-тарбавийя аль-хадиса), что позволит содействовать развитию самостоятельного мышления в среде учащихся и студентов, а также распространять среди них связанные с современными представлениями идеи толерантности, диалога, подлинного и многообразного значения истин ислама».

Потребность во внесении корректив в программы среднего и высшего образования оправдывалась тем, что прежние программы «соответствовали старым социальным условиям». Однако «быстрое развитие современного саудовского общества, как и происходящие в этом обществе изменения в сфере культуры, хозяйственно-технических связей и отношений требуют адекватной коррекции учебных программ с тем, чтобы они соответствовали эпохе информационной революции, глобализации и революции в сфере экономики». Ставившаяся проблема «соответствия» была связана как с «необходимостью отпора негативным последствиям этих явлений», так и с «использованием вытекающих из них возможностей, определяемых сегодняшним днем и будущими изменениями в мире».

Консервативность саудовских чиновников в их подходах к изменению учебных программ очевидна, – они далеки от самостоятельности, всего лишь следуют за меняющимися международными реалиями в свете указаний высшего политического руководства страны. Но в контексте сохранения «саудовской цивилизационной специфики», о чем также говорится в проекте развития программы саудовского образования, это означает и то, что религиозная основа саудовского образования (лишь опора на нее может помочь отторгнуть «негативные последствия» глобализации) будет все так же определять собой систему подготовки будущих саудовских кадров программистов, инженеров, социологов или специалистов по менеджменту. Однако эта основа должна предстать как «очищенная от наслоений прошлого», отвечающая пониманию задач «толерантности и (межцивилизационного – Г.К.) диалога». Впрочем, проводимый в стране курс на неприкосновенность религиозных дисциплин применительно к различным уровням школьного и высшего образования ни в коей мере не избавляет его от критики со стороны тех, кто считает (речь, несомненно, идет о страте законоучителей), что новые подходы к учебным программам «отлучают» молодое поколение саудовцев «от веры».

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.