Рефераты. Экономика Соединенных Штатов Америки

Так в США рост заимствования происходил во всех секторах рынка, однако следующие три сегмента были особенно динамичны:

- рынок ценных бумаг с залогом (за исключением ипотечных ценных бумаг) увеличился с 536 миллиардов долларов в декабре 1997 года до 2,5 триллионов долларов в декабре 2007 года (рост 361,4%);

- рынок ценных бумаг, гарантированных государством (не казначейских, не связанных с ипотекой) увеличился с 1 триллиона долларов в декабре 1997 года до 2,9 триллионов долларов в декабре 2007 года (рост 188,1%);

- рынок ипотечных ценных бумаг увеличился с 2,7 триллиона долларов в декабре 1997 года до 7,2 триллионов долларов в декабре 2007 года (рост 169%).[20]

При этом в течение последних 10-ти лет в США резко возросла доступность кредита для частных и юридических лиц. Темпы роста выдаваемых кредитов значительно превышали темпы роста валового национального продукта. На конец 1997 года объем заимствования, включая все выпущенные займы и долговые ценные бумаги, составил 17,1 триллионов долларов, что равнялось 205,8% валового национального продукта США. К 31-му декабря 2007 года эта сумма составила 38,3 триллиона долларов, что уже равнялось 276,8% валового национального продукта США. Наступил момент когда «пузыри» начали лопаться, причём лавинообразно, ввиду естественного возникновения паники.[21]

В ноябре США поставило рекорд 2009 года по объемам дефицита – 48 миллиардов, если смотреть только на товары. Дефицит составил свыше 50% от объема экспорта товаров (94 миллиарда).[22]

Розничная торговля в США сократилась в декабре 2009 на 0,3% по сравнению с ноябрем, но выросла на 5,4% по сравнению с декабрем 2008. Результаты сравнения 2008 и 2009 года в целом показывают реальную картину – произошло сокращение розничных продаж на 6,2%. Причем лидерами сокращения стали бензозаправки – сокращение покупок в 2009 составило 24,5%.

Ужасная картина видна в динамике заказов, полученных промышленностью в 2009 году. Если в 2008 поступило заказов на общую сумму 4,7 триллиона, то в 2009 – лишь 3,8 (сокращение 19,2%). Лидерами сокращения числа заказов стали следующие отрасли – выплавка стали (сокращение 49,5%), строительное оборудование (сокращение 59,8%), транспортные корабли (сокращение 37,8%), гражданская авиация (сокращение 57,1%), индустриальное оборудование (сокращение 36,6%). Некоторый рост в количестве заказов замечен исключительно в военных секторах.[23]

Согласно данным Федеральной резервной системы (ФРС) объемы производства в декабре 2009 г. выросли на 0,6%, тогда как прожиточный минимум прибавил 0,1%.

Увеличение индекса базовой инфляции в декабре 2009 г. составило 0,1%. Уровень безработицы в текущем году, по прогнозам аналитиков, составит 10% - максимальный показатель за прошедшие 70 лет, что должно снизить рост цен.

Кризис внес коррективы и в финансирование экспортно-импортных контрактов. Общий объем мировых инвестиций в растущие рынки по итогам 2009 года показал сильное падение. И для экспортеров, и для кредиторов 2008 год, последний квартал которого ознаменовался падением крупнейшего в мире инвестиционного банка Lehman Brothers, стал по-настоящему сумасшедшим. Кредиторы и инвесторы либо оказались не в состоянии предоставлять финансирование, тем более — нести риски по внешнеторговым операциям, либо могли поддерживать исключительно хороших партнеров, с которыми сложились давние отношения. С января по середину августа 2009 года число «упавших» банков в США пополнилась еще 77 кредитными учреждениями.

Макроэкономические показатели, определяющие устойчивость национальной валюты, применительно к американскому доллару крайне слабы. Соотношение госдолга к ВВП достигло почти 90%, хотя в идеале не должно превышать 60%, а дефицит бюджета США в этом году составит около 12% при «норме» в 0–3%.[24]

Стремление США обесценить собственные долги вполне понятно. Однако оно запустит весьма нежелательные внутренние процессы в Штатах и доллар как мировая резервная валюта перестанет таковой являться. При этом Соединенным Штатам необходимо обеспечивать привлекательность финансирования своего госдолга: инвесторам должны быть интересны американские гособлигации.

Единственной причиной такого поведения могло быть желание предложить миру альтернативу доллару - прежде всего, в его статусе мировой торговой валюты, но, возможно, впоследствии, и в статусе резервной валюты, и даже единой меры стоимости. Доллар выполняет сразу две функции: он и мировая резервная, и торговая валюта, единая мера стоимости, в конце концов. А с другой - это национальная валюта США. И пока США составляли 50 % от мировой экономики, противоречия между этими функциями были незначительны. А сейчас стали доминирующими. США печатают доллар для улучшения внутреннего экономического положения, но при этом ослабляют его как мировую валюту. Оттого и проблемы во многих странах, где влиятелен доллар.

Особый интерес представляют показатели уровня безработицы в США по сравнению с другими развитыми странами.


Таблица 1

Уровень безработицы, в % к экономически активному населению[25]


2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Сентябрь 2009 г.

Россия

7,2

7,2

6,1

6,3

7,6

Германия

10,6

9,8

8,4

7,3

7,6

Италия

7,7

6,8

6,1

6,8

7,4*

Канада

6,8

6,3

6,0

6,1

8,4

Соединенное Королевство (Великобритания)

4,8

5,4

5,3

5,6

7,8**

США

5,1

4,6

4,6

5,8

9,8

Франция

9,3

9,3

8,3

7,9

10,0

Япония

4,4

4,1

3,9

4,0

5,3


По таблице 1 видно, что США показали самый высокий уровень безработицы в период финансово-экономического кризиса. Безработица только в 2008 году увеличилась почти в 2 раза.

Многие экономисты сегодня активно анализируют заявленный проект бюджета США на 2010 год. В Таблице 2 приведена характеристика статей расхода федерального бюджета США на 2010 год в сравнении с бюджетом 2009 года.

 

Таблица 2 Бюджетные расходы федеральных министерств в 2009 и 2010 фин. гг. (в млрд. долл.).[26]

Федеральное министерство:

Бюджетные расходы в 2009 г. (оценка)

Бюджетная заявка на 2010 фин. г.

Сельского хозяйства

23,9

26,0

Обороны (без учета расходов на войну в Афганистане и Ираке):

513,3

533,7

- расходы на войну в Афганистане и Ираке

65,9 (утверждённые) + 75,5 (находящиеся на рассмотрении в Конгрессе)

130,0

Образования

41,4

46,7

Энергетики

26,4

26,3

Здравоохранения и социального обслуживания

80,1

78,7

Внутренней безопасности

42,2

42,7

Жилищного строительства и городского развития

40,1

47,5

Внутренних дел

11,3

12,0

Юстиции

25,5

23,9

Труда

12,7

13,3

Государственный департамент (включая международные программы)

36,7

51,7

Транспорта

70,5

72,5

Финансов

12,7

13,3

По делам ветеранов

47,6

52,5

Утверждаемые Конгрессом бюджетные расходы министерств и ведомств

1227,7

1262,8


В итоге в 2009 финансовом году США предположительно выйдут на бюджетный дефицит в размере порядка 1,8 трлн. долл. или 12,3% ВВП, чего никогда не наблюдалось в мирное время в новой и новейшей американской истории после 1929 г. (двузначные дефициты федерального бюджета были зарегистрированы в США только во время Второй мировой войны в 1942 – 1945 фин. гг.).[27]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.