Рефераты. Экономика Соединенных Штатов Америки

В-шестых, изменения затронули механизм функционирования различных рынков. Характерной чертой американской экономической модели, влияющей на функционирование рынка труда и трудовые отношения, является тенденция снижения степени охвата работников профсоюзами. А поскольку влияние профсоюзов на процесс заключения коллективных договоров, занятость и уровень заработной платы уменьшается, рынок становится более мобильным.

Серьезные изменения затронули не только функционирование товарных рынков, но и динамику экономического цикла. Распространение информационных технологий революционизировало, например, всю систему управления материальными запасами. Механизм цикла изменился не только из-за внедрения информационных технологий и влияния научно-технического прогресса в целом. Не менее важным фактором стало государственное регулирование экономики, в частности, стабилизирующая роль фискальной и денежно-кредитной политики. Ее регуляторы (учетная ставка Федеральной резервной системы (ФРС), нормы обязательного резервирования коммерческих банков, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами), а также манипулирование величиной налоговых поступлений в бюджет позволяют в нужное время или заметно снижать «перегрев» экономики, или, напротив, стимулировать ее рост.

Поэтому, в-седьмых, характерная черта государственного регулирования экономики начала ХХI века - все большая ориентация бюджета на решение социально-экономических задач. Доля расходов федерального бюджета на социальные цели, включая развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение), социальное страхование и вспомоществование превысила 60% в 2007 году.[12] В консолидированном бюджете доли таких расходов еще выше. Кажущееся противоречие между социальной ориентацией бюджета и достаточно низкой долей перераспределения национального дохода (как через федеральный, так и консолидированный бюджет) на самом деле отражает достижение некоего оптимума между экономическими и социальными целями макроэкономической политики и путями их реализации - использованием прежде всего рыночных механизмов для создания ВВП и социальной ответственностью государства за производство общественных благ.

Регулирование внешнеэкономических деятельности США включает в себя комплекс экономических и политических мер, направленных на обеспечение внешних условий для расширенного воспроизводства капитала и роста прибылей американских монополий.

Правительство США в своей внешнеэкономической политике уделяет главное внимание устранению барьеров, препятствующих экспансии американских монополий в области торговли товарами и услугами и в сфере приложения капиталов. На протяжении всего послевоенного периода значительную роль в государственном финансировании американского экспорта играли программы помощи иностранным государствам. Они способствуют укреплению экономических позиций американских корпораций в Азии, Африке и Латинской Америке и являются эффективным оружием в борьбе с иностранными конкурентами.

За последние 4 десятилетия США держат первое место в мировой торговле. Хотя конкуренция от Японии и Западной Европы растет. Все равно США – лидер по многим показателям экономического развития. Объем товарооборота 1 трлн. 176 млрд. долларов. Экспорт подсчитывается по ценам ФОБ, а импорт по ценам СИФ. Продукция обрабатывающей промышленности составляет 3/4 всего вывоза промышленной продукции. Экспортные рынки дают сбыт для 1/4 продукции машиностроения, 1/5 по двигателям и турбинам, более 2/5 по самолетам. На услуги приходится 20 % экспорта. По экспорту услуг США занимает первое место. Торговля услуг растет в 2 раза быстрее, чем торговля товарами.[13]

США активно использует преимущества МРТ. За счет импорта, США удовлетворяет потребности в стали, текстиле. Доля импорта в ежегодных продажах автомобилей в США составляет 30 %. Из них: 19 % из Японии, более 4 % из Западной Европы; 4 % из Южной Кореи. Структура товарного импорта США:

- готовая продукция – 77 %,

- в том числе машины, оборудование и транспортные средства – 44 %,

- офисное и телекоммуникационное оборудование – 15,3 %, топливо – 10%.[14]

Самый крупный рынок – Канада. Удельный вес Канады в экспорте США составляет 22 %, а в импорте – 19 %. Второй по величине партнер Япония. Доля Японии в экспорте США составляет более 10 %, а доля в импорте – 18,8 %. Третье место у стран ЕС. Самый крупный партнер из развивающихся стран – Мексика. Удельный вес Восточной Европы и стран СНГ в экспорте США – 1,3 %, в импорте – 0,3 %.[15]

Одна из особенностей внешней торговли – огромный дефицит торгового баланса. Суть внешнеторговой политики США – всемерное стимулирование экспорта без сокращения импорта.

Особенности внешнеторговой политики США:

1) США занимают лидирующие положение там, где есть система взвешенного числа голосов, т.к. 12.5 % мирового товарооборота приходится на США;

2) используют средства внешней политики для достижения политических целей. Торговля – средство политического давления;

3) высокая динамичность развития темпов торговли. Темпы развития экспорта и импорта составляю 6,5 % ежегодно. Импорт – 7 %;

4) достаточно крепкая позиция доллара.

5) невысокие экспортно-импортные квоты (экспортные – 9,6 % и импортные – 10,5 %) по сравнению с Западной Европой (экспортная квоты в Европе – 20 %, а импортная – 25-18 %)., т.к. внутренний рынок емкий и большой;

6) меньшая зависимость, по сравнению с другими странами от импорта сырья. Богатые запасы природных ископаемых;

7) больший удельный вес в торговле развивающихся стран (34-35 %), по сравнению с другими странами (Германия). Вывоз капитала способствует увеличению объема торговли и развитию двухсторонних торговых отношений;

8) захват монопольного положения на мировых рынках с помощью крупных ТНК. На США приходится 30 % от всего числа ТНК (всего около 45000);

9) наличие внешнеторгового дефицита, т.е. сальдо торгового баланса отрицательно. Первое место занимает Япония, а второе Китай. Самый большой дефицит с Японией. Но положительное сальдо в торговле с ЕС;

10) издержки на заработную плату в США растут медленнее, чем в Японии и ЕС;

11) использование внешнеэкономических связей как средство внешней политики. США используют различные инструменты для нажима на страны, например такие как: санкции, эмбарго, запреты, ограничения. Например, против Кубы, Ирака, Ливии, РФ, т.е. сокращают или прекращают торговлю или закупки в этих странах, даже в ущерб экономическим интересам своей страны. За 1992-96 гг. США потеряли 140 млрд. долларов из-за введения различных запретов по торговле.

12) высокая динамичность развития. Высокие темпы прироста экспорта и импорта, что превышает мировые (1997 г.). Экспорт увеличился в 3,5 %, импорт – на 5 %.

Несмотря на дефицит внешней торговли в 150 млрд. долларов, США проводят политику не на сокращения импорта, а на всемерное расширение экспорта. При этом применяют:

- государственное финансирование экспорта;

- содействие экспорту товаров и услуг;

- проводят политику либерализации экспортного контроля;

- оказывают помощь мелкому и среднему бизнесу, который участвует во внешней торговле;

- способствует продвижению товаров, как на внутренние, так и на внешние рынки.[16]

Государство берет на себя 50 % финансирования НИОКР, а остальные 50 % - предприятие. Государство помогает продвижению на внешние рынки путем заключения различных соглашений.

1 Двухсторонние соглашения. 220 соглашений, где режим наибольшего благоприятствования для товаров США. Крупнейшими торговыми партнерами являются: Канада, Япония, Мексика. Больше всего соглашений с Японией (30), которые открывают японский рынок для американских товаров. Соглашение со странами, где быстро развивается экономика – Китай, НИС, Польша, ЮАР (около 20).

2 Соглашения на региональной основе. Это прежде всего НАФТА (США, Канада, Мексика). Существует соглашение (к 2005 г.) о ЗСТ между странами Северной и Южной Америки. США являются инициаторами форума АТЭС (азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество), на страны – участницы этого форума приходится 40 % промышленного производства мира и 60 % мировой торговли. РФ тоже входит в АТЭС, т.е. США на региональной основе добиваются продвижения своих товаров.

3 На мировом уровне – ВТО. США являются инициаторами многих соглашений на глобальном уровне. США перемещает акцент торговой политики с защиты внутреннего рынка на всесторонние расширение экспорта путем государственного кредитования, страхования, субсидирования. США делают акцент на развитие отношений с НИС. Сектор услуг наиболее перспективный в Американской экономике.[17]

Расширяющаяся государственная поддержка зарубежной деятельности корпораций способствует быстрому росту экспорта американских прямых инвестиций за рубеж, объем которых в настоящее время превышает 800 млрд. долларов, что выдвигает США в число крупнейших экспортеров капитала. с другой стороны, устойчивая экономическая ситуация и экономический рост в США в последние время стали привлекать инвестиции в страну. Значительная часть иностранных вложений в США представлена портфельными инвестициями прежде всего государственными ценными бумагами, тогда как американский капитал за границей концентрируется в сфере прямых инвестиций, особенно в виде подразделений и филиалов ТНК, хотя доля портфельных инвестиций тоже не мала.

Что касается рабочей силы, то большое влияние на численность и структуру рабочей силы оказывала и продолжает оказывать иммиграция. Всего с начала века в страну прибыло 55 млн. человек из почти 70 стран. и в наши дни, несмотря на ряд ограничений, ежегодный приток составляет почти 1 млн. человек.[18]

Можно сделать вывод, что в целом открытость экономики США, ее растущая включенность в МРТ, процессы переплетения капиталов, - все это играет существенную роль в повышении эффективности американской экономики.

 


3. Анализ изменений в экономике США в период 2007 – 2009 гг.


3.1 Экономика США в период финансово-экономического кризиса


О финансовых «пузырях», как причине современного экономического кризиса сказано на различных уровнях много разных слов. Считается, что их появление связано с непомерной жадностью финансистов, руководителей ипотечных и др. экономических предприятий. На наш взгляд такой подход является упрощённым.

Подобно тому, как включение печатного станка внутри любого государства ведёт к спаду производства, к исчезновению товаров, либо к непрерывному повышению цен на них - инфляции, бесконтрольная эмиссия основной резервной валюты – долларов США, число которых в обороте известно только правительству США и огромный 100- триллионный долг, в 1.5 раза превосходящий общемировой валовый продукт, привело к непрерывному повышению цен на сырьё, в особенности, энергоносители. Так цены на нефть приблизились летом 2008г. к $150/бар., одновременно достигли пиковых значений цены на др. сырьевые ресурсы.[19]

Рост цен на сырьё предопределяет большие сложности в получении выгоды от производства и продаж практически всех товаров и услуг, начиная от строительных объектов, автомобилей и заканчивая туристическими услугами (ввиду высоких цен на авиа керосин). Т.к. увеличение цен на них неизбежно повлечёт падение сбыта.

На таком объективном экономическом фоне и появились, т.н. «пузыри», которые состоят в желании получения прибыли не за счёт получения прибавочной стоимости, а за счёт притока денежных потоков от новых клиентов. При этом обеспечение такого притока возможно только на основе использования механизмов кредитования, причём по мере разрастания «пузырей» степень надёжности клиентов неизбежно уменьшается, т.к. их просто перестаёт хватать, соответственно перестаёт учитываться способность клиентов эти кредиты возвращать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.