В конце 2005 г. Бюро по инвестициям – структура Высшего совета по инвестициям в Сирии – заявило, что в его портфеле имеются инвестиционные проекты в области недвижимости и производства цемента стоимостью 4,5 млрд. долл. с перспективой увеличения их почти до 6 млрд. Среди них строительство цементных заводов в количестве шести предприятий является приоритетной задачей сирийской промышленности. Крупнейшим станет в ближайшем будущем проект мощностью 3 млн. т цемента в год стоимостью 400 млн. долл., инвестируемых крупным саудовским бизнесменом. Выданы лицензии на сооружение двух сахарных заводов мощностью 270 тыс. т продукции, а также разрешений на проекты в области авиационных грузовых и пассажирских перевозок, один из которых реализуется при участии американских частных инвестиций.
В Сирии также размещается германский капитал, размеры которого превышают 1 млрд. евро. Кроме того, сирийское правительство подписало соглашение с Европейским инвестиционным банком, в соответствии с которым ЕС вложит 300 млн. евро в финансирование энергетических проектов. Этот аспект деятельности чрезвычайно важен для Сирии, поскольку позволит ей сократить потребление нефти за счет газификации отрасли. [1, декабрь 2005 г., с. 16]. В целом же, по данным арабской прессы, объем иностранных инвестиций в страну увеличился в 2005 г. до 2 млрд. долл. по сравнению с 460 млн. долл. в 2004 г. [2, 03.01.06].
Очевидно, что повышенная, по сравнению с прежними десятилетиями, активность иностранного капитала спровоцирована общими предожиданиями национального предпринимательского класса, который ощущает явственнее других грядущие перспективы.
Заметно, что в самое последнее время в стране оформился более определенный поворот в сторону конкретных решений, которые могут быть в той или иной мере соотнесены с рекомендациями международных организаций, разрабатывающих стратегию и тактику социально-экономического поведения развивающихся стран. Сирия в определенной степени сверяет свою экономическую политику с рекомендациями МВФ, которые ориентируют арабские страны на стабилизацию финансовой системы и ускорение реформ, чтобы добиться сбалансирования ненефтяных отраслей экономики. Рекомендации также предусматривают проведение политики расходов и доходов, опирающейся на систему взимания налога на добавленную стоимость. Не меньшее значение придается также поиску оптимальных подходов к реструктуризации и приватизации государственных предприятий и реформированию практики государственных дотаций на поддержание потребительских цен.
В связи с последним можно привести один характерный пример. Известно, что Сирия, в силу своего географического положения, является важным транзитным центром, через который осуществляется транспортировка грузов к средиземноморским портам. Иностранные грузоперевозчики заправляются на территории страны дизтопливом по субсидируемой цене, равной 7 сир. ф. за 1 л., который в Турции, например, стоит 85 ф. [1, декабрь 2005 г., с. 26]. Этот момент имеет исключительно большое экономическое значение. Если сравнивать доставку карго в Багдад из сирийских портов и турецких, то разница в затратах – двойная. Все это требует увеличения транзитных пошлин. Ведь через территорию Сирии перевозятся миллионы тонн грузов, и потери национальной экономики оцениваются миллиардами долларов. Однако решение по этому вопросу затягивается, очевидно, из-за опасения того, что в Ирак имеется доступ и через Иорданию, которая вполне может заместить Сирию как транзитный центр, если конкурентоспособность этой последней упадет ниже допустимого уровня. Другими словами, сделанные рекомендации должны просчитываться, взвешиваться и сопоставляться с другими действиями государства, чтобы оценить истинную эффективность соотношения цены и качества предложений международной экспертизы.
Большинство из упомянутых выше начинаний в Сирии пока находится в начальной стадии, и темпы перестройки местной экономики во многом будут зависеть от того, насколько охватны могут быть предусматриваемые меры. В противном случае, по прогнозам Фонда, Сирию ожидает кризисная ситуация, способная отразиться на финансовом положении страны, привести к резкому замедлению темпов роста и к значительной безработице.
Между тем, изменения в ситуации, не столь, может быть, заметные в страновом масштабе, имеют более четкие очертания на уровне отдельных провинций, которые ведут пионерную работу и являются своего рода маяками для отстающих. Примером такого «подвижничества» может служить провинция Хомс, занимающая срединное положение в Сирии. Здесь проведены два эксперимента, один из которых связан с реформированием административного управления в г. Хисья, а другой – с изменением системы работы с предпринимателями, желающими открыть собственное дело в промышленной зоне указанного города. Принятые меры на основе принципа децентрализации практики принятия решений привели к позитивным результатам как с точки зрения сроков выдачи лицензий, так и в том, что касается получения льгот. В частности, стоимость земельного участка инвестором выплачивается не единовременно, а траншами в течение трех лет, на семь лет предоставляются налоговые льготы, вдвое снижается плата за электро- и водоснабжение, инвесторам в первую очередь предоставляются кредиты.
Параллельно с промышленной функционирует свободная зона, обустроенная и оснащенная соответствующим образом: реализуется проект железнодорожного сообщения города с магистральными линиями, имеется собственная электростанция, очистные сооружения, канализационная система, транспортная система, возведены сопутствующие склады, пакгаузы и др. Общие расходы на инфраструктуру оцениваются по ее завершении в 10 млрд. долл.
Кроме того, значительно снижены расценки на офисные и иные помещения: 1 кв. м продается за 11,5 долл., фактически ниже себестоимости. Созданы условия для размещения рабочей силы, привлекаемой для работы в индустриальной зоне со всей необходимой социальной инфраструктурой.
Все это позволяет предпринимателям вести самые разнообразные операции, не покидая своего рабочего места. Подобное устройство немедленно отразилось на притоке инвесторов. Если в период 2001 – 2005 гг. в индустриальной зону были привлечены 200 инвесторов, то только за половину 2005 г. их число увеличилось более, чем на 300 человек, а совокупный объем инвестиций достиг примерно 200 млн. долл., тогда как стоимость основных фондов объектов составляет 800 млн. долл. [1, декабрь 2005 г., с. 26]
Однако не только подобные меры влияют на активность капитала.
По некоторым данным, в 2005 г. Сирия все же начала постепенную либерализацию денежной политики. Об этом может свидетельствовать хотя бы тот факт, что впервые за двадцать лет были снижены ставки рефинансирования, а валютный рынок стал более гибким. К тому же, в сентябре 2005 г Центральный банк объявил о повышении ставки на ранее капитализированные проценты по вкладам с 6,5% до 7%, а также была поднята ставка по стандартным депозитам до 9% с целью поощрения накоплений в сирийских фунтах [1, декабрь 2005 г., с. 36]. Это было требованием большинства новых банков, получивших лицензии на деятельность в Сирии, а также соответствовало реформистским побуждениям руководства страны, предполагающим создание благоприятных условий для внутренних накоплений, для облегчения условий обращения иностранной валюты и взаимодействия с международными организациями.
В рамках реализации новых подходов к функционированию капитала в стране было принято решение об эмиссии долговых документов под приемлемый процент, что стало следствием ослабления режима контроля за валютным рынком, введенного еще в 60-е годы. Таким образом, сирийские граждане приобрели возможность открывать счета в банках в иностранной валюте и вести торговые операции на базе таких счетов. Применительно к практике обращения валюты местным банкам разрешено вводить собственные валютные курсы, в допустимой степени отличающиеся от устанавливаемого Центробанком.
Однако, по некоторым свидетельствам, национальная финансовая система все еще не обрела необходимой гибкости. Особенно это касается валютного рынка, обеспечение гибкости которого становится основной потребностью развития рыночных тенденций. Считается, что необходимо облегчить операции с валютой между резидентами и постепенно продвигаться к внедрению рыночных методов котировки валют. Однако этот процесс в специфических условиях Сирии не может быть ускорен искусственно. Потребуется, по разным оценкам и по опыту других стран в сходной ситуации, от двух-трех до пятнадцати лет, чтобы перейти к подобной практике. Между тем, сирийские финансовые чиновники считают, что ситуация в стране достаточно устойчива, и переход займет недолгое время, поскольку внутренние и внешние инвесторы демонстрируют уверенность в устойчивости фунта и его котировок, основанных на рекомендациях правительства [1, декабрь 2005 г., с. 38].
Корректировка политики в отношении финансовой системы страны вообще предполагает консолидацию банковского сообщества, а также формирование более эффективной сети институтов и структур, обслуживающих финансовый рынок. В частности, речь идет о создании инвестиционных банков и лицензировании деятельности консалтинговых компаний в этом виде бизнеса, об открытии Центра регулирования финансовых рисков, о расширении отдела документарных операций в Центральном банке, о достижении большей гибкости в области применении банковских продуктов, об образовании лизинговых компаний и запуске механизма финансирования мелких проектов. Важной составной частью реализуемых новшеств можно также считать создание Центра кредитного рейтинга с международными финансовыми институтами.
Все эти проекты и планы в той или иной мере реализуются, во всяком случае, более половины проектов осуществлено, что дает Центральному банку Сирии дополнительные возможности для активизации своего участия в ускорении экономических реформ [1, декабрь 2005 г., с. 38].
Центробанк ныне все более предстает как активный проводник экономической политики государства, предлагая предпринимателям и инвесторам необходимые услуги в соответствии с международными нормами и требованиями, чтобы максимально обеспечить приток иностранного капитала. Этот аспект трактуется как исключительно важный, поскольку свободный приток и отток капиталов имеет большое значение для расширения зоны предпринимательства в стране, наращивания темпов экономического роста, создания новых рабочих мест.
Придание современных черт рынку ценных бумаг и казначейских документов также способно инициировать благоприятную среду для проведения финансовой политики. В Сирии инфраструктура такого рынка пока отсутствует. В связи с этим государство рассчитывает предоставить банкам возможность проведения операций с разными видами ценных бумаг и выполнять функцию свободного рынка. Кроме того, государство планирует, по некоторым данным, предоставлять банкам новые возможности для размещения их свободной наличности в сферах, обеспечивающих повышенную доходность. Это связано со стремлением правительства мобилизовать эти средства для активизации выпуска ценных бумаг и использования новых механизмов для финансирования кредитных линий. Эти меры сделают работу денег как инструмента развития более энергичной и позволят повысить эффективность национальной экономики.
Другим аспектом интенсификации хозяйственной деятельности в стране можно считать диверсификацию банковских институтов с точки зрения форм собственности на них. Если в предшествующие сорок лет в Сирии функционировали исключительно государственные национальные банки, то в последнее время здесь допущена деятельность частных банковских структур. В частности, в январе 2006 г. действующий в Иордании Арабский банк открыл свое отделение в Сирии, став, таким образом, пятым по счету финансово-кредитным учреждением на сирийской территории, внедрившимся в страну с момента провозглашения рыночных реформ. Этот шаг имеет для Сирии особое значение, поскольку указанный банк является старейшим в арабском мире и может послужить примером для других финансовых институтов в том, что касается размещения арабских и иностранных капиталов в Сирии. Тем не менее, капитал сирийского филиала минимален и не превышает 30 млн. долл., при этом 51% акций принадлежит сирийским инвесторам.
Помимо этого, в стране с начала 2004 г. размещены четыре других частных банка, представленные в качестве совместных предприятий в лице имеющих штаб-квартиры в Бейруте Bank of Syria and Overseas, Bemo и Bank Audа, а также International Trade and Finance Bank. В скором времени предполагается открытие филиала еще одного ливанского банковского учреждения – Byblos Bank.
Несмотря на важность такого шага с точки зрения стимулирования экономического роста и диверсификации банковско-финансовой сферы, ситуация в частном банковском секторе мало изменилась в качественном отношении с того момента, когда банки в стране подверглись национализации. Число частных банков невелико, их капитал мал и к моменту начала функционирования этих структур не превышал в каждой из них 30 млн. долл. Об их истинной роли говорит хотя бы тот факт, что они охватывают минимальный сегмент экономического пространства Сирии и не способны к масштабным операциям, имея всего по одному отделению [5, 07.04.04]. Между тем, такие банки могли бы способствовать притоку средств в страну, особенно сирийских капиталов, эмигрировавших еще в период национализации и составляющих, по разным оценкам, 80–120 млрд. долл. Их возвращение, даже частичное, могло бы существенно повлиять на ускорение процессов развития и в целом положительно сказаться на финансовой ситуации.
В целом, учитывая потенциал сирийского рынка инвестиций и потребность в оборотных средствах, банковские структуры в Сирии, по всей видимости, имеют благоприятные перспективы для роста, учитывая, как минимум, два обстоятельства. Первое состоит в том, что страна инициирует сдвиги, которые, по всем признакам, должны будут спровоцировать общее оживление экономики. А для поддержания и стимулирования этого явления потребуется существенное укрепление сферы обращения и перераспределения денежных ресурсов. Второе обстоятельство выступает следствием первого и заключается в том, что банковская сеть в стране немедленно потребует расширения, и это станет объективным поводом для увеличения числа банков на экономическом пространстве страны. По всем данным, ныне восемнадцатимиллионное население Сирии обслуживают всего 282 банковских филиала, т.е. один филиал приходится на 64 тыс. чел., тогда как средний показатель для всего региона составляет 25 тыс. [2, 03. 01.06]
Процесс наращивания предпосылок подъема сирийской экономики за счет маневра макроэкономическими средствами может оказаться подорванным давлением на нее извне. Во всяком случае, после доклада Мехлиса курс сирийского фунта пошатнулся, хотя и был восстановлен на прежнем уровне действиями Центробанка. Тем не менее, он набрал негативный потенциал и временами «проваливается» до 56 сир. ф. за 1 долл., хотя и не достигает отметки в 59 ф. и не опускается ниже 52 или 53 ф. за один доллар.
Наблюдатели отмечают, что любые санкции против Сирии нанесут ей большой ущерб, учитывая тот факт, что экономика страны, хотя и не находится в кризисном состоянии, но явно испытывает сложности. Подобная мера также самым нежелательным образом способна отразится на темпах накапливания положительных сдвигов в банковско-финансовой сфере и в производстве.
Сирия не располагает существенными ресурсами, которые помогли бы ей противостоять прессингу или санкциям. В частности, добыча нефти в стране снизилась с 590 тыс. барр. в 1996 г. до 485 тыс. в 2005 г., и подобное падение обнаруживает тенденцию к нарастанию, хотя нефтяная отрасль обеспечивает более половины финансовых ресурсов государства и 2\3 доходов от импорта. И понятно, что любой отход от этих показателей в минусовую сторону влечет за собой крайне нежелательные последствия для экономики, социальной сферы и в других нишах. Достаточно сказать, что уровень безработицы ныне в Сирии уже составляет 20% экономически активного населения, только за один год увеличившись на 1,3% [1, декабрь 2005 г., с. 40].
Несмотря на приведенные данные о положении дел в добыче нефти, международная экспертиза считает, что Сирия может в течение десяти лет превратиться в крупного экспортера жидких углеводородов, поскольку ее запасы оцениваются в 5,2 млрд. барр. В стране продолжается методичный поиск нефти западными, китайскими и российскими компаниями, и имеются некоторые неподтвержденные прогнозы того, что запасы нефти могут оказаться даже большими, чем это предполагается сейчас. Однако картина оценок постоянно меняется, и ныне считается, что Сирия обладает большими промышленными запасами газа, который, вероятно, сможет компенсировать сокращение национальных нефтяных ресурсов.
В настоящее время Сирии требуется 8–9 млрд. долл. ежегодно, чтобы поддерживать темпы экономического роста на уровне 7% в год и обеспечивать занятость 300 тыс. человек, ежегодно вливающихся в рынок труда [1, декабрь 2005 г., с. 40]. На 2006 г. бюджет утвержден в размере 495 млрд. сир. ф. (примерно 9,5 млрд. долл.), что на 7,6% превышает показатель прошлого года. Текущие расходы определены в размере 300 млрд. сир. ф., инвестиции составляют 195 млрд. ф., или на 8,3% превышают уровень 2005 г. При этом доля внутренних ресурсов в совокупном объеме ВВП повысилась в текущем году с 31,4% до 32,3%, что свидетельствует о сохраняющейся способности государства мобилизовывать накопления для целей развития. Рассчитанный бюджет должен обеспечить главную социальную цель правящего режима – создать в производстве и сфере услуг 57 тыс. новых рабочих мест, что поможет избежать повышения уровня безработицы в стране [1, декабрь 2005 г., с. 40].
Эти данные с известным основанием могут расцениваться как свидетельство того, что Сирия, хотя и испытывает серьезные трудности в экономическом отношении, тем не менее, развивается темпами, которые удерживают ее от сваливания в застой и уберегают от кризисных ситуаций национального масштаба. Между тем, такая возможность не исключена, особенно если угрозы в адрес Сирии будут в той или иной форме будут реализованы. Но и без них ситуация может оказаться весьма напряженной, если под воздействием внутриэкономических причин равновесие в национальном воспроизводственном механизме нарушится. Ведь в стране все еще функционирует аморфная монополизированная государством экономика, сохраняется относительно слабый частный сектор, разрастается сфера услуг за счет формирования крупных проектов не имеющих выраженного промышленного значения. Реструктуризация предприятий и приватизационный процесс отстает от либеральных мер в банковско-финансовой сфере, что создает опасные перекосы на экономическом пространстве страны.
Тем не менее, приведенные данные об экономическом становлении Сирии за последнее время свидетельствуют о создании предпосылок для более устойчивого роста. Предпринимаемые меры, как кажется, можно трактовать не только как чистое проявление собственно хозяйственных амбиций правящего режима. Похоже, что политическое руководство страны стремится успехами на экономическом фронте компенсировать неудачи на внешнеполитической арене, и демонстрация преуспеяния в экономике – наиболее эффективный путь к этому. Иначе трудно объяснить взрыв предпринимательского энтузиазма, зафиксированный буквально в последний год.
Перед Сирией совершенно явно стоит множество проблем, из которых выбор приоритетных является главной задачей руководства. Пока правительство сконцентрировалось на корректировке условий функционирования национального и иностранного капитала и на продвижении вперед государственно-частного партнерства, но не упускает из вида и другие направления деятельности. Проблема взаимоотношений частного и государственного секторов всегда была болезненной для страны, которая декларировала «непролетарские» социалистические принципы, не отказываясь при этом от частной собственности на средства производства в неключевых отраслях хозяйства. Соединение в одном потоке двух этих явлений породило в свое время идеологизированную легенду о социалистической ориентации, хотя, видимо, уместнее было бы вести речь об усеченном развитии капитализма в Сирии и подобных ей государствах.
Ныне настало время разрешить накопленные противоречия и направить процесс развития таким образом, чтобы он обрел более определенные черты и соответствовал общемировым тенденциям. Другими словами, Сирия вплотную приблизилась к проблеме воссоздания полноценного рынка на своей территории со всеми присущими ему институтами и механизмами управления. Очевидно, что политическая воля для реализации этой тенденции присутствует, необходимо только обеспечение на текущем этапе соответствующих условий для выполнения предусматриваемых проектов и организационно-техническая и финансовая поддержка со стороны международных организаций, более эффективная, чем политический нажим или военный шантаж.
Литература
1. «Arabian Business».
2. «Gulf News».
3. «Аль-Халидж».
4. «Аль-Халидж аль-иктисадий».
5. «Аль-Хаят».
Размещено на
Страницы: 1, 2, 3