Рефераты. Экономическое совершенствование и трансформация промышленной политики в мире

В этой связи хотелось бы привлечь внимание к тому, что многие всемирно известные ученые придерживаются версии, согласно которой конец Великой депрессии в Соединенных Штатах в 30-е годы прошлого столетия был положен не столько благодаря практическому воплощению в жизнь президентом Рузвельтом научных идей Дж. М. Кейнса, сколько началом Второй мировой войны, в которой США приняли достаточно активное участие, дав тем самым мощный импульс для роста своей промышленности.

Допускаются также другие виды помощи со стороны государства, если они обоснованы и одобрены Европейской Комиссией.

Руководствуясь критерием уровня целевого направления помощи, в ЕС выделяют три следующих ее вида: региональную, горизонтальную и отраслевую, или секторальную. Это деление условно, поскольку, например, в отдельные отрасли попадает также часть помощи горизонтального характера, в частности, поддержка малых и средних предприятий или помощь в сфере трудоустройства.

Помощь на региональные цели призвана смягчать диспропорции в экономическом развитии разных регионов ЕС. Она предоставляется при условии, что количество регионов для поддержки не может быть больше половины общего количества регионов по критерию численности жителей. Преимущественное право получить региональную помощь имеют так называемые регионы группы "а", где уровень жизни особенно низок или существует значительная безработица, а размер валового национального продукта (ВНП) на одного жителя ниже 75% средней для Евросоюза величины. Если регион не соответствует таким критериям, но находится в неблагоприятном положении по сравнению с прочими регионами страны, он может получить помощь по другим критериям, если они будут обоснованы правительством страны и одобрены Еврокомиссией и если эта помощь не будет менять режим торгового обмена до того предела, когда нарушается общий интерес. Помощь, разрешенная в виде исключения, должна предназначаться на новые инвестиции или создание рабочих мест. В особых случаях регионы группы "а" могут получить также целевую помощь на покрытие расходов, связанных с текущей деятельностью.

По определению Еврокомиссии, отрицательнее всего влияет на конкуренцию региональная помощь, предоставляемая для крупных инвестиционных проектов, поскольку она создает преимущества для стран и регионов, имеющих больший бюджет. Поэтому, согласно правовым основам предоставления региональной помощи, принятым в 1998 г., она назначается исключительно для компенсации неблагоприятных условий географического положения региона; с 2004 г ее объем для проектов стоимостью свыше 100 млн. евро был уменьшен на 66%, а от 50 до 100 млн. евро - на 50%. После принятия новой стратегии и расширения Евросоюза (ЕС-25) подходы к предоставлению региональной помощи пересматриваются в направлении уменьшения ее зависимости от размера ВНП страны, усиления согласованности социальных и экономических показателей.

В отличие от региональной, горизонтальная помощь призвана обеспечить общее содействие развитию экономик стран, повышение конкурентоспособности их субъектов, создание новых рабочих мест, подъем уровня самозанятости, облегчение доступа к финансовым ресурсам. Существуют следующие виды горизонтальной помощи:

- на исследования и разработки;

- на охрану окружающей среды;

- для малых и средних предприятий;

- на повышение квалификации работников;

- для трудоустройства;

- на реструктуризацию и спасение предприятий, находящихся в сложном положении;

- для предприятий, расположенных в зоне упадка городских территорий;

- для поддержки деятельности с большим экономическим риском (венчурный капитал).

Отраслевая помощь предназначена для отраслей промышленности, которые испытывают экономические трудности, причем она должна использоваться не для поддержки их status quo, а для решения долгосрочных проблем. Программы помощи должны предусматривать сокращение числа убыточных производств, носить временный характер, быть связанными с целями реструктуризации определенного сектора и подконтрольными, содержать заданные критерии эффективности и не препятствовать конкуренции.

До недавних пор отраслевая помощь предоставлялась угольной, металлургической, судостроительной, автомобилестроительной отраслям, производству химических волокон, прежде всего, на сокращение производства, реструктуризацию или закрытие предприятий, обеспечение гарантированного доступа к ископаемым (для угольной отрасли), на развитие малых и средних предприятий, на охрану окружающей среды и безопасное ведение сельского хозяйства, повышение квалификации, переквалификацию, трудоустройство, на инвестиции в НИОКР и т. д.

В 2007 г. Еврокомиссия выдвинула ряд новых секторных инициатив, направленных на укрепление конкурентоспособности самых перспективных отраслей промышленности до 2015 г., завоевание лидерских позиций на мировом рынке, противостояние растущему натиску иностранных конкурентов, в частности, со стороны США, Японии и др. В круг приоритетных попали следующие отрасли и, соответственно, задачи:

- автомобилестроение (уменьшение вредных выбросов углерода, повышение безопасности автомобильных конструкций и дорог, интеллектуальные транспортные средства, расширение использования двигателей, работающих на возобновимом топливе);

- биотехнологии (как новая отрасль, чья продукция в ближайшем будущем будет широко использоваться другими отраслями, существенно повышая их эффективность);

- судостроение (превращение отрасли из убыточной в прибыльную за счет расширения сегмента производства туристических, круизных, транспортных, военно-морских, специальных судов для ликвидации последствий экологических катастроф; создание инфраструктуры портов);

- информационно-коммуникационные технологии;

- машиностроение (как ключевая отрасль по созданию новой технологической основы европейской промышленности);

- фармация (получение новых, более эффективных, высококачественных и доступных лекарств);

- производство тканей и одежды (новые виды тканей, лидерство в индустрии моды);

- лесоперерабатывающая промышленность (уменьшение энергозатрат на переработку древесины, расширение возможностей вторичной переработки материалов, получаемых из древесины, восстановление лесонасаждений для ослабления изменений климата);

- оборонная промышленность (создание новых средств коллективной безопасности и нового технологического оборудования для производства таких средств);

— космическая промышленность (расширение сферы гражданских космических программ);

- металлургия (снижение энергоемкости, расширение сырьевой базы, вторичной переработки и ассортимента изделий).

Для воплощения в жизнь выдвинутых секторных инициатив запланировано использовать горизонтальные инструменты. Основное внимание будет сосредоточено на значительном увеличении финансирования государством научных исследований и разработок в указанных секторах, подготовке для них квалифицированных кадров, упрощении и унификации технического регулирования, реализации экологических проектов, поддержке производителей на внешних рынках и т. д. Такое направление работы Еврокомиссии, с нашей точки зрения, не дает повода говорить, что Евросоюз проводит исключительно либеральную политику, создавая равные условия хозяйствования для всех без исключения. Даже применение горизонтальных инструментов поддержки в определенных сферах создает для предпринимателей привилегии (хотя и не так явно, как при использовании инструментов жесткой промышленной политики), поскольку направления, выбранные для помощи, чрезвычайно капиталоемки, а потому расходы на них не могут быть осуществлены хозяйствующими субъектами самостоятельно.

Значительная часть помощи предоставляется в ЕС индивидуальным предпринимателям на поддержку деятельности или в связи с реструктуризацией вне программ помощи на горизонтальные, региональные либо секторальные цели. Она хотя и квалифицируется как горизонтальная, однако, по мнению Еврокомиссии, отрицательно влияет на функционирование общего рынка49. Поэтому с 2004 г. при ее предоставлении применяются следующие правила м:

1) "один раз - последний раз", то есть исключается возможность повторного обращения субъектов за помощью, если не прошло 10 лет с момента первой;

2) помощь не может применяться к новым фирмам или предприятиям, созданным на базе старых субъектов хозяйствования;

3) ограничивается возможность использовать предназначенные на реструктуризацию средства для других целей (например, для региональной помощи);

4) предоставление помощи зависит от сокращения производственных мощностей;

5) средства для выведения предприятия из кризиса могут быть предоставлены только после изучения его шансов на успешное развитие в течение длительного периода;

6) крупные предприятия могут получить помощь только при условии самостоятельного финансирования 50% затрат на программы модернизации, средние — 40, малые — 25%;

7) не предоставляется помощь предприятиям, работающим в отраслях со структурным перепроизводством и тем, которые не способны работать без периодической помощи;

8) может быть предоставлена срочная помощь для того, чтобы начать или облегчить ход реструктуризации (в том числе в случае немедленного прекращения убыточной деятельности).

Подытоживая сказанное об основных направлениях трансформации моделей промышленной политики в мире, можно сформулировать ряд важных выводов и рекомендаций по эффективному использованию в Украине имеющегося опыта. Выбор модели промышленной политики должен осуществляться с учетом той стадии развития экономики, на которой находится страна, причем следует принимать во внимание, что основным отличием между моделями на каждой стадии является уровень селективности политики, то есть способность государства в той или иной мере непосредственно влиять на перераспределение финансовых ресурсов страны. Чем выше степень селективности, тем большие риски могут сопровождать проведение промышленной политики. Они связаны с качеством информации о рынке и качеством бюрократии. С одной стороны, государство может обладать более объективной и достоверной информацией о состоянии рынка, чем отдельный субъект, то есть при прочих равных условиях его текущие и стратегические решения должны быть более обоснованными, но с другой стороны — низкое качество бюрократии, детерминированное высоким уровнем коррумпированности, сложностью бюрократических процедур, их межведомственным дублированием, несогласованностью и др., на фоне распространения разного рода мощных лоббистских влияний, вызывает неэффективный для страны выбор направлений поступательного движения, провоцирует ориентацию бюрократии на получение ренты, когда принимаются те или иные хозяйственные решения.

Оценивая параметры функционирования украинской экономики, можно утверждать, что она находилась до развертывания кризиса в 2008 г. на стадии экспортоориентированного роста. Однако модернизация производства не произошла, экспорт был сырьевым, и со временем рост исчерпал свой потенциал. Из-за этого стала невозможной переструктуризация производства и не был заложен технолого-производственный фундамент для перехода от экспортного роста к стимулированию ускоренного прогресса и развитого рынка, что привело к обвальному падению производства при первых же признаках кризиса. Выбранные инструменты влияния на промышленность не отвечают той стадии, на которой страна находится в настоящее время, ибо они присущи стадии развитого рынка и не предусматривают прямого перераспределения ресурсов страны, в частности из сырьевых экспортных отраслей, в пользу высокотехнологичных, которые лишены вообще каких бы то ни было ресурсов, в том числе и собственных. Для эффективного развития отечественной промышленности, учитывая отсутствие рыночного механизма межотраслевого перераспределения ресурсов и слабость отечественного финансового сектора, который сориентирован на получение прибылей от "коротких" денег и не способен обеспечить крупные инвестиционные проекты, следует вернуться на какой-то период к практике прямого перераспределения ресурсов государством.

Руководствуясь также мировым опытом, нужно выделить ряд отраслей, которые будут иметь хорошие конкурентные позиции в средне- и долгосрочной перспективе, обеспечат модернизацию и прогрессивное переструктурирование производства. Государство должно инициировать разработку и реализацию масштабных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях, направляя в них собственные ресурсы и привлекая ресурсы бизнеса на выгодных для последнего условиях. В выборе приоритетов государственной поддержки нельзя сбросить со счетов фактор мощного лоббистского влияния со стороны представителей сырьевых отраслей в принятии властных решений, который может добавить субъективности в выборе приоритетов и затормозить развитие страны.

Что касается инструментов поддержки приоритетных отраслей, то целесообразно возобновить практику бюджетного кредитования, предоставления государственных гарантий, налоговых льгот, учтя при этом собственный горький опыт. Ресурсы для поддержки приоритетных отраслей государство может получить на внутреннем и мировом финансовых рынках через продажу государственных инвестиционных облигаций под реализацию определенных проектов; ввиду большого объема сбережений населения эти облигации должны продаваться также и физическим лицам.



ВЫВОДЫ


Государству следует отказаться в проведении промышленной политики от тактики "тушения пожаров". Промышленность должна развиваться на основе стратегического плана, с ежегодным отчетом правительства о его выполнении. Под такой план должны приниматься соответствующие законодательные нормы, разрабатываться государственные программы, определяться источники ресурсов, создаваться координационные и контролирующие органы государственной власти. Стратегический план необходимо обезопасить от влияния фактора политической конъюнктурности и постоянной ревизии новыми правительствами властных решений, принятых предшественниками, его должны выполнять любые правительственные команды по принципу "правительство для стратегии, а не стратегия под правительство".

Внешнеторговая и таможенная политика должна быть сориентирована на стимулирование собственного несырьевого производства. Представляется целесообразным пересмотреть действующие таможенные тарифы и остановить опережающее наращивание импорта над экспортом, при этом следует стимулировать как инвестиционный и сырьевой импорт, так и потребительский высокотехнологичный экспорт. Полезным было бы использование норм ВТО, изложенных в Соглашении о защитных мерах. В реализации названной политики нельзя забывать о том, что существует определенный уровень открытости (автономности) отечественного внутреннего рынка для иностранных производителей, отклонение от которого сделает проблематичным развитие собственного производства.

Необходимость придерживаться порогового уровня автономности отечественного промышленного производства обусловливают также, во-первых, глобализация и транснационализация мировой экономики, появление мировых технологических цепей, "вплетаясь" в которые, теряют свою экономическую и политическую независимость отдельные страны, во-вторых, переход регулятивных функций к надгосударственным экономическим образованиям и крупным корпоративным объединениям, действующим в стране и мире. Низкий уровень автономности обусловит в перспективе сокращение объективной способности украинской власти самостоятельно, без иностранного давления, принимать хозяйственные решения и воздействовать на собственную экономику исходя из национальных интересов страны. В настоящее время доступ иностранных корпораций в Украину является неконтролируемым со стороны государства, а их экономические интересы далеко не всегда совпадают с нашими. Поэтому актуальна задача установить правовые рамки допуска и деятельности иностранных корпораций в Украине с учетом приоритетов национальной экономики. Нельзя забывать следующее: определяя отраслевые приоритеты и используя инструменты стимулирования, государство при отсутствии соответствующих ограничений будет стимулировать не только отечественного, но и иностранного производителя, что поставит под сомнение целесообразность предоставления государственной поддержки вообще, поскольку пользу от этого получат другие страны.

В целом, как показывает опыт стран ЕС и Азии, вполне возможно разработать эффективную модель промышленной политики, не впадая в крайности. Выбирая ту или иную модель, также следует своевременно определять периоды переходов от стадии к стадии и соответствующим образом пересматривать инструментарий промышленной политики. Наилучшей является та политика, которая сочетает в себе инструменты как жесткой, так и мягкой моделей, а соотношение этих инструментов зависит от состояния экономики и ее желаемых перспектив.


         ИСТОЧНИКИ

 

1.       Концепция государственной промышленной политики, утвержденная Указом Президента Украины от 12 февраля 2003 г. № 102/2003

2.       Государственная программа развития промышленности на 2003—2011 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров от 28 июля 2003 г. № 1174

3.       Концепция проекта Общегосударственной целевой экономической программы развития промышленности на период до 2017 года, утвержденная распоряжением Кабинета Министров от 9 июля 2008 г. № 947-р.

4.       Кіндзерський Ю.В.,Якубовський М.М.,Галиця I.О.(и др.).Потенціал національної промисловості: цілі та механізми ефективного розвитку. - К., Інститут економіки та прогнозування НАНУ, 2009, 928 с.

5.       World Development Report 1997. The state in a changing world, #"#">#"#">#"#">www.promved.rn/aprel2_200 l_03.shtml.

32.  Xьюз Г., Xэйр П. Промышленная политика и реструктуризация в Восточной Европе. "Квартальный бюллетень клуба экономистов". Вып. 3. Минск, "Пропилеи", 2000, с. 125-158).

33.  Пропозиції Президенту. Нова хвиля реформ. Комісія "Блакитної стрічки" - Україна. К., 2005,107 сwww.un.kiev.ua

34.  Майбутнє економіки України. Міжнародний центр перспективних досліджень. К, 2007, 54 с. #"#">http://ec.europa.eu.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.