Правительство ФРГ заинтересовано в быстрой приватизации находящихся в государственной собственности земель и будет в этих целях совершенствовать имеющееся законодательство. Продажа земли обеспечивает значительные финансовые поступления в государственный бюджет и позволяет правительству сдерживать критику в свой адрес со стороны бывших земельных собственников и их наследников, требующих, чтобы земли были возвращены им бесплатно или за символическую плату.
Российско-германское сотрудничество в агропромышленном комплексе. Товарооборот в торговле между Россией и Германией товарами продовольственного комплекса в последние годы развивается более высокими темпами, чем торгово-экономические отношения в целом по народному хозяйству. Рост товарооборота продтоваров в 1997 году по отношению к 1995 году составляет 76,4% при общем увеличении объемов взаимного обмена товарами за эти два года на 40,6%. Объем экспорта в ФРГ российских товаров сельского хозяйства и пищевой промышленности в 1997 году составил 359,8 млн. марок, на 7,6% больше, чем в 1996 году и на 78% больше, чем в 1995 году. Удельный вес продтоваров в общем объеме российского экспорта в Германию в 1997 году составил 2,1%. В 1995 году этот показатель был равен 1,5%. Наибольшее увеличение поставок из России в Германию наблюдается по таким товарам, как рыба и рыбные продукты, овощные, фруктовые консервы и соки, масличные и бобовые продовольственные культуры, шкуры и кожи, пух и перо.
Импорт с/х продукции: живых животных, продовольствия, с/х сырья и товаров пищевкусовой промышленности в Россию из ФРГ в 1997 году составил 3041 млн. марок. Увеличение по сравнению с 1996 годом – 39%, по сравнению с 1995 годом – 71%.
Увеличиваются закупки в Германии молочных продуктов, масла, сыра, мяса и мясопродуктов, товаров рыбоперерабатывающей промышленности, яиц и другой продукции птицеводства, изделий мукомольной и кондитерской промышленности, картофеля, соков, овощных и фруктовых консервов, маргарина, хмеля, вина.
Как положительный фактор можно расценивать рост российских закупок в Германии тракторов, комбайнов, с/х машин и оборудования, химических препаратов для защиты растений, высокопродуктивных семян и других средств производства. Однако их удельный вес в объемах взаимного товарооборота остается невысоким.
Постепенно усиливается интерес частных немецких компаний к работе в российском продовольственном комплексе. В 1997 году на территории РФ в сфере агропромышленного комплекса действовало около 200 СП с участием германского капитала. Объем немецких инвестиций в сельское хозяйство и пищевую промышленность России составил более 50 млн. марок. В течение года прямые германские инвестиции в агрокомплекс России возросли более чем на треть.
На международной продовольственной выставке «Ануга» в октябре 1997 года в г.Кельне в демонстрации своих продуктов и в различных коммерческих мероприятиях, проводимых в рамках выставки, впервые участвовали 14 российских компаний, производящих напитки и продовольственные товары. В январе 1998 года на международной выставке-ярмарке «Зеленая неделя» в г. Берлине приняли участие 42 компании АПК РФ.
За счет частных вложений немецких предпринимателей на территории России создаются новые и модернизируются действующие предприятия по производству высококачественных пищевых продуктов, пива и безалкогольных напитков, мясных и колбасных изделия, йогурта, растительных масел, маргарина, кондитерских и других продуктов. Примером положительного опыта крупных инвестиций в пищевую и перерабатывающую промышленность России со стороны немецких компаний могут служить вложения шоколадного концерна «Штолльверк», молочных фирм «Эйрманн» и «Кампина» .
С участием фирм сельскохозяйственного машиностроения Германии «Гримме», «Лемкен», «Грузе», «Амазонен-Верке» в Самарской области создано и начало действовать крупное совместное предприятие по производству машин для возделывания и уборки картофеля. Упрочились связи с российскими партнерами по кооперации в производстве с/х техники таких широко известных на европейском и мировом рынке сельхозмашин немецких фирм, как «Клаас», «Кляйне», «Фортшритт», «Ландтехник», «Кронэ» и других.
Высокий интерес к российским сельхозпредприятиям проявляет одна из самых крупных семеноводческих фирм «Кляйнванцлебенер Заатцухт – КВС» . Совместно с акционерной компанией «Заря» в Ставропольском крае фирма КВС участвует в большом российском проекте по строительству предприятия по производству, обработке и реализации семян кукурузы. Фирма активно сотрудничает со многими свеклосеющими хозяйствами России, поставляя высококачественные семена и оказывая консультационную помощь по возделыванию сахарной свеклы и других культур.
Преодолеваются кризисные отношения российских сельскохозяйственных предприятий в сотрудничестве с немецкими фирмами производителями средств химической и биологической защиты растений, изготовителями лекарств и препаратов для животноводства. В России зарегистрировано более 30 препаратов германского производства по борьбе с вредителями с/х культур, болезнями растений и сорняками.
Активно сотрудничает с животноводами и селекционерами Московской, Воронежской, Саратовской и других областей Объединение немецких животноводов.
Рамочным основополагающим документом российско-германского сотрудничества в аграрной экономике является «Соглашение между Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и Федеральным министерством продовольствия, сельского и лесного хозяйства ФРГ об экономическом и техническом сотрудничестве в области агропромышленного комплекса» от 24 мая 1995 г. Координацию практических мероприятий по реализации Соглашения осуществляет совместная Рабочая группа, которую возглавляют заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РФ и руководитель Департамента международной аграрной политики Федерального министерства продовольствия, сельского и лесного хозяйства ФРГ.
В январе 1998 года в г.Берлине министрами сельского хозяйства России и Германии подписано Совместное заявление о создании Аграрного комитета «Россия-Германия» . В задачи Комитета входит координация мероприятий по российско-германскому сотрудничеству в области АПК.
В рамках российско-германского Кооперационного совета действует совместная рабочая группа по сельскому хозяйству и пищевой промышленности (сопредседатели: с российской стороны – начальник департамента экономики АПК Минэкономики РФ, с немецкой – заместитель председателя объединения производителей сельхозмашин ФРГ).
В соответствии с двусторонним соглашением между Министерством продовольствия, сельского и лесного хозяйства ФРГ и Академией сельскохозяйственных наук РФ (сопредседатели рабочей группы: вице-президент АСХН РФ и руководитель департамента лесного хозяйства, охоты и науки Минпродсельхоза ФРГ) развивается сотрудничество в области аграрных исследований. Более двух десятков научных учреждений АПК имеют соответствующих партнеров в ФРГ, обмениваются делегациями, стажерами, кооперируются в области отдельных научных исследований и разработок.
Хорошими примерами научного сотрудничества между с/х НИИ России и Германии являются постоянные взаимные связи Всероссийского научно-исследовательского и информационного центра по лесным ресурсам (г.Москва) с Институтом мирового лесного хозяйства (г.Гамбург), Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве (Московская область) с Институтом развития с/х в странах Средней и Восточной Европы (г. Халле), Всероссийского НИИ разведения и генетики с/х животных (г.Санкт-Петербург) с Институтом животноводства и содержания животных (г. Нойштадт).
За счет средств, выделяемых правительством ФРГ на оказание помощи в реформировании экономики стран Восточной Европы, в кооперации с российскими партнерами в 1997 г. в АПК РФ осуществлялись 12 совместных проектов.
Среди них наиболее важное значение имеют проекты по созданию консультационных служб, консультированию парламентских и правительственных учреждений, организации агросервисных кооперативов, подготовке и повышению квалификации специалистов высшей школы, развитию племенного дела, семеноводства, реорганизации крупных с/х и снабженческо-сбытовых предприятий, землеустройству и экономической оценке земель. С российской стороны в них принимают участие федеральные и региональные органы управления, крестьянские формирования, научные учреждения, предприятия, государственно-кооперативные и частные производственные и коммерческие структуры. Работы ведутся в Москве, в Московской, Тульской, Самарской, Ленинградской, Владимирской, Омской, Тюменской, Костромской, Ростовской областях, в республиках Татарстан, Башкортостан, Чувашия и других регионах.
В сельхозпредприятиях германских федеральных земель Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Саксония, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония и других в 1997 г. прошли стажировку в течение от 3 до 6 месяцев 320 российских практикантов из фермерских и кооперативных хозяйств, студентов и преподавателей с/х вузов, молодых специалистов государственных с/х учреждений.
О правовых основах купли-продажи земли. Базовую правовую основу отношений, связанных с куплей-продажей земли в Германии, образуют германская Конституция и Германское гражданское уложение (кодекс), принятое 18 августа 1896 г.
Конституция закрепляет и гарантирует право частной собственности (ст. 14, п.1). Одновременно допускается возможность ограничений этого права в интересах общего блага (ст. 14, п.3) и фиксируется обязательственный характер собственности (ст. 14, п.2).
ГГУ формулирует понятие содержания собственности, в том числе земельной, и регулирует отношения по ее приобретению, в том числе посредством купли-продажи. Система построения ГГУ такова, что соответствующие нормы разнесены по разным его разделам. В главном и коротко они сводятся к следующему.
Земля отнесена к объектам вещного права, классифицирована как недвижимость и идентифицирована с понятием «земельный участок» . Определены его существенные составные части, которыми считаются вещи, прочно соединенные с землей, прежде всего строения, растения на корню, высаженные в почву семена, а также права собственности на данный участок (§§ 93-96, 946 ГГУ).
Составные части в принципе не могут быть предметом отдельного юридического регулирования. Они разделяют правовой статус самого земельного участка. Особый случай образуют квартиры, процедура закрепления которых в собственность регулируется специальным законом (Wohnungseigentumsgesetz) от марта 1951г.
Право собственности на земельный участок распространяется на его недра и воздушное пространство над ним. Вместе с тем собственник не может препятствовать воздействиям на такой высоте или глубине, где кончается его реальный интерес (§ 905 ГГУ).
Купля-продажа земли происходит в рамках общего порядка перенесения прав собственности на недвижимость. Этот порядок гласит, что для перенесения права собственности необходимо, во-первых, согласие между отчуждателем и приобретателем о перенесении такого права, и, во-вторых, внесение нового собственника в поземельную книгу (§ 873 ГГУ).
Для признания действительности согласия между отчуждателем и приобретателем предусмотрена особая процедура. Оно оформляется отдельным документом, который должен быть нотариально удостоверен (Auflassung). Этот документ предъявляется в компетентную инстанцию (таковой считается нотариус). Предъявление производится публично: в момент его реализации необходимо обязательное одновременное присутствие сторон или уполномоченных или представителей (§ 925 ГГУ).
Согласие о перенесении права собственности на землю не может носить условный характер или ограничиваться по сроку действия (§ 925 ГГУ). Однако допускается и часто имеет место на практике, что в момент предъявления соответствующего документа нотариусу стороны уполномочивают последнего дать ему ход только при наступлении определенного состояния, например – в случае купли-продажи – при подтверждении уплаты покупной цены.
Конкретно при купле-продаже земли документ о согласии на перенесение права собственности на нее принимается компетентной инстанцией к рассмотрению лишь тогда, когда одновременно с ним стороны предъявляют готовый договор купли-продажи (Grundstuckskaufvertrag). Этот договор требует особой формы: он должен быть совершен письменно и заранее нотариально удостоверен (§313 ГГУ). Берется также налог (Grunderwerbsteuer) в размере 2% от покупной цены. Он уплачивается совместно продавцом и покупателем. Порядок взимания налога подробно изложен в специальном законе (Grunderwerbsteuergesetz) от 17 февраля 1982 г. При выполнении всех вышеуказанных условий купля-продажа считается состоявшейся.
Как уже было сказано, право собственности на землю реально не может возникнуть или прекратиться до момента регистрации факта перенесения этого права в поземельной книге (§ 873 ГГУ). Такая регистрация (запись) и закрепляет землю за ее новым собственником. Все вопросы, связанные с регистрацией, подробно регулируются специальным Уложением о поземельных книгах (Grundbuchordnung) от 24 марта 1897 г. В соответствии с ним поземельные книги ведутся т.н. поземельными ведомствами (Grundbuchamt), действующими при судах первой инстанции (Amtsgericht). Сделанная в книге запись считается истинной до внесения в нее исправлений.
Система поземельной записи обеспечивает высокую степень прозрачности и гласности сделок с землей в Германии и тем самым препятствует возможным злоупотреблениям. Имеются также правовые нормы, ограничивающие свободу купли-продажи земли. Они приняты в целях предотвращения распродажи с/х и лесных угодий, а также для сохранения и улучшения структуры земледелия и лесоводства.
Предписания общего характера на этот счет изложены в Конституции (ст. 14, пп.2,3) и ГГУ (§§ 903, 906), а конкретные урегулирования – в Законе о мерах по улучшению аграрной структуры и сохранению сельскохозяйственных и лесных угодий от 28 июля 1961 г. Смысл данного закона – разрешительный порядок купли-продажи земли, занятой соответствующими угодьями, а также заболоченных участков и пустошей, которые могут быть введены в сельскохозяйственный или лесной оборот. В основу закона положен принцип запрета купли-продажи или отягощения ее рядом условий, вступающих в силу, если сделка ведет к нерациональному или экономически необоснованному переделу земли. Оговорены и случаи, в которых разрешение не требуется, прежде всего – при продаже земли государству.
Принятие соответствующих решений отнесено к компетенции федеральных земель. В каждой из них за необходимую процедуру отвечает своя инстанция. Как правило, это – земельное министерство сельского хозяйства, или, при его отсутствии, схожее по задачам ведомство. Решение может быть оспорено в судебном порядке.
Помимо купли-продажи способом перенесения права собственности на землю в Германии является его переход в порядке общего правопреемства (по праву наследования) с внесением соответствующего исправления в поземельную книгу.
Германское право допускает также закрепление земельной собственности за государством путем ее изъятия. Это может происходить исключительно в целях общего блага и только по закону или на основании закона, регулирующего характер и размер возмещения (ст. 14, п.3 Конституции). Примером такого самостоятельного юридического акта является Закон от 8 февраля 1998 г. о распространении на земельные участки, находящиеся в полосе отчуждения бывшей германо-германской границы, положений германского Закона о неурегулированных имущественных вопросах. Названные участки объявлены по закону собственностью государства, хотя и с возможностью выкупа в течение ближайших 6-ти месяцев ряда угодий их прежними собственниками после уплаты 25% современной продажной цены (при нежелании выкупать дается компенсация).
Отдельные положения о возможности изъятий земли государством в целях общего блага содержатся в большом числе германских законов, среди которых можно упомянуть Строительный кодекс 1986 г., Федеральный закон о путях сообщения 1953 г., законодательные акты о прокладке дорог, об охране памятников культуры, о сохранении природных объектов и т.п.
Кроме того, в германском праве допускается возможность присвоения в собственность бесхозной земли. Это позволено только государству (§§ 928,958 ГГУ).
В силу принятой в ФРГ системы поземельной записи приобретение права собственности на землю по давности исключено: собственником земельного участка является тот, кто на данный момент занесен в поземельную книгу. Вместе с тем есть положение, согласно которому запись, просуществовавшая в книге 30 лет, уже не может быть оспорена. Это положение распространяется и на тот случай, когда внесенный в свое время в книгу отчуждатель земли на деле не был ее собственником, а приобретатель действовал недобросовестно. В случае коллизии преимущество признается за правом, ранее занесенным в поземельную книгу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5