Рефераты. Деятельность Исламской республики Иран в рамках Организации экономического сотрудничества

Для финансового обеспечения разрабатываемых проектов страны ОЭС пытаются скоординировать банковскую деятельность. В 1993 г. было утверждено решение о создании Совместного банка торговли и развития со штаб-квартирой в Турции, с уставным капиталом в 400 млн. долларов, в который три страны-основатели вносят равные доли. Предполагалось, что он будет финансировать все проекты и обслуживать торговые операции стран ОЭС. Однако практическая деятельность банка еще не получила развития. Была основана страховая компания, которая также еще не приступила к своей деятельности.

Промышленность и сельское хозяйство – еще одно из направлений, по которому страны ОЭС планируют вести взаимное сотрудничество. В настоящее время эксперты приступили к выработке основных задач и возможных направлений сотрудничества. В области сельского хозяйства, которое является основным сектором экономики всех стран-участниц, поставлена цель добиться полного самообеспечения сельхозпродукцией внутри региона. На заседании министров сельского хозяйства стран ОЭС, прошедшем в 2002 г. в Исламабаде, были вынесены на обсуждение следующие проекты сотрудничества: борьба с опустыниванием земель, распространение фруктовых деревьев на карликовом подвое, развитие сотрудничества в области производства семян сахарной свеклы, разработка мер, регулирующих потребности региона в продуктах питания. Планируется привлечение Международной организации по продовольствию для оказания практической и финансовой помощи в осуществлении вышеназванных проектов.

В области промышленного развития идет лишь определение приоритетов на будущее. Очевидно, что ставка будет сделана на развитие мелких и средних предприятий. Членам ОЭС рекомендуется более активно проводить приватизацию на национальном уровне.

Среди направлений, по которым ОЭС осуществляет активную деятельность, нельзя не отметить борьбу с транспортировкой и распространением наркотиков. При секретариате ОЭС в 1998 г. создан Координационный совет по контролю за наркотиками (Drug Control Coordination Unit), который работает в тесном контакте с организацией по контролю за распространением наркотиков при ООН. Соглашение о координации деятельности ОЭС и UNDCP было подписано в 1995 г. Страны ОЭС стремятся предотвратить дальнейшее распространение наркотиков в регионе и, по возможности, перекрыть пути их транспортировки. В этой области ОЭС достигла определенных успехов, за что и была отмечена специальной премией ООН в 1998 г. В осуществляемых организацией мероприятиях участвуют представители Евросоюза, который учредил специальный фонд для осуществления совместного проекта. С 2002 г. проводится второй этап совместной операции.

С первых лет своей деятельности организация ведет работу по расширению культурных контактов между странами, подчеркивая историко-культурную и религиозную близость народов региона и необходимость сохранения и восстановления общего духовного наследия, что будет способствовать дальнейшему развитию всестороннего взаимодействия государств. Это направление сотрудничества продолжает оставаться приоритетным. В 1995 г. было принято решение о создании Института культуры ОЭС (Cultural Institute). Устав института ратифицирован Афганистаном, Ираном, Пакистаном и Таджикистаном. В настоящее время им осуществляется совместно с ЮНЕСКО проект по переводу детской литературы на языки стран региона. С 1998 г. существует и образовательный институт ОЭС (ECO Educational Institute), устав которого поддержали все члены, кроме Узбекистана. Основное представительство этого учебного центра находится в Анкаре, но институт имеет отделения во всех странах. Разрабатываются программы подготовки кадров для реализации задач, поставленных в Измирском договоре, однако до сих пор институт не ведет учебной деятельности. На бумаге осталось и решение о создании Научного фонда ОЭС (ЕСО Science Foundation).

Надо отметить, что одним из новых направлений сотрудничества стран этого регионального объединения становится взаимодействие в области защиты окружающей среды. На встречах руководителей государств ОЭС было уделено определенное внимание этой чрезвычайно актуальной для региона проблеме. Отмечалось, что странам-членам необходимо «рассмотреть возможности разработки при финансовом и техническом содействии государств-доноров, региональных и международных финансовых учреждений совместных реабилитационных проектов для районов, пострадавших от экологических катастроф, включая бассейн Аральского моря, Каспийского моря, Сарезского озера и др.»

В связи с изменением политической ситуации в Афганистане в результате проведения антитеррористической операции роль региона ОЭС значительно возросла. Принимая во внимание тот факт, что в процесс урегулирования ситуации в Афганистане и восстановления его экономики вовлечены различные международные силы и структуры, государства ОЭС, со своей стороны, пытаются не упустить свой шанс и использовать сложившееся положение для активизации деятельности этой региональной структуры и получения дополнительных дивидендов. Иран, Пакистан и Турция внесли конкретные предложения по оказанию экономического содействия Афганистану. Правительство ИРИ приняло решение о предоставлении 50-процентной скидки на транзит грузов для Афганистана через территорию его страны. По инициативе ИРИ вопрос оказания помощи в восстановлении Афганистана стал центральным на VII саммите ОЭС, проходившем в 14 октября 2002 г. По итогам обсуждения этой проблемы было принято решение о создании специального фонда ОЭС, в котором примут участие все члены в соответствии со своими финансовыми возможностями. Совет министров стран ОЭС предварительно проработал основные направления оказания помощи Афганистану: развитие сельского хозяйства, особенно животноводства, строительство дорог и установление коммуникаций между различными регионами страны, восстановление энергоснабжения, оказание помощи в подготовке квалифицированных кадров и другие. ОЭС предполагает не только координировать свою деятельность с ООН, ЕС и другими организациями, но и стремится играть лидирующую роль в процессе восстановления Афганистана.

Итак, подводя итоги деятельности ОЭС за десятилетие, прошедшее после расширения ее состава, можно констатировать, что это региональное экономическое объединение находится только на первом, самом невысоком уровне интеграции – зона преференциальной торговли, однако заложен фундамент, на котором в будущем, при определенных благоприятных условиях, может развиваться экономическая региональная интеграция. В пользу этого говорят правильно выбранные организацией приоритеты развития – создание единой разветвленной транспортной сети и либерализация торговли.

В настоящее время на пути развития внутрирегиональной интеграции стоит много препятствий, как экономических, так и политических, идеологических и социальных. В экономической области развитие этого процесса тормозят такие причины, как огромная разница в уровнях экономического развития, отсутствие долговременных экономических стратегий в ряде стран, разнотипность экономических структур и слабость рыночных механизмов в экономике вновь вступивших государств, недостаток финансовых средств для осуществления проектов, отсутствие взаимодополняемости экономик стран-членов ОЭС и, как следствие, – единообразие их экспортно-импортной продукции, сильная интегрированность новых членов в экономику бывшего СССР и слабость внутрирегиональных торговых связей, отсутствие развитой инфраструктуры, общая технологическая отсталость. Среди ограничителей процесса внутрирегиональной интеграции надо также отметить отсутствие законодательной базы в ряде государств для ведения частной предпринимательской деятельности и недостаточность правовых гарантий для привлечения иностранного капитала.

К политическим и социальным факторам, оказывающим негативное воздействие на укрепление региональной интеграции, можно отнести следующие:

– отсутствие политической стабильности в регионе (внутренние войны, этнические и религиозные конфликты, политическая борьба в ряде стран ОЭС), существование пограничных конфликтов;

– сильное влияние в регионе внешних сил, прежде всего США и России, ориентация на которые стран региона усиливает центробежные тенденции, определяет различные политические цели и устремления государств, что мешает нахождению общих подходов к решению проблемы безопасности региона и упрочению политической стабильности;

– превалирование узконациональных интересов над общерегиональными;

– участие членов ОЭС в других региональных и субрегиональных союзах и объединениях;

– отсутствие необходимого доверия и учета взаимных интересов.

К сожалению, надо признать, что за десятилетие острота политических конфликтов в регионе, в которые вовлечены страны ОЭС, не уменьшилась. Единственным примером успешного политического сотрудничества можно назвать межтаджикское урегулирование. До сих пор не решена каспийская проблема, одна из наиболее острых в регионе. Разногласия прикаспийских государств (за исключением России, все они – члены ОЭС) по вопросу правового статуса Каспийского моря не только обостряют двусторонние отношения, грозят новыми конфликтами, мешают выработке совместных решений по вопросам производства и транспортировки углеводородных ресурсов в интересах региона, а не в пользу сиюминутных экономических выгод и политических интересов внешних сил.

Расширение военного присутствия стран НАТО на территориях ряда стран ОЭС в связи с антитеррористической операцией в Афганистане и стремление России не допустить ее полного вытеснения из Центральной Азии также можно рассматривать как факторы, выступающие против региональной интеграции, так как эти процессы влекут за собой усиление общей конфронтации в регионе. Усугубляет внутрирегиональную ситуацию жесткая линия США по отношению к ИРИ, являющейся наиболее активным элементом интеграционных процессов. Естественно, что укрепление американских позиций в ряде стран Центральной Азии вызывает обострение их отношений с Ираном.

Необходимость стабилизации положения в Афганистане признается всеми государствами ОЭС, однако и по этому вопросу у стран региона нет единой позиции, так как этнонациональные и религиозные факторы берут верх над здравомыслием.

Принимая участие в данном региональном объединении, все его члены ищут возможности и для альтернативного сотрудничества с государствами этого или сопредельного регионов и создания субрегиональных структур. Турция прилагает активное стремление к формированию «тюркского общего рынка», активно участвует в Организации стран Черноморского бассейна. Пакистан остается активным членом АСЕАН. «Шанхайская пятерка», Центрально-Азиатский союз, СНГ – в эти объединения входят государства Центральной Азии. В декабре 2002 г. лидер Туркменистана – государства, поддерживающего нейтралитет, – выступил с инициативой создания регионального консультативного совета глав государств Центральной Азии (включая Афганистан, Иран и Пакистан) для выработки совместных решений по актуальным вопросам. Предполагается, что, помимо политического и гуманитарного сотрудничества, он сможет заниматься и решением вопросов торгово-промышленного взаимодействия, энергоснабжения, приграничной торговли, тарифной политики, транспорта и другими. По-видимому, выдвижение такого предложения можно расценить, как скрытое выражение недоверия ОЭС.

В той или иной форме неудовлетворение результатами деятельности ОЭС выражают и другие страны. Средства массовой информации ИРИ, подводя итог прошедшему десятилетию, характеризуют организацию только как сообщество соседних государств, отмечая, что «фактически ОЭС не представляет собой единую систему, внутри которой входящие в нее члены могли бы в полной мере обеспечить потребности друг друга в таких областях, как получение внешних инвестиций, передовых технологий, квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы». «Техран таймс» считает, что основные усилия ОЭС за первое десятилетие были направлены на создание организационной основы. Дальнейшая ее деятельность будет зависеть от правильно выбранной стратегии. ИРИ придает большое значение развитию региональной кооперации, которая должна способствовать более плавному и безболезненному вхождению государств региона в мировой рынок. Основным приоритетом должно стать развитие региональной торговли путем снятия всех барьеров на пути передвижения людей и товаров.

Иран остается самым активным членом организации, участвуя во всех ее структурах, оказывая постоянную поддержку работе высших органов ОЭС, выступая с многочисленными инициативами. Представляется, что правительство ИРИ, учитывающее изменения политической ситуации за последние годы в мире и особенно в регионе и проводящее более либеральный внешнеполитический курс, отказалось от планов превращения ОЭС в своеобразный полюс силы или содружество исламских государств, и ориентация на соседние мусульманские государства уже не является внешнеполитическим приоритетом. Однако руководство ИРИ продолжает рассматривать ОЭС как гаранта региональной безопасности, о чем заявил М. Хатами накануне VII саммита организации. ОЭС для Ирана остается политической трибуной и инструментом для укрепления своих позиций в регионе. Однако в большей степени ИРИ заинтересована в реализации экономических (прежде всего транспортных, энергетических) проектов организации, что позволит ей стать деловым центром региона.

экономический сотрудничество межгосударственный



Список источников и литературы

1)                Выступление Президента ИРИ М.Хатами на саммите ОЭС в Тегеране 10.06.2000 // Третий взгляд, 2000, № 73, с. 5.

2)                Алматынская декларация V встречи глав государств и правительств стран-членов ОЭС (Алматы, 11.05.1997).

3)                Мамедова Н.М. Некоторые факторы региональной интеграции как экономической основы безопасности стран Центральной Азии и Закавказья. – С. 109.

4)                www.iran.ru. 22.10.2002.

5)                www.ettelaat.com. 14.10.2002.

Размещено на


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.