СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ
ИСТОРИЧЕСКАЯ СВОДКА
ГЕОГРАФИЯ РАСПОСТРАНЕНИЯ ПИРАТСТВА
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ
ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЫВОДЫ
Морской разбой жив и развивается. Нападения на судна стали уже ежедневным событием, которые держат в страхе экипажи суден и изо дня в день уносят человеческие жизни.
Обеспечение безопасности транспортных средств, пассажиров и грузов является необходимым условием деятельности всех видов транспорта. Применительно к морскому транспорту имеется в виду безопасность не только движения транспортных средств, но и навигационная. В настоящее время особую актуальность представляет обеспечение безопасности от международного терроризма. Для морского судоходства с момента его возникновения все формы терроризма объединяются термином «пиратство».
Меры, принимаемые международной общественностью по предупреждению морского пиратства и по борьбе с ним, необходимы и своевременны.
Необходимость создания Межправительственной организации по борьбе с морским пиратством продиктовано сложившейся суровой ситуацией в мире, подвержением морских суден к нападению со стороны пиратов, необходимостью обеспечения более эффективной защиты судов.
По статистике почти 2/3 морских преступлений происходит в наиболее неблагополучных странах Азии, часто при попустительстве или даже участии силовых государственных структур. В то тоже время сознательное сокрытие информации со стороны судоходного бизнеса о случаях нападения мешает осознанию истинного масштаба морского разбоя, таящего опасность экономического, гуманитарного и экологического свойства. В настоящее время просматриваются признаки того, что пиратский бизнес в ближайшие годы будет продолжать развиваться в связи с мировым кризисом и бедностью народов разных стран мира.
В течение последнего десятилетия число разбойных нападений на торговые суда утроилось, причем, в 1999 году было зарегистрировано на 40% больше случаев, чем в предыдущем году.
Нижеприведенная диаграмма является наглядным доказательством актуальности создания Межправительственной организации по борьбе с морским пиратством.
Следует учесть, что только за первые три месяца текущего года было зафиксировано 102 случая атак пиратских группировок, что превышает их количество за первый квартал 2008 в два раза.
По максимальной оценке, финансовый урон от морского разбоя не превышает $16 млрд в год. При всей значительности этой цифры, она составляет лишь 0,8% от $2 трлн мирового объема морских перевозок. Тем не менее, учитывая, что 90% грузовых перевозок идет морским путем и 45% из них проходит через воды азиатских стран, пиратство становится серьезной угрозой мировой торговли.
Неосознанность угрозы мирового пиратства может означать приостановление развития мореходства, а соответственно, поставить под удар мировую торговлю в целом. Развитие пиратства в одном регионе может подтолкнуть к росту пиратства в другом. Именно поэтому Межправительственная организация по борьбе с морским пиратством должна носить глобальный характер, с целью уничтожения пиратства в целом, а не подавления его очагов в конкретных регионах.
Пираты появились одновременно с выходом в море первых судов. Действовали они в Тихом океане вдоль Китайского побережья, среди островов Южно-Китайского моря и несколько позднее финикийские пираты разбойничали в Средиземном море. В IX в. н.э. в Северной Атлантике пиратство было распространено среди викингов. На протяжении тысячелетий было признано, что уничтожить пиратство, несмотря на усилия правительств многих стран, крайне трудно. Ценой неимоверных стараний это удалось в Средиземном море. После распада Римской империи пиратство возобновилось.
Расцвет морского разбоя относят к XVII-XVIII вв. как следствие борьбы между Великобританией и Испанией за серебро и золото, транспортируемые из Нового Света в Старый. Многочисленные пиратские суда базировались на Карибском море и в Мексиканском заливе.
«Золотая эра» морского пиратства формально завершилась в 1856 г. после подписания в Париже договора об окончании Крымской войны. Одновременно была подписана Парижская декларация к мирному договору, к которой присоединились практически все морские державы. В этой декларации зафиксировано запрещение каперства (корсарства). К началу XIX в. сложилось твердое мнение, что пиратство является международным преступлением, а каждый пират - врагом рода человеческого.
Однако в середине XX и в начале XXI веков наблюдается новая волна морского пиратства, которую смело можно признать одним из направлений мирового терроризма. Этому предшествовали массовые акты государственного пиратства, которые осуществлялись военными кораблями кайзеровской Германии, объявившей неограниченную подводную войну в период первой мировой войны. В преддверии второй мировой войны и в течение всех лет ее ведения фашистские агрессивные государства Германия, Италия, Япония запятнали себя массовыми пиратскими действиями, в которых участвовали подводные лодки («тактика волчьей стаи») и крупные надводные корабли (рейдеры).
В настоящее время наблюдаются увеличение числа случаев морского пиратства и его распространение во всем мире. До сих пор ни в одной стране нет организованного на официальном уровне статистического учета актов пиратства. Существует только частное бюро International Maritime Bureau (IBM) Международной торговой палаты в Лондоне, которое фиксирует данные по морскому пиратству, если такие случаи становятся известными.
География действия пиратов XXI века охватывает прибрежные воды Азии, Африки, Латинской Америки. Наиболее опасными регионами являются прибрежные воды Сомали и Нигерии в Африки, а так же Индонезии в Африки. Именно в этих регионах происходит основная масса пиратских нападений (более 50%), но далеко не все пиратство распространенно в ряде других не благополучных стран, таких как Индия, Танзания, Бангладеш.
Почти 2/3 морских преступлений происходит в Азии, преимущественно в Индонезии, Таиланде, на Филиппинах, в Малайзии и Бирме. Конкретно на нефтяные танкеры большинство нападений происходит в Малаккском проливе, который отделяет Малайзию от индонезийского острова Суматра, а также в проливе между архипелагом Риау и Сингапуром. Эти проливы представляют собой весьма оживленные морские пути, по которым курсируют супертанкеры в обоих направлениях между Ближним Востоком и Японией, Кореей и Китаем. Предполагается, что архипелаг Риау, в лучших традициях классического пиратства, используется в качестве оперативной базы. Последний всплеск волны преступлений на море связывают с азиатским кризисом 1997 года, выбросившим на улицу толпы безработных, а также с политической нестабильностью в Индонезии. В 1999 году из 290-ти зарегистрированных случаев 113 произошло в водах и портах Индонезии.
Приведем карту морских пиратских нападений в мире за 2007 и 2008 годы, которые наглядно иллюстрируют ситуацию с развитием пиратства в мире.
2007 год:
2008 год:
Отличительной особенностью современного пиратства является то, что чаще всего, фактически в 72% случаев, нападения на суда происходят во время их нахождения в территориальных водах или акватории порта. На этом факте основываются подозрения, что портовые служащие, морская охранная и патрульная служба часто связаны с преступным бизнесом.
Характерно, что в относительно благополучных азиатских странах, таких как Япония, Южная Корея, Тайвань и Сингапур, где закон работает, а береговая охрана профессионально тренирована и относительно хорошо оплачивается, случаев пиратства значительно меньше. От пиратства особенно страдает Сингапур, с его крупнейшим портом в мире, находящимся на полпути с Ближнего Востока в Северную Азию.
Случается, что суда предпочитают миновать Индонезию, обходя ее с юга, и Сингапур на этом теряет большие доходы. Окольные пути обходятся дороже и транспортникам, но не столь значительно, как потеря груза. Поэтому Сингапур вкладывает огромные ресурсы в поддержание порядка в своих водах силами хорошо оснащенной и тренированной береговой службы.
Традиционное пиратство, т.е. в открытом море, занимает в общей статистике небольшое место, но случается. Правда, выходя на дело, нынешние флибустьеры не поднимают паруса, а заводят моторы современных быстроходных катеров. По сообщениям, нападающие бывают обычно в масках, обмундированы в военную форму и оснащены современным оружием регулярной армии. Так сказать "социальный состав" современных пиратов очень разнообразен - от азиатской мафии и различного рода преступников до просто рыбаков, промышляющих браконьерством, и иногда береговой охраны, ответственной за безопасность судов. Нередко пиратские группировки владеют небольшим флотом, куда в различных портах мира набирают команду из порой ничего не подозревающих безработных матросов. Как правило, небольшие пиратские команды являются составной частью организованных синдикатов, заправилы которых находятся в Сингапуре, Индонезии, Гонконге и Китае.
Объединение усилий международного сообщества с целью сдерживания и пресечения пиратства и вооруженного разбоя, а также предотвращение загрязнения окружающей среды;
Координация усилий международного сообщества с целью лишения пиратов ресурсов, а также обеспечения более эффективной защиты судов;
Проведение единой политики государств, заинтересованных в обеспечении безопасности, по борьбе с пиратством и вооружённым разбоем на море;
Обеспечение целостности Аденского залива, а также других центров возможного развития пиратства, имеющих стратегическую важность и значение для международного судоходства и торговли.
Долгосрочные - решение тех проблем на суше, которые становятся причиной пиратства.
Решение проблемы безвластия в Сомали;
Помощь в привлечении инвестиций для развития экономики данного региона, повышения уровня жизни и занятости;
Организация совместных переговоров с правительством Сомали и региональными лидерами;
Активное сотрудничество с ООН по привлечению гуманитарной помощи в регионы с потенциальной возможностью развития пиратства.
Краткосрочные
Координация и техническое сотрудничество
- Установление универсальной системы защиты международных морских торговых путей;
- Разработка вопроса о создании регионального центра для координации этого сотрудничества:
• создание Координационного центра, при помощи которого суда, имеющие право плавать под флагом государства, могли бы просить о совете или помощи во время плавания в опасных регионах, и в который такие суда могут сообщить о каких-либо проблемах безопасности других судов, движения или сообщения в этом районе;
• поощрение судов в предоставлении оперативной информации о попытках нападения или о совершении актов пиратства и вооружённого разбоя во время плавания в опасных регионах, которая должна быть своевременно доведена до близлежащих прибрежных государств и в ближайший Координационный центр;
• доведение до сведения Совета МОБП и Генерального секретаря информации о покушении на нападение или совершения актов пиратства и вооруженного разбоя против судов, с тем чтобы он мог незамедлительно передать эту информацию другим членам Совета на рассмотрение и принятие каких-либо действий;
• поощрение судов в осуществлении оперативных мер по защите как на судне, так и для защиты других кораблей в регионе, в соответствии с рекомендациями близлежащих прибрежных государств или любого другого государства или компетентного органа;
Страницы: 1, 2