Рефераты. Арабо-исламский и националистический характер оппозиции в Алжире

Ш. Бенджедид, с одной стороны, подчеркивал ориентацию правящего режима на исламские ценности, старался избегать конфронтации с исламистами, найти «модус вивенди» с ними, с другой, принимал против них репрессивные меры, правда, не слишком жесткие, когда те нарушали общественный порядок. Политика Ш. Бенджедида по отношению к исламистам характеризовалась непоследовательностью и нерешительностью. Отчасти она отражала такие же его личные качества. Ш. Бенджедид стал объектом анекдотов, например следующего: «Президент должен передвигаться по тайному маршруту, который не знает даже его личный шофер. Тот спрашивает президента, куда ему надо ехать. Шадли говорит: Покажи, что ты хочешь повернуть налево, а потом поверни направо».

Приняв в июне 1984 г. «Семейный кодекс», в целом соответствовавший шариату, Ш. Бенджедид формально следовал тактике X. Бумедьена в борьбе с исламистами. Как известно, с осени 1970 г. правительство развернуло кампанию против тлетворного влияния западной культуры и западного образа жизни, космополитизма, перехватив лозунги «Аль-Кыям». Однако до этого он нанес удар по этой ассоциации и запретил ее. Ш. Бенджедид, приняв «Семейный кодекс», не нанес упреждающего удара по усиливавшемуся исламистскому движению. Кроме того, успеху X. Бумедьена в борьбе против «Аль-Кыям» способствовал рост его популярности в связи с подписанием выгодных для Алжира франко-алжирских соглашений (29 июля 1965 г.) о новых условиях эксплуатации месторождений углеводородов, национализациями иностранных банков и компаний в 1967–1968 и 1971 гг. Напротив, престиж его преемника был гораздо ниже. Широкую огласку получила причастность Ш. Бенджедида к коррупции.

Заметная активизация исламистского движения происходит в середине 80-х годов. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что если в ноябре 1982 г. в демонстрации исламистов в столице участвовали 10 тысяч человек, то в похоронах одного из лидеров исламистов А. Султани в апреле 1984 г. участвовали уже 25 тысяч человек. Двойственность политики правительства по отношению к исламистам была продемонстрирована присутствием на этих похоронах официальных представителей министерства религиозных дел. Ввиду такой демонстрации силы исламистами суд над ними, назначенный на 13 мая, был перенесен. Более того, был освобожден ряд исламистов, в том числе их лидеры А. Мадани и А. Сахнун. Судебные приговоры, вынесенные исламистам 1 сентября 1984 г. и в апреле 1985 г., были относительно мягкими. Среди приговоренных заочно был М. Буяли, ускользавший от правосудия с 1982 г. Он был участником войны за освобождение 1954–1962 гг. и прекрасно знал Атласские горы. В августе 1985 г. М. Буяли начал там проводить боевые операции, и лишь в начале января 1987 г. его группа была уничтожена. Вряд ли М. Буяли мог продержаться так долго без помощи местных жителей. У подножия Атласских гор расположено много небольших городов, переполненных мигрантами из горских деревень. Острые социально-экономические проблемы, с которыми они столкнулись в городах, делали их восприимчивыми к лозунгам исламистов. Этот случай с М. Буяли показал, с какими трудностями пришлось бы столкнуться власти в случае развертывания партизанской войны в горах.

В плане развития на 1980–1984 гг. предусматривалась активизация деятельности частного сектора в интересах общего экономического развития при сохранении доминирующего положения государственного сектора. В первой половине 80-х годов прекратилось осуществление аграрной революции. Были ликвидированы тысячи кооперативов, началась продажа государственных земель частным лицам. В январе 1986 г. после обсуждения на партийных и профсоюзных собраниях и внесения поправок в силу вступил новый вариант Национальной хартии. В ней были отражены усиление роли ислама в общественно-политической жизни страны и переход к политике либерализации экономики. В частности, подчеркивалось большое значение изучения религиозных дисциплин в алжирской школе.

В первой декаде октября 1988 г. Алжир потрясли бурные массовые волнения, в которых участвовала преимущественно молодежь. 4–5 октября они произошли в столице, а 6–8 октября – в других городах. Все они были жестоко подавлены армией с применением танков. Волнения были вызваны резким ухудшением социально-экономической ситуации после обвального падения цен на нефть в 1985–1986 гг.: рост цен на продовольственные товары и предметы первой необходимости, увеличение безработицы вследствие сокращения производства и свертывания экономических программ, нехватка средств на социальные нужды, рост расходов на выплату внешнего долга и его обслуживание. Другая причина заключалась в углублении экономической либерализации, приведшей к закрытию многих предприятий и заметному усилению миграции из сельской местности в города.

10 октября Ш. Бенджедид пообещал алжирцам представить программу социально-экономических и политических реформ. В частности, он предложил позволить не членам ФНО выдвигать свои кандидатуры на парламентских выборах. Премьер-министр должен был нести ответственность не перед президентом, а перед парламентом. Был поставлен вопрос о пересмотре конституции. Президент обещал установить эффективный контроль над ценами. 3 ноября за предложенные реформы на референдуме высказались 92,1% проголосовавших алжирцев.

В конце ноября съезд ФНО одобрил чрезвычайную программу социально-экономического развития: меры по увеличению занятости населения, развитию здравоохранения и образования, стабилизации цен на некоторые продовольственные товары. Съезд принял решение о введении плюрализма в рамках ФНО, о преобразовании ФНО в объединение патриотических сил, о реорганизации армейского руководства (в начале декабря были смещены шесть высших офицеров в ответ на критику действий армии в начале октября).

22 декабря 1988 г. Ш. Бенджедид был избран президентом на третий срок, получив 81% голосов, что явилось неожиданностью. По-видимому, многие алжирцы поддержали его за провозглашенную им программу экономических и политических реформ, вестернизированные слои населения – из-за опасений прихода к власти исламистов.

23 февраля 1989 г. на референдуме была принята новая конституция. В ней уже не говорилось о необратимости пути к социализму и вообще о социализме. Произошло полное разделение между государством и правящей партией ФНО. В июле Национальное народное собрание приняло закон, разрешавший создание политических партий, но только не на корпоративной или религиозной основе. Однако эта оговорка фактически не действовала, поскольку в общественно-политической жизни открыто участвовал исламистский Исламский фронт спасения (ИФС); в том же месяце парламент принял закон о выборах, позволявший оппозиционным партиям выдвигать своих кандидатов на парламентских выборах.

ИФС, крупнейшая исламистская организация Алжира, был создан 18 февраля 1989 г. Он обнародовал свою политическую и социальную программу 7 марта на собрании в мечети Ибн Бадиса в Кубе (г. Алжир). Она была опубликована в «Трибюн д'октобр» от 25 июля 1989 г. ИФС был легализован как политическая партия 16 сентября. ИФС считает неразделимыми религию и политику, и религия должна оказывать определяющее влияние на политику и общество. Основой законодательства должен быть шариат. ИФС энергично боролся против социалистической идеологии. Особое беспокойство в обществе вызывало требование ИФС о форсированной арабизации ввиду большого удельного веса берберов в населении страны.

Руководители и идеологи ИФС, как убедительно показал арабский исследователь А. Дифрауи в книге, изданной под редакцией французского исламоведа и социолога Ж. Кепеля, являлись убежденными противниками демократии, по крайней мере на начальном этапе существования этой организации. В качестве источников А. Дифрауи использовал статьи в еженедельнике ИФС «Аль-Мункид», опубликованные осенью 1990 г. в номерах 23, 24 и 25. Первые две статьи были напечатаны за подписью Абу Абд аль-Фаттаха бен Хаджа, а третья – Абу Абд аль-Фаттаха. Вероятнее всего, по мнению А. Дифрауи, все эти три статьи принадлежали перу А.Бенхаджа. А. Дифрауи использовал в своей главе книги также проект политической программы ИФС, аудиокассеты с выступлениями на собраниях и проповедями основных лидеров ИФС (А. Мадани, А. Бенхаджа, А. Хашани) в течение 1991 г., около 30 интервью с активистами ИФС в декабре 1991 г. и в январе-феврале 1992 г. и некоторые другие материалы. Отношение ИФС к демократии, как отметил автор, характеризовалось двойственностью: с одной стороны, демократия была для ИФС своего рода троянским конем для быстрого овладения властью, с другой, проводилась беспощадная критика демократии с целью лишить легитимности правящий режим и демократические партии и легитимизировать исламское государство. Свое участие в выборах ИФС, отметая обвинение в измене исламским идеалам, оправдывал тем, что соблюдение норм «джахи-лийской» демократии носит временный характер и является наилучшим средством быстрого завоевания власти ради уничтожения той самой системы, которая позволяет исламистам прийти к власти.

В критике лидерами ИФС демократии можно выделить следующие три направления:

– Собственно «исламистская критика», критика концепций верховной власти народа, источников власти и легитимности, личной свободы. Она основана на синтезе таких теоретиков фундаментализма, как С. Кутб или Маудуди. Маудуди призывал бороться с тремя основами западной цивилизации – секуляризмом, национальным государством и демократией. По мнению Маудуди, человек оказался на «троне Аллаха» и получил возможность издавать законы. Это чревато несчастиями для людей; высшая власть Аллаха и халифат правоверных должны заменить верховную власть народа.

– «Историко-теоретическое». Исламисты приводят примеры из истории, чтобы показать противоречивость концепции демократии. Например: Франция была демократической страной, и Алжир был ее частью до 1962 г., но алжирцы не имели никаких прав. Демократия характеризовалась то как тирания, то как правление элиты.

– Популистское. Исламисты обвиняют демократию во всех бедах, постигших людей: от СПИДа до социальной несправедливости.

Исламистская партия выступала за стимулирование частного сектора, более низкие налоги, приватизацию государственных предприятий и земель.

Проявляя враждебность по отношению к бывшей метрополии, франкоязычной элите и интеллигенции, ИФС был готов развивать экономические связи с другими западными странами, в особенности с США. Боевики ИФС воздерживались от нападений на американских граждан в Алжире. В 1994 г. в Вашингтоне открылось информационное бюро ИФС, которое пыталось придать этой организации умеренный имидж.

В ИФС существовали умеренное крыло, возглавлявшееся А. Мадани, и радикальное, основными лидерами которого были А. Бенхадж, Ж. Сахнуни и А. Хашани. Умеренные стремились вводить шариат постепенно, демократическим путем, были готовы действовать в рамках многопартийной системы. Радикалы настаивали на немедленном введении шариата. Некоторые из них угрожали в случае прихода к власти на парламентских выборах запретить светские партии.

Социальной базой ИФС была в основном молодежь моложе 30 лет, особенно страдавшая от безработицы, как неграмотные молодые люди, так и учащиеся средних школ, студенты, выпускники школ, дипломированные специалисты. ИФС поддерживала часть торговой буржуазии, оказывавшая исламистам значительную финансовую помощь. Она заняла сторону исламистов, так как те обещали снизить налоги, ослабить вмешательство государства в экономику, стимулировать частный сектор, бороться с коррупцией. ИФС оказывал некоторое влияние на традиционалистски ориентированных представителей буржуазии, интеллигенции и военнослужащих.

ИФС удалось проникнуть в армию, привлечь на свою сторону некоторых военнослужащих. В декабре 1992 г. состоялся суд над 90 бывшими военнослужащими, в том числе офицерами, которые были обвинены в терроризме и антиправительственной пропаганде. 19 из них (15 заочно) были приговорены к смертной казни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.