Рефераты. Анализ механизма международно-правового регулирования миротворческих операций ООН по поддержанию мира

Необходимо делать акцент на увеличении ресурсов для урегулирования конфликтов, улучшении качества планирования, согласованности работы всех звеньев системы, реорганизации, повышении быстроты ее развертывания и оперативности, на адекватном выполнении мандатов ОПМ, вопросах подготовки персонала и обеспечении его безопасности. В целом в последние годы главный вектор эволюции миротворчества определяет перестройка сферы ОПМ, на которую приходятся основные нагрузки в деятельности ООН по обеспечению мира на планете.

Подводя итог данной главы можно сделать следующие выводы.

Правовое обеспечение миротворческих операций ООН вытекает из подразумеваемых полномочий ООН, направленных на достижение их главной цели: поддержания международного мира и безопасности посредством принятия эффективных коллективных мер. Тот факт, что Устав ООН прямо предусматривает в главе VII определенные меры, представляющие собой принудительную акцию, направленную против агрессора, не может означать исключения или запрещения других действий, предназначенных для того, чтобы обеспечить в иной форме достижения основных целей ООН.

За более чем полувековой опыт проведения миротворческих операций ООН сложились практика их осуществления и соответствующие международно-правовые нормы, которые развиваются и изменяются в связи с расширением диапазона миротворческих операций ООН. Были наработаны, утвердились в практике и стали общепризнанными основные принципы планирования и проведения ОПМ (принципы согласия, беспристрастности и неприменения силы за исключением случаев самообороны), разработаны стандартные оперативные процедуры деятельности ОПМ, типовые соглашения о статусе сил и статусе миссий в странах пребывания ОПМ и др.

В ООН создан Департамент операций по поддержанию мира, который служит в качестве оперативного подразделения Генерального секретаря для всех операций по поддержанию мира ООН и отвечает за осуществление руководства, управление, планирование и подготовку этих операций.




3. Участие Республики Беларусь в осуществлении миротворческих операций


3.1 Взаимодействие Республики Беларусь и ООН по вопросам миротворчества


Организация Объединенных Наций – крупнейшая универсальная международная организация, в рамках которой государства – члены ищут пути решения насущных международных проблем и реализации своих национальных интересов [40, c. 100].

Международные механизмы участия Беларуси в международных операциях, связанных с миротворчеством Республика Беларусь, активно участвуя во многих сферах деятельности Организации Объединенных Наций и являясь сторонником безопасности на европейском континенте, по ряду объективных причин не принимала участия в активных фазах операций по поддержанию мира, ограничиваясь направлением белорусских гражданских специалистов в состав миротворческих миссий ООН и ОБСЕ в постконфликтных государствах (Сербия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Косово, Грузия, Нагорный Карабах). Произошедшие за последние 15 лет геополитические изменения, смена биполярной системы на однополярную снизили вероятность глобального противостояния и вывели в число основных угроз международной безопасности региональные конфликты и международный терроризм. Эта тенденция отразилось и на операциях по поддержанию мира. За последние десять лет под эгидой ООН в мире было проведено больше операций по поддержанию мира, чем за предыдущие 40 лет, при этом существенно изменилось их содержание. В настоящее время миротворческие операции или операции по поддержанию мира включают в себя политический, гражданский, гуманитарный и военный компоненты [36, c. 127].

1 октября 2001 года в штаб-квартире ООН был подписан Меморандум о взаимопонимании между Республикой Беларусь и ООН в отношении участия Беларуси в системе резервных соглашений. В приложении к нему зафиксирована принципиальная готовность Беларуси предоставить 32 белорусских специалиста для возможного включения в состав сил гражданской полиции ООН. По результатам отбора девять кандидатов были официально зачислены в резерв сил гражданской полиции ООН. С Секретариатом ООН была достигнута договоренность о возможности направления белорусских специалистов на контрактной основе на период от 6 до 12 месяцев в состав миротворческих миссий в Боснии и Герцеговине, Косово и Восточном Тиморе [20, c. 49].

С учетом принятых руководством страны решений о целесообразности расширения участия в миротворческой деятельности, включая ее военные компоненты, в Беларуси в 2002–2004 годах была создана нормативная правовая база, определяющая порядок участия белорусских представителей в миротворческих операциях. Ее основой стал Закон «О порядке направления военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, а также гражданского персонала за пределы Республики Беларусь для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности». Закон предусматривает возможность участия представителей Республики Беларусь в операциях по поддержанию мира, предпринимаемых Советом Безопасности ООН в соответствии с Уставом ООН, региональными международными организациями, либо в рамках региональных международных организаций или соглашений Республики Беларусь.

Участие представителей Республики Беларусь в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности может включать наблюдение и контроль за соблюдением соглашений о прекращении огня и других враждебных действий, разъединение конфликтующих сторон, разоружение и расформирование их подразделений, производство инженерных и иных работ, содействие в решении проблемы беженцев, оказание медицинской, иной гуманитарной помощи, выполнение полицейских и других функций по обеспечению безопасности населения и соблюдению прав человека, а также осуществление в соответствии с Уставом ООН международных принудительных действий.

Законом Республики Беларусь «О порядке направления военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, а также гражданского персонала за пределы Республики Беларусь для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности» предусматривает не только участие гражданского контингента в миротворческих операциях (гражданские полицейские, наблюдатели, гражданские специалисты миссий в постконфликтных зонах и т.д.), но и возможность, в случае принятия решения Президентом Республики Беларусь, направления вооруженных контингентов для выполнения миротворческих задач [28]. Гарантирует правовую и социальную защиту военнослужащим и гражданским специалистам, принимающим участие в операциях по поддержанию мира. Основной задачей при подготовки сил, выделенных для участия в миротворческих операциях, поисково-спасательных операциях и в операциях по оказанию гуманитарной помощи является достижение их оперативной совместимости с международными контингентами по поддержанию мира [28].

В 2004 году на Саммите Совета евроатлантического партнерства в Стамбуле белорусской делегацией было заявлено о намерении Беларуси подготовить собственный миротворческий воинский контингент с использованием, в частности, механизмов НАТО. Одним из основных механизмов обеспечения оперативной совместимости для участия в совместных операциях по поддержанию мира, является Процесс планирования и оценки сил программы «Партнерство ради мира», в котором Беларусь участвует с 2004 года. На республиканском уровне работа по подготовке миротворческого потенциала Республики Беларусь анализирована следующим образом: Министерство иностранных Дел организует внешнеполитическое обеспечение подготовки к участию Республики Беларусь в миротворческих миссиях, в том числе оказывает содействие в направлении на обучение в специализированные центры потенциальных военных и гражданских наблюдателей – практические мероприятия, связанные с подготовкой военного компонента миротворческой деятельности осуществляет Министерство обороны Республики Беларусь [14, c. 123].

Анализ практики участия специалистов Беларуси в миротворческих миссиях ОБСЕ и опыт отбора кандидатов в миссии ОБСЕ на Балканах и в состав сил гражданской полиции ООН свидетельствует о значительном кадровом потенциале Республики Беларусь для участия в операциях по поддержанию мира. Как представляется, активная позиция Беларуси при формировании миротворческих сил ООН значительно повысит международный авторитет нашей страны в рамках системы ООН и политический авторитет в мире, повлечет за собой практическую выгоду, как для вооруженных сил нашей страны, так и для республиканского бюджета.

Таким образом, в 2000 году руководством страны была одобрена концепция постепенного расширения участия белорусских граждан в операциях ООН по поддержанию мира (ОПМ). В рамках реализации этой концепции 1 октября 2001 года в Нью-Йорке подписан Меморандум о взаимопонимании между Республикой Беларусь и ООН в отношении участия нашей страны в системе резервных соглашений ООН.



3.2 Особенности участия Республики Беларусь в миротворческих операциях в рамках региональных организаций


Беларусь – соучредитель крупной региональной организации – Содружества Независимых Государств (СНГ), в которую входят 11 стран бывшего Советского Союза. Штаб-квартира (Исполнительный комитет) этой организации размещена в столице нашей страны Минске. С марта 1994 года СНГ имеет статус наблюдателя при ООН.

Важной составляющей внешней политики белорусского государства является участие в процессах региональной безопасности. Прежде всего, речь идет о членстве Беларуси в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую помимо нашей страны вошли Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. ОДКБ существует с целью укрепления стабильности в Евразийском регионе, противодействия распространению на континенте терроризма и экстремизма, проведения совместных миротворческих операций в регионе.

В феврале 2004 года в рамках ОДКБ было принято решение о создании сил специального назначения. В настоящее время ведется работа над формированием контингента миротворческих сил ОДКБ [27].

Беларусь заинтересована в налаживании диалога ОДКБ со всеми организациями, работающими в сфере международной безопасности на европейском континенте, и в первую очередь с НАТО и ОБСЕ.

Миротворческая деятельность СНГ стала ответом на вызовы времени, на угрозы коллективной безопасности, безопасности каждого из входящих в него государств. Эти угрозы поставили Содружество перед необходимостью экстренно создавать нормативно-правовую базу миротворчества и параллельно развертывать операции по поддержанию мира, овладевать одновременно теорией и практикой все аспектов деятельности по предотвращению и урегулированию конфликтов, изучать имеющийся у мирового сообщества опыт и адаптировать его ж нашим конкретным условиям [45, с. 8]

Правовой основой для миротворчества на территории СНГ являются: Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных сипах по поддержанию мира в СНГ от 20 марта 1992 г. Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира 1992 г.; Протокол: о комплектовании, структуре, материально-техническом и финансовом обеспечении этих Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира от 15 мая 1992 г., Протокол о временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в зонах конфликтов между государствами и в государствах-участниках СНГ от 16 июля 1992 г., С оглашение о коллективных миротворческих силах н совместных мерах по их материально-техническому обеспечению от 24 сентября 1993 г. [45, с. 10].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.