1. Группа общего планирования
2. Группа по организации миссий
3. Группа управления резервными соглашениями.
Деятельность ООН по поддержанию мира является выражением коллективной воли государств-членов по оказанию содействия нуждающимся обществам в переходе от состояния вооруженного конфликта к устойчивому миру.
Обязательства стран-членов, касающиеся осуществления данной цели, стали причиной создания Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ).
Департамент операций по поддержанию мира:
a) служит в качестве оперативного подразделения Генерального секретаря для всех операций по поддержанию мира Организации Объединенных Наций и отвечает за осуществление руководства, управление, планирование и подготовку этих операций [31];
b) обеспечивает основные услуги для Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи в отношении всех операций по поддержанию мира;
c) подготавливает доклады Генерального секретаря Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее по мере необходимости по отдельным операциям по поддержанию мира, вопросам поддержания мира в целом и разминированию;
d) служит в качестве координационного центра Организации Объединенных Наций по вопросам разминирования, координирует всю деятельность Организации Объединенных Наций по разминированию, разрабатывает и обеспечивает по мере необходимости программы разминирования в ситуациях поддержания мира и чрезвычайных ситуациях и осуществляет управление целевым фондом для добровольных взносов на оказание помощи в разминировании [31];
e) предоставляет основные и секретариатские услуги Специальному комитету по операциям по поддержанию мира;
f) на основе решений Совета Безопасности разрабатывает политику и процедуры для учреждения новых операций по поддержанию мира и эффективного функционирования текущих операций;
g) обеспечивает через посредство переговоров с правительствами предоставление военных подразделений и снаряжения, а также другого военного, гражданского полицейского и гражданского персонала, необходимого для операций по поддержанию мира;
h) разрабатывает оперативные планы и методологию для многоплановых операций; осуществляет заблаговременное планирование для возможных новых операций по поддержанию мира и связанных с ними мероприятий;
i) предлагает требования в отношении ресурсов для этих операций Контролеру для подготовки и представления бюджетов в руководящие органы на утверждение; осуществляет наблюдение и контроль за средствами из регулярного бюджета и внебюджетными средствами, связанными с деятельностью по поддержанию мира;
j) предоставляет материально-техническую и административную поддержку для операций по поддержанию мира, а также для других полевых отделений и миссий по мере необходимости;
k) поддерживает контакты со сторонами в конфликтах и членами Совета Безопасности в отношении эффективного осуществления решений Совета Безопасности; поддерживает связь с государствами-членами, учреждениями системы Организации Объединенных Наций и неправительственными организациями и координирует с другими образованиями их участие в операциях по поддержанию мира;
l) готовит руководящие указания и принципы по вопросам подготовки кадров для государств-членов, предоставляющих контингенты, для операций по поддержанию мира [31].
В состав Департамента входят следующие организационные подразделения, функции которых указаны в настоящем бюллетене.
Департамент возлагает заместитель Генерального секретаря по операциям по поддержанию мира.
Управление операций возглавляет помощник Генерального секретаря, который подчиняется заместителю Генерального секретаря. В состав Управления входят три региональных отдела и Ситуационный центр.
Конкретные операции по поддержанию мира подпадают под компетенцию одного из соответствующих региональных отделов, а именно Отдела Африки, Отдела Азии и Ближнего Востока и Отдела Европы и Латинской Америки. Каждый отдел возглавляется директором, который подчиняется помощнику Генерального секретаря, Управление операций [31].
Основными функциями Управления операций являются следующие:
a) осуществление повседневного административного руководства операциями по поддержанию мира, включая руководство основной деятельностью на местах, координацию и обобщение вкладов других управлений в рамках Департамента операций по поддержанию мира, а также других департаментов, учреждений и программ в целях содействия осуществлению мандатов и достижению стратегических целей, установленных Советом Безопасности для операций;
b) разработка и достижение соглашений в отношении проблем, с которыми сталкиваются операции по поддержанию мира, и нахождение решений для таких проблем, а также оказание этим операциям политической и основной поддержки в отношениях со сторонами в конфликте и другими заинтересованными сторонами и доведение их озабоченностей до сведения членов Совета Безопасности и стран, предоставляющих контингенты, и наоборот;
c) осуществление надзора за процессом планирования для новых миссий путем обеспечения общих рамок, разработка вариантов для осуществления деятельности, руководство деятельностью миссий по выяснению обстановки на местах и координация и обобщение вкладов в рамках Департамента и других подразделений, включая военные, полицейские, гуманитарные, избирательные, правозащитные и другие аспекты в рамках всеобъемлющего плана, представляемого на утверждение Совету Безопасности;
d) выполнение обязательств Генерального секретаря по представлению докладов об операциях по поддержанию мира Совету Безопасности [31].
Руководство Ситуационным центром осуществляет начальник, который подчиняется помощнику Генерального секретаря, Управление операций.
Основные функции Ситуационного центра состоят в следующем:
a) поддержание круглосуточной связи с операциями на местах;
b) сбор и распространение всей соответствующей информации для тех, кто имеет к этому отношение;
c) осуществление деятельности в качестве пункта связи в нерабочие часы и принятие срочных мер, которые могут оказаться необходимыми с должным учетом установленных процедур;
d) обеспечение постоянного контроля за кризисными ситуациями, а также баз данных, карт районов и других справочных материалов [31].
Таким образом, департамент операций по поддержанию мира служит в качестве оперативного подразделения Генерального секретаря для всех операций по поддержанию мира ООН и отвечает за осуществление руководства, управление, планирование и подготовку этих операций.
Со времени своего создания ООН провела 60 операций по поддержанию мира, первая из которых началась на Ближнем Востоке в мае 1948 г. и одна из последних в августе 2006 году в Тимор-Лесте. На 2007 г. под эгидой ООН проводилось 16 операций ООН которые использовали вооруженный контингент в целях поддержания мира и для активного проведения многоплановой операции политического характера с целью обеспечить независимость отдельно взятой страны путем проведения свободных выборов под контролем ООН [10, c. 3].
Подобную операцию ООН осуществила в Намибии в апреле 1989 марте 1990 года, что положило начало широкому использованию сил гражданской полиции для поддержания миротворчества. В 1990-е годы в Африке была проведена первая совместная операция в рамках миссии наблюдателей ООН в Либерии, состоящей из общего представителя ООН и Организации африканского единства. Размещенные в Либерии в 1993 г. посланцы ООН тесно сотрудничали с группой военных наблюдателей Экономического сообщества стран Западной Африки, что принесло свои плоды. Так в 1997 г. гражданская война в Либерии прекратилась, с помощью и под наблюдением миротворцев двух организаций были проведены всеобщие выборы [34, c. 89].
Однако в отдельных случаях подобные операции стали принимать форму гуманитарных интервенций при навязываемом лидерстве США среди военного контингента ООН. Именно это характеризовало большинство гуманитарного вмешательства 90-х годов от Сомали до Косова. Экспедиция в Сомали основывалась на единогласно принятой Советом Безопасности ООН резолюции и была начата в 1992 г. по прямой просьбе Генерального секретаря ООН. Всеобщее согласие на проведение этой акции исчезло, как только миссия по поддержанию мира превратилась в миссию по его созданию, что выразилось в отказе осуществлять контроль за соблюдением обязательств, добровольно взятых на себя обеими враждующими сторонами, и решения стали силой навязываться то одной, то другой стороне [34, c. 91].
Миротворческая операция на Гаити в сентябре 1994 г. еще более показала стремление США играть лидирующую роль среди вооруженного контингента ООН, направленного в эту страну для восстановления гражданского правления. Тогдашняя администрация Клинтона пошла даже на то, что отвергла услуги региональной структуры, специально созданной для таких целей, Организации американских государств. Агрессия стран НА ТО в Югославию означала отход от международных норм, на которых эти страны настаивали на протяжении всего периода холодной войны, и вызвала негативную реакцию большинства государств во всем мире. Вторгшись в Косово в роли защитников всеобщих гуманитарных принципов, США практически противопоставили свою политику гуманитарной интервенции основополагающим принципам миротворчества ООН [44, c. 8].
Все это привело к тому, что в конце 1990-х годов методы и принципы миротворческой деятельности ООН стали подвергаться критике. На встрече представителей 188 государств мира, проведенной 8 сентября 2000 г. в Нью-Йорке, особое внимание было уделено теме миротворчества ООН. Большинство представителей выступили с критикой тенденций развития этой важнейшей стороны деятельности ООН [24, c. 147].
В основном это касалось несоответствия мандатов Совета Безопасности ООН реальной обстановке, многочисленным проблемам, связанным с угрозой безопасности персоналу ООН, медленного развертывания контингентов. В 2005 и 2006 гг. Генеральная Ассамблея провела масштабные дискуссии по проблемам реформирования деятельности ООН. Предметом обсуждения были вопросы по уточнению правил, в каких случаях принимается решение о применении военной силы, а также принятия согласованного определения терроризма.
В годы холодной войны ООН осуществляла свою деятельность главным образом в отсталых регионах, где было мало современного оружия и миротворцам было несложно соблюдать принцип неучастия в боевых действиях. Но когда конфликты начали разгораться в самой Европе, где враждующие стороны обладают более современным оружием, включая артиллерию и авиацию, традиционные принципы миротворчества ООН проявили себя не лучшим образом [44, c. 57].
Особенно острой критике была подвергнута деятельность миротворческих сил ООН в Боснии, где миротворцы оказались не способны гарантировать неприкосновенность провозглашенных ими районов безопасности.
В последние годы в решении проблем миротворчества ООН наблюдается определенного рода модернизация, на что обращал внимание президент РФ в Послании Федеральному собранию. Разумеется, модернизация и повышение эффективности работы международных организаций необходимы [11, c. 57].
Это проявляется в расширении партнерства, в том, что ни одна из миротворческих операций не является чисто военной, всегда включая в той или иной форме гражданский компонент, во включении в сферу миротворческой деятельности все большего числа стран и регионов, в многофункциональности самих миротворческих операций. Ставится задача решения самого актуального для ООН вопроса повышения эффективности миротворческого механизма. Прошлые структуры этого механизма сложились в результате импровизации и плохо приспособлены к современным реалиям. Как следствие в 2000 и 2001 гг. не столько само урегулирование локальных конфликтов, сколько реформирование его механизмов выдвинулось в качестве одного из магистральных направлений деятельности ООН.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7