Рефераты. Занятость и безработица. Принципы функционирования и тенденции развития рынка рабочей силы

Полнота и рациональность в комплексе определяют эффективность занятости, т. е. обеспечиваемый ею оптимальный социально-экономический результат в определенное время и при конкретных условиях.

Система показателей эффективности занятости населения включает уровень трудового участия населения, отражающий долю трудоспособного населения, вовлеченного в различные формы и виды экономической деятельности, распределение рабочей силы по отраслям и сферам хозяйствования, фондо- и энерговооруженность работников, организацию трудового процесса, которая определяется расстановкой и использованием рабочей силы непосредственно на рабочих местах.

Занятость населения реализуется через конкретные формы включения работника в экономическую систему. Наиболее распространенными среди них являются наемный труд по трудовому соглашению в государственном секторе, на объектах коллективной или частной собственности без распоряжения ее индивидуальной частью, личный труд на объектах, где работник имеет свою долю акций, паевой взнос, т. е. является совместным собственником, личный труд собственника средств производства, когда он является и собственником, и работником, работа на арендованных средствах производства, работа в совместном предприятии, надомный труд, общественные работы и т. п.

Сохранение работы не означает сохранения конкретного рабочего места. Предоставление работнику временной работы не обязательно соответствует eгo профессионально-квалификационным способностям.

Важную роль в обеспечении как можно более полной занятости в Украине в период формирования рыночных отношений могут играть общественные работы, которые организуются с целью решения особо острых местных проблем. Это удобный способ занятия тех, кто высвобождается из отраслей хозяйства вследствие временных экономических трудностей, разрыва договорных связей и др.

Переход к рыночным отношениям в Украине требует новой концепции занятости и эффективного воспроизводства трудового потенциала в каждом регионе, ориентации не на "усредненного" человека, а на конкретные социальные и демографические слои населения.

Региональные особенности занятости определяются системой показателей, основными среди которых являются:

1) доля трудоактивного населения (в количественной и качественной оценке) в структуре населения региона;

2) региональный уровень безработных;

3) производство ВНП на одного работающего в регионе;

4) уровень заработной платы, совокупного дохода на одного занятого в регионе;

5) показатели миграционных процессов (город — село, между регионами, внутри отраслей и сфер занятости региона).

Конвенция Международной организации труда (1988 г.) о содействии занятости и защите от безработицы предусматривает, что государства, которые к ней присоединились (в том числе Украина), всеми соответствующими способами будут осуществлять политику содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Занятость населения Украины должна обеспечиваться путем проведения активной социально-экономической политики, направленной на удовлетворение потребностей в добровольном выборе вида деятельности, стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства.

С целью обеспечения занятости населения в Украине предусмотрен комплекс мер, среди которых наиболее важны следующие:

- инвестиционные и налоговые меры, направленные на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, поощрение предпринимательства, создание новых технологий, новых малых предприятий, применение гибких режимов труда (сокращенного рабочего дня, работы на дому и др.), которые содействуют сохранению и развитию системы рабочих мест;

- обеспечение прав и интересов работников через совершенствование законодательства о занятости населения и труде, создание благоприятных условий на производстве;

- проведение аналитических и научных исследований экономической структуры и прогнозирование изменений в качестве и распределении рабочей силы;

- регулирование внешнеэкономической деятельности в части привлечения и использования иностранной рабочей силы на основе квотирования и лицензирования, а также обеспечения своим гражданам права работать за границей;

- содействие (со стороны предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности) при потребности созданию дополнительных рабочих мест, а также улучшению условий труда в общественном производстве.

В реализации этих мер особое место принадлежит государственным и территориальным программам занятости населения, государственным службам и фонду содействия занятости, соответствующим координационным комитетам при участии профсоюзов и собственников предприятий.

3. Рынок рабочей силы

Важную роль в формировании структуры и занятости совокупного работника играет рынок рабочей силы. Он является неотъемлемой составной частью системы рыночного хозяйства.

Основные направления экономической политики Украины на современном этапе предусматривают формирование на протяжении определенного соответствующего времени общегосударственного регулируемого эффективного рынка труда, разветвленной действенной службы занятости.

Рынок рабочей силы — это общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, особый, свойственный развитым товарно-денежным отношениям способ включения рабочей силы в экономическую систему. В условиях рыночной экономики рабочая сила выступает как товар и в этом сходна с другими товарами, поддается экономической оценке и оптимизации. Рынок рабочей силы характеризуется системой отношений между продавцами (собственниками) рабочей силы и ее покупателями, а также соответствующей инфраструктурой.

Главными субъектами рынка рабочей силы являются наемный работник и работодатель. Каждый из них имеет свою общественную форму и разветвленную структуру. Систему субъектов рынка рабочей силы дополняют посредники.

Принципы функционирования рынка рабочей силы следующие:

1) каждый индивидуум имеет право и возможность свободно продавать свою рабочую силу на условиях трудового найма по собственному выбору и желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем;

2) работодатель (предприниматель, производственный коллектив, государство и т. п.) сам решает, сколько и каких работников ему нанимать;

3) рабочие места создаются и регулируются государством не в большей мере, чем другими работодателями.

Систему трудовых отношений, возникающих на рынке рабочей силы, нельзя сужать к отношениям купли-продажи рабочей силы. Сущность рынка рабочей силы раскрывает также способ соединения факторов производства, сбалансированность трудовых ресурсов и рабочих мест, нормальное воспроизводство рабочей силы, регулирование миграционных процессов населения, в том числе и планово организованных перемещений рабочей силы, текучести кадров, неорганизованной миграции.

Элементами инфраструктуры рынка являются сфера регулирования заработной платы (законы, нормативные акты, соглашения, коллективные договоры, арбитражные органы) и компенсаций (пособия по безработице и др.), сеть касс и различные фонды, служба занятости и трудоустройства, система профориентации, профессиональной подготовки и переобучения трудовых ресурсов, профсоюзные организации и союзы работодателей и т. п.

Только рынок рабочей силы в состоянии определить действительную цену способностей работника, полезный эффект и долю каждого участника трудового процесса. Он предоставляет человеку экономическую свободу, возможность выбора не только сферы трудоустройства, но и образа жизни. Тем не менее каким будет этот выбор — зависит от многих субъективных и объективных причин, прежде всего от наличия у человека дохода, обеспеченности его, что связано, как правило, с обладанием собственностью.

Важными функциями рынка рабочей силы являются обеспечение рационализации производства и занятости, регулирование и рациональное размещение трудовых ресурсов, согласование экономических интересов в системе общественного разделения труда и др.

Формирование, функционирование, развитие рынка рабочей силы подчинены общим законам и тенденциям развития рыночной экономики.

Характер товара рабочая сила обусловливает взаимосвязь экономических, социальных, политических, природно-демографических, морально-этических, психологических факторов и процессов, влияющих на динамику рынка рабочей силы.

Среди особенностей функционирования товара рабочая сила как биосоциальной сущности следует выделить:

- гибкость, изменчивость, адаптивность (через сознание и анализ) к природной окружающей среде, способность к действию и противодействию;

- рабочая сила — активная сила, субъект и объект воспроизводственного процесса, элемент производительных сил и носитель экономических производственных отношений, реализатор экономических интересов и потребностей;

- способность самореализовываться, самопродаваться;

- способность создавать прибавочную стоимость, а не просто переносить часть своей стоимости;

- носитель рабочей силы является одновременно и потребителем благ;

- товар рабочая сила нельзя погрузить и произвольно переместить из одного географического пункта, региона в другой;

- со временем в процессе потребления товара рабочая сила в определенных границах происходит наращивание его качеств как потребительной стоимости;

- общество не может полностью контролировать процесс воспроизводства рабочей силы. Производителем своих качеств является прежде всего сам носитель рабочей силы, а также государство, коллектив и другие социумы окружающей среды;

- процесс ценообразования, показатели эластичности спроса и предложения товара рабочая сила имеют существенные различия; продажу рабочей силы нельзя отложить, ожидая более благоприятной экономической конъюнктуры, поскольку это для большинства населения является единственным источником обеспечения своего существования;

- такие явления, как запас, резерв, которые являются объективно необходимыми для обеспечения непрерывности процесса производства, в отношении рабочей силы всегда означают потери. Сохраненные и неиспользованные трудовые ресурсы являются потерянными для общества, поскольку их уже невозможно возвратить в производство.

Развитая рыночная экономика предоставляет возможность выбора различных способов включения человека в процесс хозяйствования. В современных условиях функционирования совокупного работника рынок делает актуальным как социальное партнерство, так и четкое разделение в сфере занятости прав и ответственности всех социальных субъектов — общества (в лице государства и его органов), производственных коллективов (в лице управляющих и собственников-предпринимателей), личности (в лице работника).

Трудовые отношения постоянно усложняются. Происходит трансформация отношений, основанных на противопоставлении работодателя и наемного работника, на обособлении исполнительного труда от управленческого, в отношения, базирующиеся на совместной ответственности за состояние дел на предприятии, партнерстве, конструктивном сотрудничестве.

Особенность развития рынка рабочей силы в современных условиях состоит в противоречивом взаимодействии процессов его регулирования и дерегулирования. Субъектами регулирования являются профсоюзы, объединения предпринимателей, государство. Ключевая проблема регулирования занятости — достижение оптимального сочетания высокой эффективности труда и надежных социальных гарантий в случае безработицы. Условием эффективного регулирования рынка рабочей силы является организация оперативного изучения и анализа конъюнктуры спроса на рабочую силу и предложения рабочих мест со стороны работодателя, а также ориентация совокупного работника при выборе сферы занятости и места работы. Важным инструментом здесь является коллективное тарифное соглашение, которое определяет размер заработной платы, продолжительность рабочего времени, отпуска, порядок найма и увольнения, формы компенсирования риска, систему социальных выплат и т. п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.