Рефераты. Взаимодействие в группе: управление коллективом

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

·                   Внешнегрупповая референтометрия

В современной психологии давно уже выделено как самостоятельное и важное понятие референтной группы - круга значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она - и в прямом контакте, и мысленно -соотносит свои оценки, действия и поступки. Естественно, что определение референтного круга является весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях.

По приведенной ниже методике определиться референты. Для этого тестируемым предлагается 10 вопросов-ситуаций (1-А) и список людей, окружающих их (1-Б). Далее выбираются по каждому вопросу-ситуации не менее двух человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо".

После осуществленного выбора следует отложить список 1-Б и по пятибалльной шкале (5,4,3,2,1) оценить каждое из выбранных лиц. Обработка полученных данных достаточно проста. Все упомянутые лица записываются в отдельный список без повторений, затем "оценки" лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения два-три лица, имеющие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу данного.

·                   Шкала психологической близости

Помимо референтности существует еще один параметр, описывающей отношения человека с другими людьми, - так называемая "психологическая близость". Степень ее различна для разных людей из привычного круга общения человека, и именно ее-то можно определить с помощью несколько модифицированной шкалы "симпатической дистанции" Д. Фелдса.

·                   Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная - 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

·                   Определение психологического климата группы

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет "психологической атмосферы" - также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.

 Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3). Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком "+" отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.

Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.

Однако возможна и более простая оценка - через периодический замер эмоциональных состояний с помощью созданной тем же Л.Н. Лутошкиным методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение и т.п. (и т.п. - потому, что возможности так называемых "цветовых тестов" очень велики, но их здесь невозможно раскрыть). При этом используются следующие цвета: красный - восторженное настроение; оранжевый - радостное; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное, уравновешенное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - уныние, полное разочарование, упадок сил

·                   Атмосфера в группе

Замерять психологическую атмосферу в группе, т.е. динамичную составляющую психологического климата, можно с помощью несложной методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие "дистанцию" между парами, кодируются по девятибалльной шкале слева направо по схеме:

Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценивать и по составляющим).

Дружелюбие - Враждебность

Согласие - Несогласие

Удовлетворенность - Неудовлетворенность

Увлеченность - Равнодушие

Продуктивность - Непродуктивность

Теплота - Холодность

Сотрудничество - Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка - Недоброжелательность

Занимательность - Скука

Успешность - Неуспешность и т.д.

·                   «Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе»

Авторами методики являются О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто. Методика разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Университета.

Опыт показывает, что проводимые исследования психологического климата, как правило, преследуют две цели:

1) подтверждение гипотезы о взаимосвязи между особенностями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов, т.е. предположения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различным психологическим климатом;

2) выработку конкретных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективе.

Если для решения второй группы задач необходимо создание в каждом случае специальной методики, то в первом случае, как показывает практика, возникает потребность делать периодические "срезы с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т.д. Такие измерения могут быть полезны, например, при изучении адаптации новых работников, отношения к труду, динамики текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.

 Психологический климат первичного трудового коллектива понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий "нравится - не нравится", "приятный - неприятный". При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий "желание - нежелание работать в данном коллективе", "желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга". Основной критерий когнического компонента - переменная "знание - незнание особенностей членов коллектива".

·                   Диагностика социально-психологического климата группы

Социально-психологический климат - наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений и процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности. К числу наиболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения "по горизонтали" и "по вертикали", содержание деятельности, некоторые ситуационные элементы деятельности. Особенности отражения членами группы этих объектов (явлений, процессов) выступают в качестве эмпирических показателей психологического климата.

Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Для разработки мероприятий по оптимизации психологического климата необходимо диагностировать его уровень развития и особенности, а также выявить те факторы, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития психологического климата.

В целом можно выделить следующие основные факторы формирования психологического климата:

1) характер производственных отношений того общества, составной частью которого является данная группа;

2) содержание, организация и условия трудовой деятельности;

3) особенности работы органов управления и самоуправления организации;

4) характер руководства;

5) степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;

6) социально-демографические и психологические особенности членов группы;

7) численность группы и др.

Данная методика позволяет определить уровень развития психологического климата группы относительно других групп в рамках одной организации, дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции и совершенствования психологического климата данной группы.

Таким образом, мы видим, что в практике управления трудовым коллективом, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления коллективом органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.

Направленность методов управления коллективом всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности - на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).



3                   Простейшие аспекты управления коллективом на примере ОАО «Заинский крекер»


Предприятие входит в список номинантов конкурса «Лучшие в Татарстане» и сохраняет лидирующие позиции в области качества.

«Заинский крекер» ведет свою летопись с 1974 года. Предприятие работает на территории Республики Татарстан в городе Заинск. Изначально оно было известно как «Заинский пищевой комплекс», а с 1986 года — как «Заинская кондитерская фабрика».

В декабре 2001 года фабрика была реорганизована в ОАО «Заинский крекер». Судьбоносным для предприятия стал приход на работу в марте 2002 года нового коммерческого директора Наиля Ринатовича Рахимова. В феврале 2003 года он был назначен генеральным директором ОАО «Заинский крекер». Коллектив отзывается о нем как об опытном руководителе и хозяйственнике нового типа. Талантливый организатор, в совершенстве владеющий методами и приемами управления коллективом, он пользуется заслуженным авторитетом и уважением как на предприятии, так и в городе.

Под его непосредственным руководством произошла новая организация предприятия; грамотное распределение финансовых потоков и дополнительные инвестиции позволили расширить производство.

Сегодня основным видом деятельности компании «Заинский крекер» является производство мучных кондитерских изделий: крекера, сахарного печенья и шоколадных конфет. Ассортимент продукции постоянно расширяется. Специалисты предприятия неустанно совершенствуют его качество, что делает продукцию еще более конкурентоспособной.

Стратегия долгосрочного развития компании «Заинский крекер» ориентирована на модернизацию производственных мощностей и внедрение новых технологий. Это позволяет производству быстро реагировать на изменения рыночного спроса и конкурентной среды, в течение 2-3 месяцев полностью изменяя ассортимент предлагаемой продукции. В этой во многом творческой работе с интересом принимает участие практически весь коллектив — от топ-менеджмента до специалистов производств и менеджеров по продажам.

Отправной точкой в разработке новых видов кондитерских изделий становятся пожелания потребителей, с которыми сталкиваются в своей повседневной работе менеджеры по продажам городского и регионального отделов продаж. Объединение полученной информации позволяет сформировать своего рода техническое задание на прообраз новой продукции. Одновременно с разработкой рецептуры отделом развития ведется создание новых форм и наименований, отвечающих критериям уникальности и патентоспособности. После чего к работе вновь подключается практически весь коллектив, выступая в роли экспертов на корпоративной дегустации, под впечатлением от вкуса новинки выбирающий лучшее из названий. В общей сложности производственный цикл от идеи до появления дегустационной партии способен занимать менее двух недель. Подобный инновационный принцип организации труда на практике объединяет коллектив, привносит в ежедневный кропотливый труд большинства сотрудников качественно новый смысл, повышающий заинтересованность в общих результатах, персональную ответственность за каждое из принятых решений. На предприятии уделяют значительное внимание постоянному совершенствованию квалификации каждого из своих сотрудников, поощряя участие в семинарах и тренингах, обеспечивая возможность посещения отраслевых всероссийских и международных выставок. За плечами каждого из специалистов высшего и среднего административного звена компании «Заинский крекер» по меньшей мере два высших образования, подтвержденных в том числе и международными стандартами. Работать на «Заинском крекере» очень престижно. Престижно потому, что цель компании — создание позитивного жизненного настроя. И компании это удается. Огромная роль в успешном развитии предприятия принадлежит генеральному директору Наилю Ринатовичу Рахимову — требовательному, грамотному руководителю. Кроме достойного вознаграждения за труд, масса усилий направляется на создание корпоративной культуры, которая определяет место каждого работника в обществе, способствует развитию личности.

Все выше перечисленное позволяет утверждать, что предприятие «Заинский крекер» по праву заслуживает статус надежного и перспективного партнера на рынке кондитерских изделий.

Таким образом, к числу основных факторов, способствующих эффективному управлению коллективом, нужно отнести умение руководителя использовать потенциал каждой личности в организации для выполнения поставленных задач, начиная от выработки решения и до непосредственного его исполнения с должным творчеством, высокой производительностью и соответствующим качеством. В деятельности управленческой структуры в большой степени сказывается использование учета влияния социальных факторов, оказывающих весьма сильное воздействие на хозяйственную деятельность. Мотивация и стимулирование труда любого специалиста или простого исполнителя, по существу, приобрело большое значение в практике управления данной организацией. Руководителем учитывается тот факт, что любая сложная техника в процессе своего функционирования не станет эффективной, если отсутствует заинтересованность в конечном результате ее создателя или пользователя, т.е. человека, возросла значимость живого интеллектуального участия в процессе деятельности организации. Менеджер не ограничился простейшими моделями природы внутренних побуждений человека, стимулирующих его целенаправленную деятельность, он использовал факт зависимости поведения объекта управления, а значит и результатов труда от того, насколько исполнитель заинтересован в своей деятельности.



Заключение


Управление, является до некоторой степени искусством. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчинённым в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы. Как правильно отмечает Аджирис: ''…эффективные руководители - это те, кто может вести себя по-разному - в зависимости от требований реальности''.

Руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости "человеческой инженерии" и владеть обширными гуманитарными, человековедческими знаниями.

Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

Современный подход к организации представляет собой сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывных адаптаций к изменениям внешней среды. Все это требует существенных изменений в принципах, методах и формах работы с человеком в организации.

Опытные руководители знают, что каждый член группы, получившей конкретное задание, будет реагировать на него по-своему, иногда и непредсказуемым образом. Поступки людей зависят не только от необходимости или их явных желаний, но и от скрытых в подсознании или приобретенных в результате воспитания многих сложных субъективных факторов. У одних людей заметна власть привычки, традиции, целой системы предрассудков и стереотипов поведения, другие поступают так, а не иначе, под влиянием нравственных принципов, социальных или политических идеалов. Человек реагирует на внешние события чаще всего импульсивно, без глубокого анализа причин и следствий. Образование, воспитание, возраст, опыт и многие другие факторы определяют реакции личности на среду. Руководитель должен знать сложность мотивационных тенденций личности и не удивляться неадекватности реакции людей на управляющие воздействия.

Человеческий потенциал, способность руководителя правильно поставить цель и эффективно распорядиться ресурсами становятся главным фактором успеха организации. На первый план выдвигаются проблемы управления человеческими ресурсами организации. Индивидуальный подход к человеку позволяет предприятию достичь лучших результатов.

Талантливый руководитель всегда выступает в роли примера для подражания среди подчиненных, коллег, равных по должности, и даже для более высоких начальников. Оригинальные методы управления, нормы поведения трудно передать путем бесед и нравоучений, они более эффективно передаются путем поведения, действий, которые можно наблюдать постоянно во время производственных контактов.



Список использованной литературы


1.       В.Р. Веснин «Менеджмент» учебник, ООО «Издательство Проспект», 2004

2.       #"#">#"#">#"#">#"#">http://www.lib.ua-ru.net/ Диссертационная работа Салиенко Н.В. «Формирование механизма эффективного управления деятельностью коллектива организации : научно-методологические основы».


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.