Рефераты. Взаимодействие в группе: управление коллективом

Взаимодействие в группе: управление коллективом

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Психология менеджмента»

Тема: Взаимодействие в группе: управление коллективом



Казань – 2010г.


Содержание


Введение

1 Теоретические основы управления коллективом

1.1 Понятие и признаки трудового коллектива

1.2 Виды коллективов

1.3 Психологические характеристики коллектива

2 Методологические основы управления коллективом

2.1 Управление трудовым коллективом

2.2 Методы управления коллективом

2.3 Методы изучения внутригрупповых отношений

3 Простейшие аспекты управления на примере предприятия ОАО «Заинский крекер»

Заключение

Список использованной литературы



Введение


Управление организацией - созданной людьми системой (группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей) - представляет собой сложную работу, также это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Руководство - отдельные менеджеры - должны признавать, что каждый работник представляет собой личность с неповторимыми переживаниями и запросами. Иначе говоря, руководство достигает целей организации через других людей.

Источниками нравственно-психологических болезней трудового коллектива, негативного поведения являются мысли и чувства работников. Единственный путь изменения поведения - это познание руководителем внутреннего мира человека и овладение перестройки его в позитивном настроении. Поэтому важное значение имеет высокая психологическая компетентность руководящих кадров.

Во-первых, нужны знания для самооценивания и самосовершенствования личности.

Во-вторых, следует иметь комплекс знаний и навыков общения с людьми.

В-третьих, необходима психолого-педагогическая компетентность, связанная с реализацией функции воспитателя подчиненных.

В-четвертых, нужны знания психологических закономерностей функционирования коллектива, так как руководитель должен точно оценивать межличностные и групповые отношения в организации и уметь гармонизировать их.

Способность умело строить деловые отношения, регулировать психологический климат - одни из главных признаков профессиональной пригодности менеджеров.

Основой любой организации являются люди, и без них функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив - формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания).

Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами.

Несомненно, исследования вопросов совершенствования механизмов эффективного управления коллективами организаций в современных условиях, вооружающих практиков конкретными научно-обоснованными рекомендациями, в том числе по формам и методам взаимодействия субъектов и объектов управления, является весьма важной, своевременной и актуальной задачей. Непрерывное изменение социально-экономической ситуации, особенно в условиях реформирования идеологического и хозяйственного устройства государственной системы, как это имеет место в России, требует постоянного совершенствования методов управления профессиональной деятельностью любого коллектива.

Без решения задачи повышения эффективности всех ключевых элементов механизма управления трудно рассчитывать на успех в деятельности любого промышленного предприятия или организации в современных условиях. Именно это обстоятельство делает проблему совершенствования форм и методов формирования механизма управления коллективом весьма актуальной.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение взаимодействия в группе: управление коллективом.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

·                   рассмотреть основные понятия и признаки трудового коллектива;

·                   изучить виды и классификации трудового коллектива;

·                   исследовать методы эффективного управления трудовым коллективом;

·                   проанализировать систему управления коллективом на предприятии ОАО «Заинский крекер»



1 Теоретические основы управления коллективом

1.1           Понятие и признаки трудового коллектива


Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе группы (совокупности лиц, объединенных в силу пространственной общности, деятельности, профессии, случайных обстоятельств и т. п.), всегда выступающей по отношению к другим группам как единое целое.

Группы бывают реальными и условными (участники объединены статистически по какому-то признаку), но в том и другом случае они существуют объективно.

Однако членство в реальной группе не означает, что люди постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять работу. Главное здесь — включение в определенную систему межличностных отношений.

Такие отношения могут быть взаимоположительными, взаимоотрицательными, или асимметричными. Гармоничными являются или только положительные, или только отрицательные отношения.

В организации группа может существовать как подразделение, проектная команда, комитет, бригада и проч., выступая при этом в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры.

В соответствии со степенью сплоченности участников выделяют несколько типов групп:

• группа-конгломерат (толпа), состоящая из лиц, случайно оказавшихся рядом и не связанных между собой;

• группа-объединение (стая) — временное образование для решения конкретных разовых проблем;

• группа-коллектив — чтобы считаться таковым, она должна удовлетворять нескольким признакам.

1.                 Наличие общей цели у всех ее членов. Как бы эта цель ни формировалась (в результате взаимного влияния, индивидуальных целей или постановки извне), она всегда будет одной для всех, а не просто одинаковой, схожей. Иначе группа являлась бы объединением. Пока отсутствует осознанная, разделяемая всеми цель, члены группы не в состоянии осуществлять рациональную деятельность, понимание значимости которой для человека является одной из основ коллектива.

2.                 Психологическое признание членами коллектива друг друга. В основе этого лежат общие интересы, идеалы, принципы, сходство или дополняемость характеров и т. п.

3.                 Психологическое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, направленное на достижение цели. В результате взаимодействия возможности группы оказываются большими, чем сумма возможностей ее участников в отдельности. На это существует несколько причин:

·                   Взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого человека.

·                   Вследствие неминуемо возникающей специализации труда удается существенно повысить ее производительность.

·                   В процессе совместной деятельности у участников помимо их воли возникает дух соревнования, мобилизующий скрытые резервы и существенно повышающий интенсивность труда.

·                   Создаются условия успешного решения проблем там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными участниками.

4.                 Наличие определенной культуры, представленной общими ценностями, нормами, правилами поведения, традициями, требованиями к физическому и моральному облику участников, символикой и т.п. склонность к поддержании. Традиций существует в каждом коллективе. В результате у него формируется комплекс представлений о своей значимости, превосходстве над другими, придающий       ему дополнительную силу, устойчивость, сплоченность.

5.                 Наличие системы социального контроля, позволяющей группе воздействовать на участников через надзор, санкции, поощрения

6.                 Наличие достаточно четко выраженной структуры:

·                   Функциональная – с учетом производственных задач, выполняемых каждым.

·                   Политическая – исходя из принадлежности к тем или иным группировкам

·                   Социально-демографической – например, по полу, возрасту, образованию и др.

·                   Социально-психологической – в соответствии с симпатиями и антипатиями.

·                   Поведенческой, определяемой активностью людей (ядро, недифференцированная часть).

·                   Мотивационная – в зависимости от движущих факторов поведения и проч.

В рамках коллектива между его членами возникают следующие типы отношений:

-дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;

-дружеское соперничество в отдельных сферах в рамках позитивного взаимодействия;

-формальное сотрудничество при фактическом нейтралитете;

-соперничество в рамках формального сотрудничества при взаимном не доверии;

-ориентация на индивидуальные цели даже при совместной работе;

-соперничество и негативные отношения друг к другу в рамках общей деятельности и взаимной зависимости (кооперация антагонистов).



1.2           Виды коллективов


Рассмотрим классификацию коллективов.

1.                 По составу коллективы бывают гомогенными (однородными) и гетерогенными(разнородными).

Гетерогенные коллективы, различия между членами которых могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования и проч., более эффективны при решении сложных творческих проблем. Поэтому сегодня, когда к людям производством предъявляются разносторонние требования, желательно, чтобы трудовой коллектив состоял из непохожих личностей с разноплановыми способностями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.