Месть.
Одна сотрудница риэлторского агентства обиделась за что-то на свою начальницу. С того момента, если показываемая квартира нравилась клиенту, она оформляла сделку через конкурирующую фирму, которая, к тому же, платила ей более высокий процент. Эдакая форма мести, приятно отягчающая собственный карман.
«Не виноватая я – он сам пришел!».
Работники сферы услуг (например, парикмахеры или автослесари), а также работники, в чьей власти выдавать документы, подтверждающие расходы (квитанции АЗС, товарные чеки, счета за проживание в гостинице), могут и не иметь потребности в дополнительном «бизнесе», и не проявлять самостоятельной инициативы. Но им трудно будет устоять перед настойчивыми домогательствами клиентов – «Ты мне – квитанцию, я тебе – сам понимаешь…».
Способы борьбы и недопущения воровства как явления
Любой организации по силам минимизировать потери от мошенничества сотрудников путем устранения возможностей для его совершения. Это большая и достаточно дорогая работа определяется как «система внутрифирменного контроля, или аудита». Многие организации идут по пути тотальной слежки за поступками и даже намерениями своих сотрудников, но такой путь приводит к возникновению атмосферы слежки, наушничества, недоверия, подсиживания, а это, в свою очередь, резко снижает возможности сотрудничества, групповой потенциал, творчество сотрудников. Понятно, что в атмосфере тоталитарной организации трудно ожидать преданности от сотрудников, полной отдачи. Работники больше всего озабочены, как бы «не проколоться», сохранить место. Конкурентоспособность организации снижается.
Система специальных контрольных органов в фирме должна обеспечить:
1) атмосферу всеобъемлющего контроля (условия и правила труда для персонала на основе формирования честности, воспитываемой на положительных примерах поведения руководства и адекватной оценке результатов на основе кодексов чести, правильной оценке кандидатов в процессе приема на работу;
2) систему контроля за бухгалтерией и финансами;
3) реализацию методов проведения контрольных проверок (разделение обязанностей или двойной контроль, система подтверждения полномочий паролями, система независимых проверок, физические способы охраны и контроля, документальный контроль).
Нетрадиционные методы проверки кандидатов при приеме на работу в зарубежных организациях
11% организаций используют полиграф (детектор лжи), психологический стрессовый показатель, тесты на честность или отношение к чему-либо, установленному компанией.
18% применяют для кандидатов алкогольный и наркотический тесты. Как правило, эти тесты основываются на анализах мочи и крови, что является частью типового медицинского осмотра при поступлении на работу.
22% пользуются некоторыми видами психоанализа в целях выявления мастерства кандидатов для возможной работы в их организациях.
За последнее десятилетие российские работодатели стали уделять большее внимание вопросу безопасности организации. Крупные организации ввели новые подразделения: службу безопасности, в которую также может входить служба экономической безопасности. Крупные организации, ориентируясь на зарубежный опыт, применяют при устройстве на работу проверку кандидатов на наличие «темных» пятен в биографии. Для этого кандидат проходит психологические тесты, проверку на детекторе лжи, проверку фактов биографии в органах внутренних дел (для кого это доступно). Но это доступно только для крупных организаций. Малый бизнес рискует принять на работу сотрудника с «сомнительной» репутацией.
Приведу пример из жизни организации: г. Челябинск, организация относится к малому бизнесу, работает в сфере противопожарных услуг. Был подписан договор подряда на производство работ по монтажу АПС и СОУЭ. Сроки выполнения работ были сжаты, и было принято решение принять нового сотрудника, с опытом работы. На вакансию откликнулся претендент с опытом работы, но поскольку на следующий день планировался день отъезда и кандидат прибыл в офис под конец рабочего дня, то мастер участка проверил лишь профпригодность работника, и откопировать документы для оформления личной карточки и трудового договора. Отработав пару дней, новый сотрудник, отпросившись в аптеку, взял ключ у мастера участка, переодевшись, отдал ключ обратно и пошел в аптеку. Через 1,5 часа бригада забила тревогу, сотрудник не вернулся. Их ожидал сюрприз: новичок вынес ценные вещи: сотовый телефон, ноутбук, деньги. Мастер сразу же позвонил в офис и обратился в местное УВД. В Челябинске директор, подключив свои связи в милиции, выяснил следующее: новичок недавно освободился из мест лишения свободы, был неоднократно судим за грабеж, распространение наркотических средств, разбойные нападения. Было выявлено из биографии, что он сам употреблял наркотические средства, а также занимался их распространением. Жертвами его действий стала не столько организация, но и рядовые сотрудники.
После этого инцидента директор принял решение приеме на работу проверять биографию сотрудника, обязательно связываться с бывшими работодателями и интересоваться не только послужным списком, но и личными качествами соискателя. Иметь в штате сотрудника СБ для данной организации пока не позволительно, ввиду небольших оборотов, но обезопасить себя просто необходимо.
Как же определить, что в «вашей вотчине начался мятеж»
расхититель имущество сотрудник организация
Коммерческие структуры располагают к воровству
Сотрудник, который использует служебные ресурсы в личных целях, – в наше время не редкость. В России большинство людей воровали и будут воровать у своих хозяев, а коммерческие структуры к этому особенно располагают. Не заметить – счета за телефон, наличие «посторонних» сайтов в Интернете, на которые ходят сотрудники, зачастую бывает просто невозможно. Как вариант, установить программы, позволяющие отслеживать, какие сайты посещает сотрудник, а также запрашивать детализацию звонков. Я думаю это функционал службы безопасности.
Двойного агента выдают телефонные переговоры
В первую очередь «двойного агента» могут выдать телефонные переговоры на не связанные с работой темы или же появление в офисе компании незнакомых людей. Каждый руководитель знает в принципе специфику задач, поставленных перед своими работниками. В случае если вы слышите не знакомые вам имена, фамилии, названия фирм, адреса, телефоны и т. д., необходимо серьезно задуматься, не имеете ли вы дело с «кротом»?
Регулярный срыв сроков заставляет задуматься
Основной показатель того – невыполнение своих основных обязанностей, регулярный срыв сроков по задачам, при том, что раньше за сотрудником такого не замечалось. Безусловно, причина этого может быть другой, но достаточно часто она заключается именно в том, что у сотрудника появились «более важные» дела, с основным работодателем никак не связанные. Дополнительными индикаторами могут служить: неоправданно большой интернет-трафик и участившиеся случаи отсутствия на рабочем месте под разными предлогами.
Утечка клиентов – тревожный сигнал
Обнаруживается это либо случайно (кто-то сказал), либо путем систематического контроля за деятельностью сотрудника. Существует много форм контроля: учет рабочего времени, отчет о проделанной за день работе… Легко проверить, был ли ваш специалист на переговорах или нет. Необходимо тщательно отслеживать клиентский портфель. Если происходит утечка клиентов – это сигнал. В первую очередь о том, что ваши сотрудники не выполняют свою работу должным образом. Вовремя не завезли продукцию, не предложили новый ассортимент. А им просто времени не хватило на это, потому как они заняты не только на вашем предприятии.
Фиксируйте производительность сотрудников на ранней стадии
Выявить факты использования служебных ресурсов бывает очень сложно. И особенно это касается траты рабочего времени на собственные цели: как правило, разоблачить промышляющего этим сотрудника реально можно – только когда он проработал в вашей фирме не менее полугода. Обычно в первое время люди подобными вещами и не занимаются: «притираются». В определенный момент хорошему руководителю нужно обязательно проследить за работоспособностью сотрудников, «зафиксировать» ее – метод зависит от сферы, в которой работает компания. Не секрет, что один и тот же объем работ люди способны выполнять в разные сроки: кому-то потребуется полчаса, кому-то необходим целый день. Если вдруг работа занимает у сотрудника в разы больше времени – это тревожный симптом. Еще один симптом – частые выходы человека из служебного помещения: для разговоров по сотовому телефону. Предлог может быть любой, но к подобным мелочам стоит присматриваться.
Заметно снижается интерес к работе
Занятия «бизнесом» в бизнесе особенно распространены среди давно работающих сотрудников или среди вновь прибывших с опытом работы, которые привыкли таким образом работать и зарабатывать. Распознать такую ситуацию можно следующим образом: у сотрудников заметно снижается интерес к основной работе, так как все их мысли заняты «собственным бизнесом». В основных документах «проскакивают» дополнительные, имеющие отношение к сфере деятельности компании, но не зарегистрированные по плану. Сотрудники отпрашиваются раньше с работы, ссылаясь на личные проблемы.
Следы скрыть невозможно
Скрыть следы подобной деятельности невозможно, рано или поздно все выйдет наружу. Если сотрудник стал постоянно задерживаться на работе или слишком рано на нее приходить, хуже стал выполнять свою основную работу, или у него вдруг вырос расход материалов – это те признаки, которые должны заставить задуматься, а не «левачит» ли он?
И все же может служба безопасности и не является панацеей от воровства сотрудниками организации, но может существенно снизить или свести к нулю процент «левых деяний».
Список литературы
2. В. А. Спивак Организационное поведение и управление персоналом — СПб: Издательство «Питер», 2007
3. Шнайдер Г. И. Криминология. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Уни-верс», 1999.
4. Криминология /Под ред. Б. В. Коробейникова и др. — М.: Юрид. Лит., 1999.
5. Российская газета, 1998, 7 мая № 29
6. Сборник статей и электронных книг «Школа Безопасности Бизнеса».
5. http://www.iphosting.ru/
6. Кадры. ru
Размещено на /
Страницы: 1, 2, 3