Рефераты. Воровство как элемент поведения сотрудников. Способы борьбы и недопущения воровства как явления

Воровство как агрессивное поведение. Второй аспект психологического генезиса воровства, не менее значимый, чем выше рассмотренный, — это агрессивность человека. Ведь по своей сути воровство — это скрытая, косвенная агрессия. Если ребенок не осознает, что он наносит вред владельцу, без разрешения взяв (т.е. украв) чужую игрушку, то взрослый, как правило, это прекрасно осознает. Присваивая с помощью насилия, нанося ущерб, многие люди испытывают удовольствие от воровства, как от победы, успеха как такового. Кроме того, часто целью воровства в организациях и на производстве является нанесение ущерба компании в целом или ее отдельным руководителям.

Стремление к накопительству. Существует и третий элемент первопричины воровства. Это стремление к собирательству. В животном мире известно множество примеров такого поведения, когда животные собирают запасы, значительно превосходящие их потребности, т.е. запасаются впрок. У людей это часто реализуется по формуле: «хоть у меня уже есть, но вот это же лежит без контроля, поэтому возьму, авось пригодится».

Этим инстинктом можно объяснить те факты воровства, которые совершаются далеко не бедными и не голодными людьми. Одно дело — воровство голодного, другое — накопительская страсть человека, «сытого по горло» и «обеспеченного по гроб жизни».

В этологической литературе можно найти указание на то, что генетическая подкладка накопительской психологии (в том числе и за чужой счет) заключена в собирательском инстинкте, унаследованном нами от наших давних прародителей. В определенной мере с этим можно согласиться. По крайней мере, применительно к увлечению многих людей коллекционированием или применительно к склонности некоторых делать по всякому поводу и без повода запасы на черный день. Конечно, воровство и коллекционирование — не тождественные понятия. Второе — это цивилизованная форма накопительства. Но связь между этими явлениями с точки зрения эволюции поведения безусловна.

Однако все же одними неудовлетворенными потребностями или собирательским инстинктом нельзя объяснить, скажем, то, почему стремление своровать так часто пересиливает соображения безопасности даже у весьма умных и дальновидных людей. Они идут на риск, самоутверждаясь.

Стремление к самоутверждению. Иногда воровство позволяет человеку удовлетворить свое честолюбие, свои амбиции. Честолюбиво-престижный, а не всегда потребительский характер переживаний, связанных с обладанием ворованной ценностью, обычно фиксируется у воров, работающих «по-крупному». Успешное воровство рассматривается, как удачное приобретение, успешная операция. Человек может самоутверждаться не трудом или своими способностями, а через присвоение чужого.

Кроме психологической характеристики, воровство необходимо рассматривать и как явление в системе социальных отношений. Коррупция, вседозволенность, слабость судебной власти, несовершенство законов, упущения в системе воспитания и другие негативные факторы социального плана, несомненно, будут продуцировать воровство как социальное явление.

Парадокс, характерный именно для России, чем крупнее ущерб от воровства, тем мягче наказание или человек вовсе остается безнаказанным, если ущерб минимален, то тяжесть наказания непропорционально велика нанесенному ущербу. Воровать вагонами в России выгодно, чем умыкнуть булку хлеба в магазине. Автор контрольной работы ни в коем случае не призывает воровать.

Возможность совершить кражу, скрыть её и избежать наказания проистекает из таких факторов:

1) отсутствие или недостаточность мер контроля, позволяющих предупредить/выявить воровство;

2) невозможность или неспособность оценить качество выполненной работы;

3) отсутствие производственной дисциплины, нарушение принципа неотвратимости наказания;

4) предоставление искаженной или недостаточной информации, наличие у злоумышленника большей информации, чем у жертвы;

5) отсутствие ревизий и/или аудиторских проверок, позволяющих своевременно вскрыть факт мошенничества.

Самооправдание связано с обидой на фирму, которая якобы задолжала работнику за переработку, с попытками представить кражу как временный заем, объяснения типа «от этому никому хуже не будет, это направлено на благие цели, это необходимо для сохранения репутации честного кредитора и бизнесмена, все так делают, на моем месте так бы поступил каждый, глупо было не воспользоваться случаем, правительство транжирит деньги, а я должен платить, все воруют, мне нужнее» и т. п.

Жертвой может быть какое-либо лицо, организация, общество, государство или международный порядок; преступность создает для них угрозу повреждения или уничтожения.

Организации чаще оказываются жертвами преступлений, чем отдельные лица... Одна из существенных причин краж состоит в психологической нейтрализации деликта, обусловленной деперсонификацией предприятия.

Кража служащих у предприятия (фирмы) рассматривается ими как «дополнительный заработок»... Магазинные воры и воры-служащие, причиняющие фирмам большой ущерб... отнюдь не считают себя преступниками... Хозяйственные организации (предприятия, фирмы) наносят ущерб друг другу в результате экономических преступлений... Именно современные формы компьютерной преступности и делают взаимодействие между преступником и жертвой в подобных организациях едва уловимой. Жертва здесь отсутствует, она деперсонифицирована, анонимна и обнаруживается с большим трудом. Организации (хозяйствующие субъекты) причиняют своими экономическими и экологическими преступлениями серьезный вред и ущерб отдельным лицам, обществу в целом, особенно его экономическому и международному порядку, причем этот ущерб оказывается опять-таки социально почти незаметным. (В этой связи очевидна проблема: как обеспечить такую преданность работников организации, причастность к ее делам, восприятие целей организации как своих собственных, чтобы снять фактор анонимности, видимость отсутствия жертвы) ...Анонимность и коллективность жертв хозяйственных преступлений — это два их классифицирующих признака.

В «Российской газете» была опубликована статья «А как бы поступили русские?», которая напрямую не затрагивает тему воровства сотрудниками компании, но, по-моему мнению, проецирует поведение человека на поведение в организации.

«Лондонская «Гардиан» рассказывает о снятой четвертым каналом британского телевидения серии документальных фильмов о группах отдыхающих из Германии, США, Англии и Японии, получивших путевки в один из пансионатов Турции. За особенностями их поведения в различных ситуациях следила скрытая камера.

Например, актер, игравший роль водителя автобуса, на котором туристы должны были отправиться на экскурсию, сел за руль в пьяном виде. Англичане, увидев это, отказались садиться в автобус. Японцы оставались невозмутимыми, пока руководитель их группы не указал им на бутылку спиртного, стоявшую у ног водителя. Немцы стали волноваться, что его могут уволить с работы, если они поднимут шум.

Во время экскурсий, в которых принимали участие все четыре группы, актер закурил, хотя в автобусе курить было запрещено. Англичане вежливо попросили его потушить сигарету. Японцы, не желавшие нарушать гармонию, предпочли молчать. Немцы сначала устроили голосование и только потом выразили недовольство, а американцы стали курить сами.

В баре, когда бармен ушел из-за стойки, актер начал брать, не заплатив, бутылки пива. Англичане и американцы радостно последовали его примеру. Немцы воровать пиво не стали, а японцы не только не стали воровать, но еще и сообщили о случившемся администрации пансионата». «А как бы поступили русские?» вопрос отнюдь не риторический можно « к гадалке не ходить»: сесть в автобус к водителю находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, надеясь на русский авось. Я думаю, курить в салоне бы не стали, так как постепенно стали прививать нам культуру курения в строго отведенных местах, когда закуривает водитель маршрутки ему либо делают замечание или просят потерпеть до конечной остановки. Ситуация в баре вполне предсказуема, россияне повели бы себя как американцы и англичане, есть в нашем лексиконе слово «халява», объясняющая поведение русского человека.

Примером в пояснении ситуации воровство – самооправдание может служить ситуация, сложившаяся в постсоветское время на Челябинском тракторном заводе, когда воровали все: от сварщика до директората, вывозили «КамАЗами», выносили сумками, все всё знали и молчали, почему? Ответ прост - хотелось кушать, нужны были живые деньги, которые завод не платил, а выдавал продукцией, который работник сам должен был реализовывать. Помню, отцу моей подруги выдали несколько десятков штук садовых опрыскивателей, который он успешно обменял по бартеру на натуральный продукт в деревне. Это конечно не оправдание воровства, но люди выживали, как могли. Я не могу вынести объективную оценку поведению людей, в те тяжелы и уже далекие времена.

Еще несколько причин, по которым сотрудники начинают работать на свой карман.

Низкая заработная плата.

Самая распространенная причина, побуждающая сотрудников искать способы компенсации. Если на предприятии платят зарплаты, за которую сам руководитель не согласился бы работать ни при каких обстоятельствах, то основное, чем ему придется заниматься в таком случае, – это бороться с воровством и выявлять паразитические бизнес-схемы.

Жадность.

Высокая зарплата еще не гарантирует, что получающий ее сотрудник не будет искать дополнительный доход – в том числе, за счет работодателя. Слаб человек, испокон веков присущи ему жадность и зависть. Активная реклама «кредитов с нулевым первым взносом и без справки о зарплате» побуждают людей покупать и покупать, невзирая на его реальные финансовые возможности. Стоит «зацепить» одного – потянутся другие. «Вон Вася взял в кредит новую машину! А ведь у него зарплата не больше твоей!» – ноет жена, и муж-дизайнер начинает делать визитки «на сторону», а муж-монтажник кабельного телевидения – производить несанкционированные подключения.

Долги.

Сотрудник проигрался на скачках (бирже, etc.) – это, скорее, сюжет из заграничного детектива. А вот что не редкость у нас – так это разорившийся предприниматель, который устраивается на работу, имея за спиной шлейф долгов. Такой работник так и глядит, где можно урвать лишний кусок, да и какая-никакая предпринимательская сметка имеется.

Один такой горе-бизнесмен устроился работать менеджером по продаже и сопровождению дорогой CRM-системы, имея долгов на пару десятков тысяч долларов. Всего через несколько месяцев ему удалось существенно уменьшить долг, и отнюдь не за счет зарплаты.

Черный нал.

Если бизнес организован так, что положить деньги в карман очень легко (например, при работе с неучтенной наличкой), – их обязательно туда положат. «Черную кассу» можно доверить разве что жене. Да и то не всегда.

Завышенная самооценка.

Работник с завышенной самооценкой может организовать паразитический бизнес, еще раз доказывая себе свою исключительность. Кстати, среди преступников очень много таких людей.

Недооценка руководством.

Бывает, что своим успехам фирма обязана сильному и квалифицированному работнику. Если он вовремя не получит от руководства адекватной оценки, включая все формы материального и морального поощрения, то либо совсем уволится, либо неизбежно организует свой «внутренний» бизнес. Что хуже – неизвестно.

Избыточная энергия.

В любом коллективе имеются неугомонные люди – эмоциональные или экспрессивные лидеры, по терминологии социальной психологии. Одна девушка – менеджер по продаже справочно-правовой системы информации – начала попутно продавать бухгалтерам – клиенткам фирмы – диетическое питание быстрого приготовления. В итоге ее уволили с работы, но она продолжала продавать питание уже как предприниматель. Что интересно, про свою идею она говорила начальнику, но тот просто пропустил ее слова мимо ушей и лишился в итоге и хорошего менеджера, и, быть может, хорошего параллельного бизнеса.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.