Рефераты. Внутрифирменное планирование как важнейшая функция управления предприятием

Стратегия переменного объема выпуска при постоянной численности персонала используется в трудоемких отраслях, где требуется высококвалифицированный персонал, а поддержание запасов или портфеля отложенных заказов невозможно, либо обходится весьма дорого. Соответствие между спросом и предложением в этом случае регулируется путем организации сверхурочных работ или неполной рабочей недели, а также использованием субподрядчиков.

Стратегия переменного объема выпуска при переменной численности персонала используется, как правило, в отраслях с сезонными колебаниями.

Задачами тактического планирования являются:

планирование продуктовой программы фирмы;

определение потребности в основных ресурсах: производственные фонды, материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы;

планирование эффективности деятельности фирмы: снижение издержек за счет роста производительности труда, рационального использования ресурсов и т.д.;

планирование мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции фирмы: управление качеством, обновление и модификация продукции, разнообразие условий поставок и т.д.;

обеспечение «качества жизни» персонала фирмы: планирование численности персонала, условий и оплаты труда, профессионального роста и развития и т.д.;

обеспечение развития имущественного комплекса фирмы и т.д.

В основе тактического планирования лежат нормативная база фирмы и система планово-экономических показателей, которые охватывают все стороны деятельности фирмы и на основе которых организуется управление ею. Система этих показателей и методы их расчета подробно рассматриваются в курсе «Экономика фирмы».

В рыночных условиях фирмы не обязаны придерживаться жестко заданной структуры тактического плана, количество и формат разрабатываемых разделов плана определяется ими самостоятельно, при этом желательно учитывать установленные государством формы статистической и финансовой отчетности.

В мировой практике фирмы обычно разрабатывают следующие разделы плана:

план маркетинга и сбыта продукции в различных разрезах;

производственная (продуктовая) программа;

планирование потребности в персонале;

инвестиционное планирование;

планирование выручки и издержек;

финансовый план.

Учитывая сложившийся в нашей стране опыт планирования, можно рекомендовать фирмам использовать структуру техпромфинплана (его базовые разделы) в качестве основы тактического планирования, адаптируя ее к своим особенностям. При этом для разных разделов тактического плана могут быть использованы различные форматы планов (см. табл. 2.3). Сложнейшей задачей тактического планирования является задача увязки и согласования различных разделов плана, при этом могут быть использованы разные методы и подходы: интуитивный метод, метод балансовой увязки разделов плана, методы многовариантных расчетов с использованием электронных таблиц, методы линейного программирования и более сложные математические модели.

Нормативная база включает: технические расходные нормы - предельно-допустимые затраты ресурсов на единицу продукции (нормы расходов сырья, материалов, топлива, энергии и нормы времени на единицу продукции (работы)); нормативы по использованию оборудования, рабочего времени и организации производства; нормативы, применяемые в календарном планировании.


Таблица 2.3 - Сравнительная характеристика различных форм планирования

Формы планов Параметры

Бизнес-план (инвестиционный проект)

План маркетинга

Бюджет (финансовое планирование)

Уровень планирования

Стратегический

Тактический

Тактический

Объект планирования

Проект с высоким уровнем риска

Товарная группа, стратегическая бизнес-единица

В целом процессы и подразделения фирмы

Степень детализации

Низкая - агрегированные расчеты (прогнозы)

Детализация на уровне товарных групп и рыночных сегментов

Детализация на уровне основных процессов и структурных подразделений

Сферы деятельности

Комплексный охват разных сфер: маркетинг, производство, персонал, финансы

Маркетинг и сбыт

Финансовые потоки фирмы


Реализация тактического плана предполагает разработку более детальных оперативных (оперативно-календарных) планов, включающих календарное расписание выполнения запланированных работ.


2.4 Оперативное планирование (производственная логистика)


2.4.1 Типы производств и специфика задач оперативного планирования

Оперативное планирование - планирование, направленное на обеспечение выполнения заданий и показателей, определенных на этапе тактического планирования.

Оперативное планирование осуществляется путем разработки программы изготовления продукции на короткие промежутки времени: месяц и меньше (декада, неделя, сутки, часы) при непрерывном контроле и регулировании ее выполнения. Это завершающая стадия ВФП, на которой формируется производственно-технологическое расписание выполнения работ и организуется контроль его выполнения. Оперативное планирование часто называют оперативно-календарным планированием (ОКП). ОКП призвано обеспечить синхронизацию производственного процесса во времени и пространстве, его гибкость и непрерывность. Основой оперативного планирования производства является планирование потоков (информации, материалов, финансов), поэтому в литературе часто говорят о логистической системе оперативного планирования. В конкурентной экономике стабильность потока и синхронность операций являются такими же важными условиями деятельности фирмы, как и быстрая реакция на требования рынка.

Задачи ОКП - обеспечение:

ритмичной работы всех подразделений фирмы по единому графику и равномерности выпуска продукции;

максимальной непрерывности производственного процесса и управления;

соответствия оперативного планирования типу и характеру производства.

Организация оперативного планирования сильно зависит от типа производства.

Тип производства - совокупность взаимосвязанных факторов, характеризующих степень специализации фирмы, масштабы производства, номенклатуру выпускаемых изделий, размеры и повторяемость их выпуска.

Тип производства соответствует характеру связей технологических операций (поточное производство или дискретное) и размерам партии готовых изделий. Выделяют 4 типа производств: единичное, серийное, массовое и непрерывное (табл. 2.4).


Таблица 2.4 . Характеристика единичного и массового типов производств

Параметры

Тип производства



Единичное

Массовое

Масштаб производства

Отдельные экземпляры для известных заказчиков

Значительные объемы выпуска однородных изделий

Номенклатура продукции

Широкая, неустойчивая

Крайне узкая, редко изменяющаяся

Оборудование

Универсальное

Высокоспециализированное, конвейерное производство

Гибкость производства

Максимальная

Минимальная

Специализация кадров

Широкая, высокая квалификация. Много ручных сборочных и доводочных операций

Узкая специализация

Специализация рабочих мест

Технологическая - рабочие места не имеют постоянно закрепленных операций

Предметная - рабочие места загружены выполнением одной и той же операции

Степень разработки технологического процесса

Укрупненный техпроцесс, уточняемый в цехе (маршрутная технология)

Наибольшая степень детализации (пооперационная технология)

Оперативное планирование

Децентрализованное

Централизованное

Объект планирования

Заказ

Отдельные операции

Связь с рынком

Предварительная (заказ)

Обратная

Примеры производств

Турбины, генераторы, суда, уникальные станки и т.д.

Автомобили, бытовая техника, продукты питания и т.д.

Проблема: колебания спроса на продукцию производственного назначения, особенно производимую под заказ, при этом слабые колебания конечного спроса усиливаются на уровне товаров производственного назначения с длительным сроком службы. Возможное решение - серийное производство товаров с более коротким производственным циклом. Специфика единичного производства: продукция изготавливается штучно для известного заказчика; заказ продукции обычно предшествуетстадиям ее разработки и изготовления; планирование в основном текущее, ограниченное портфелем заказов. Рынки сбыта обозримы, их структура хорошо видна изнутри фирмы. На нарушение равновесия спроса и предложения на рынке реагирует портфель заказов. В отрасли существуют барьеры входа: технический опыт фирмы, квалификация ее персонала, патентная защита и т.д.

ОКП в единичном производстве построено на использовании крупных объектов планирования: заказ в целом (позаказная система), либо крупные комплекты изделия (комплектно-узловая, комплектно-групповая системы). Задача планирования заключается в выполнении принятых заказов в установленные сроки, поэтому планирование осуществляется от даты выполнения заказа обратным ходом. Такая система планирования хорошо описывается сетевыми графиками.

Сложность планирования: согласование сроков выполнения нескольких заказов при равномерности загрузки оборудования.

Массовое и крупносерийное производство ориентированы на свободный рынок, на массовый спрос. На нарушение равновесия спроса и предло- жения вначале реагирует запас готовой продукции, а затем уровень загрузки производственных мощностей. Планирование долгосрочное без жесткой привязки к текущей конъюнктуре рынка. Производство характеризуется поточностью, применением конвейеров, единым ритмом выпуска, который задает ритм работы всех подразделений фирмы. Используется экономия на масштабах производства (важна себестоимость каждой операции), большой внутренний оборот ресурсов. Главной задачей оперативного планирования является организация непрерывного движения материальных ресурсов по технологической цепочке с учетом заданных пропорций и заделов (запасов), которые считаются по довольно простым формулам. На поддержание расчетного уровня заделов направлено оперативное управление.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.