Рефераты. Виды и механизмы принятия решений в логистике

Виды и механизмы принятия решений в логистике

Введение


Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких возможных альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный многолетней практикой. Есть решения, которым мы придаем малое значение, и поэтому мало задумываемся при осуществлении выбора. И, наконец, существуют проблемы выбора, решая которые, человек испытывает мучительные раздумья. Как правило, эти проблемы имеют исключительный неповторяющийся характер и связаны с рассмотрением целого ряда альтернатив. В таких проблемах новым является либо объект выбора, либо обстановка, в которой совершается выбор. Такие проблемы принятия решений называются проблемами уникального выбора.
 Существует множество различных проблем уникального выбора. Прежде всего, выделим проблемы, в которых в принципе может быть найдено рациональное, понятное другим людям изложение причин, приведших к выбору одной из альтернатив. Наиболее характерными проблемами рационального выбора являются проблемы, возникающие перед людьми, работающими в разных административных службах, при управлении организациями и совокупностью организаций. Любой сотрудник административного аппарата обязан быть рациональным хотя бы для того, чтобы иметь возможность объяснить другим логические основания своего выбора.

Предметом исследования выступают виды и механизм принятия решений в логистике. Основная цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа выявить процессы планирования, управления и контроля за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных производственно-экономических системах, выявить механизм и виды принятия решений.

Задачами данного исследования являются рассмотрение процессов движения сырья, материалов, комплектующих изделий, производственных, трудовых и финансовых ресурсов, готовой продукции от их источников к потребителям. Эти задачи ставятся и решаются в соответствующих главах работы, составляя последовательность движения теоретического познания от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

Принятие логистического решения – это реализация логистического подхода в каждой сфере хозяйственной деятельности предприятия. Логистика связана со всеми экономическими науками, которые в той или иной мере участвуют в формировании хозяйства, – менеджментом, маркетингом, планированием, организацией производства, финансами и др. При разработке и обосновании основных положений применяется сравнительно-исторический анализ, где прозиводится экскурс в историю дифференциация с другими науками.

Любая логистическая система состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Непосредственно рабочим звеном информационной системы может быть автоматизированное рабочее место управленческого персонала, информационное подразделение системы управления организацией или обособленная группа управленческих работников, объединенных общностью выполняемых информационных функций (процедур, операций). Поэтому был применен функциональный анализ.

Изучение вопросов во взаимодействии данных явлений, обращение к основным аспектам их проявления: причинно-следственному и функциональному предполагает привлечение соответствующих познавательных методов и процедур, вытекающих из цели исследования. Причинный анализ по преимуществу ориентирован на изучение изменений в логистике, его внутренних противоречий, играющих решающую роль в этом изменении, т.е. охватывает динамику и процесс.

Теоретическая значимость этих вопросов никогда не позволяла снижать планку своей актуальности. Новизна концепции логистики в области управления промышленными системами состоит во всестороннем подходе к вопросам движения материальных благ в процессе производства и управления. Логистическая система должна охватывать и согласовывать процессы производства, закупок и распределения продукции, а также быть основой при стратегическом планировании и прогнозировании.


1. Логистическая система


Фундаментальные принципы новой научной дисциплины – логистики – сформировались в начале 1970-x годов, тогда же начали применять их на практике первые предприятия и компании. Основными вопросами, которыми занимается логистика, являются: управление снабжением предприятия сырьем и расходными материалами (сюда входит решение таких задач, как выбор поставщика, расчет оптимального объема, структуры и ритмичности поставки, оценка эффективности работы поставщика); планирование, контроль, управление транспортировкой и складированием (на этом этапе решаются задачи выбора перевозчика, формы собственности складских помещений, организации приемки товара и проверки его качества); внутризаводская переработка сырья, материалов и полуфабрикатов; доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего (поддержание необходимого ассортиментного перечня товаров, своевременная обработка заказов покупателей, поиск новых форм и методов сбыта, анализ торговой деятельности); передача, хранение и обработка соответствующей информации [Аникин 1999:145].

Логистик – это системный специалист, который от начала и до конца управляет процессом планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат движения запасов сырья, готовой продукции и услуг. В его руках находится вся связанная с этим процессом информация. На каждом предприятии разрабатывается концепция логистики – система взглядов на повышение эффективности функционирования систем предприятия. Она опирается на долгосрочные цели предприятия и обеспечивает согласованность действий всех подразделений. Сотрудники функциональных подразделений предприятия должны принимать активное участие в разработке концепции. Это не только усиливает степень их мотивации к согласованной работе, но также благодаря внедрению новых идей может улучшить содержание самой концепции.

Объектом исследования логистики являются материальные потоки, потоковые процессы, процесс выполнения заказов потребителей, процесс продвижения продукции по цепи поставок или любая комбинация из них.

Цель логистики – полное удовлетворение запросов потребителя. Чтобы ее достичь, нужно связать воедино и постоянно согласовывать деятельность всех участников процесса. И если хотя бы один из них подводит, усилия всех остальных могут оказаться совершенно напрасными.

За последние 10–15 лет бурно развивающийся процесс глобализации охватил все сферы человеческой деятельности, в том числе рыночные отношения, и международный бизнес. До недавнего времени главным фактором успеха считалась рыночная ориентация. В 1980-х годах в экономически развитых странах сформировалась новая концепция – ресурсная ориентация. Чтобы добиться стабильной рентабельности, предприятиям пришлось правильно выбирать и комбинировать ресурсы. Сегодня, когда под влиянием глобализации неизмеримо возросли скорости материальных, финансовых и информационных потоков, в мировой экономике все большее распространение получает интегрированная логистика.

Россия тоже постепенно поворачивается в сторону системных структурных преобразований, ориентированных на логистику. Потребность в интеграции сегодня испытывают все коммерческие организации и предприятия государственного сектора, а значит, пришло время создавать условия для объединения промышленных и торговых компаний, обслуживающих инфраструктуру рынка, в интегрированные логистические системы, способные быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки товаров и услуг. Например, при создании самолета надо наладить взаимодействие до полутора тысяч поставщиков запчастей и комплектующих.          Эффективно управлять деятельностью всех этих предприятий без логистических цепочек невозможно.

2. Принятие логистического решения


Принятие решения – это выбор оптимального варианта при заданной цели с учетом побочных условий.

Задача принятия логистического решения возникает в том случае, когда при определенном состоянии внешней среды из нескольких вариантов выбирается тот, который лучше всего способствует осуществлению цели логистической системы предприятия.

В соответствии с этим задача принятия логистических решений состоит из следующих трех компонентов:

1) оценка состояния внешней среды;

2) установка логистических целей;

3) поиск вариантов.

Оценка состояния внешней среды учитывает скорость изменения интенсивности конкуренции, развития НТП, покупательских предпочтений, а также учитывает политические факторы, способные оказать влияние на экономическую ситуацию.

Логистические цели представляют собой выражение желаемых конечных результатов или состояний логистической системы, которые должны быть достигнуты или возникнут как результат принятия решений специалистом по логистике.

Логистическая цель характеризуется:

1) содержанием – величиной, на которую должен влиять выбранный вариант. Эта величина может определяться характеристикой (например, прибыль, оборот, общие затраты), изменением характеристики (например, увеличение оборота), отношением двух характеристик (например, рентабельность и прибыль (капитал));.

2) временным периодом – должен быть установлен период, за который должна быть осуществлена цель.

Поиск вариантов – это выявление, формулирование и анализ способов достижения целей логистической системы.

Процесс поиска:

1) систематический и многосторонний поиск отдельных идей (указаний, подходов к решению логистической проблемы);

2) комбинирование отдельных идей в независимые варианты;

3) точная формулировка найденных вариантов;

4) анализ структуры вариантов и соотношений между частными вариантами;

5) ограничение вариантов в допустимой области (отсев вариантов, которые не могут быть реализованы при существующих условиях и факторах внешней среды);

6) проверка полноты допустимой области.

При подготовке логистического решения выявляются возможные варианты, т.е. разные пути достижения целей логистической системы, методы решения каждой логистической задачи, преимущества и недостатки каждого из них, с тем чтобы можно было выбрать оптимальные. Варианты должны быть обоснованными, подготовленными таким образом, чтобы были видны их преимущества и недостатки. В частности, должны быть выработаны объективные критерии для оценки различных вариантов решения, с помощью которых можно сравнить эти варианты и выбрать из них наилучший.

Набор основных вариантов представляется руководству предприятия. Варианты формулируются таким образом, чтобы они исключали друг друга. Руководство предприятия, будучи свободным от функциональных соображений и обладая более широким взглядом на совокупность всех существенных в данном случае факторов внешней среды, принимает окончательное решение. Все варианты, которые могут быть реализованы, составляют область допустимых значений.

Область допустимых значений (пространство решений) – это множество пригодных для реализации вариантов, которыми располагает в данный момент эксперт по логистике.

Механизм принятия решений

Создав принципиально новые для России рыночные механизмы, построенные на координации потоков поставок, рынок начнет функционировать более надежно и продуктивно. Именно на этих принципах основаны экономические достижения США, Японии и других развитых стран, в том числе входящих в Европейский союз. Страны ЕС – одна из самых больших бурно и успешно развивающихся систем интегрированной логистики в мире. Недаром перспективу экономического роста России специалисты связывают с более тесной интеграцией с Европейским союзом. Об этом, в частности, говорил президент Российской Федерации в своем Ежегодном послании Федеральному собранию [Лукинский 2007:69].

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.