1.2 Трудовая мотивация
Привлекательность трудовой деятельности обусловлена мотивационной сферой личности. Мотивация – «базовый объяснительный конструкт психологии личности, позволяющий выявить и описать те аспекты человеческой психики, которые связаны с побуждение субъекта к определенным формам активности»(3; 29). Говоря о мотивации и мотивационной сфере, психологи подразумевают внутриличностные факторы поведения и деятельности, выступающие в качестве побудительных движущих сил, скрытых за поступками и намерениями человека. Единицей анализа мотивационной сферы личности служит потребность. Потребность – Это «элементарное проявление интенциональной природы психики, благодаря которому живой организм побуждается к осуществлению определенных, качественно специфичных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода» (3; 36). Другой вариант определения: «первичный уровень активности живых существ, основная движущая сила их развития, динамическое образование, организующие и направляющие познавательные процессы и поведение» (2; 48).
Согласно Х. Хекхаузену, потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, в зависимости от обстоятельств, проявляется то в виде мотива, то в виде личностной черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера (18; 79). Многообразие потребностей определяют чрезвычайную сложность формирующихся на их основе мотивов. Следовательно, существует множество путей воздействия на мотивационную сферу через «подключение» различных категорий потребностей. Кроме того, любая форма трудовой деятельности всегда имеет в своей основе не какой-либо один, а несколько мотивов. Для обозначения этого факта в психологии существует понятие полимотивированности поведения и деятельности. Между различными мотивами могут при этом складываться те или иные отношения – как позитивного, так и негативного характера. Следовательно, объяснение мотивации трудовой деятельности должно учитывать необходимость согласованности мотивационных воздействий на исполнителя. Выделяется три основных подхода к общей трактовке мотивации работника:
1. теория Д. Мак Грегора базируется на следующих положениях:
- людям свойственно врожденное чувство неприятия. И работе, она не выступает для них мотивом и, если можно, они стараются ее избегать;
- в силу этого людей необходимо принуждать к работе и контролировать их, в том числе – держать под угрозой наказания;
- «среднему человеку» присуще стремление избегать ответственности и желания, чтобы им руководили;
- люди мотивируются, в основном, экономическими потребностями и будут делать то, что дает им наибольшую экономическую выгоду;
- люди исходно пассивны, и их нужно стимулировать, заставлять работать (см: 7; 219). Теория О. Шелдона, разработанная как своеобразный противовес теории Д. Макгрегора, основывается на совершенно ином тезисе:
- людям изначально присуща потребность реализовать умственные и физические усилия для выполнения какой-либо работы;
- контроль и угроза – не единственные средства мобилизации усилий. Человеку свойственен также и самоконтроль, и саморуководство;
- цели деятельности, а не только вознаграждение мотивируют работу людей;
- человеку свойственна потребность в ответственности и инициативе;
- само содержание труда и интерес к нему также выступают мотиваторами деятельности;
- люди в основном мотивируются социальными потребностями и стремятся проявить свою индивидуальность (см: 7; 221). Теория В. Оучи в значительной мере является развитием теории О. Шелдона. В ней формулируются следующие принципы максимально полного использования мотивационного потенциала работника:
- гарантия занятости и создание обстановки доверительности;
- создание атмосферы общности, преданности организации;
- необходимость постоянного внимания руководства к исполнителям, максимально частые контакты между ними;
- гласность внутрифирменной информации, общность целей руководства и рядовых работников;
- создание атмосферы общей ответственности;
- предоставление возможно большей свободы в выборе средств работы; создание «духа доверия» работнику;
- особое внимание к социальным контактам работников «по горизонтали», т. е. к неформальным связям (см: 7; 223). Большое значение для раскрытия системы мотивов трудовой деятельности имеет двухфакторная теория Ф. Херцберга. Он пришел к выводу, согласно которому все основные мотивы должны быть подразделены на две главные и принципиально отличные друг от друга группы – на «факторы гигиены» и «факторы мотивации» (см: 13; 128). Суть первых состоит в том, что они снимают или уменьшают неудовлетворенность человека работой, но сами по себе не способны повысить степень его удовлетворенности. Они, следовательно, необходимы, но недостаточны для создания высокой мотивации.
Эти факторы содействуют мотивированию не прямо, а косвенно – через снятие неудовлетворенности. К числу таких факторов Ф. Херцберг отнес, например, условия труда, общую политику организации, степень непосредственного контроля за работой, заработную плату, характер отношений с коллегами и руководством, отсутствие частых производственных стрессов, регулярное информирование о состоянии дел в организации. Если все они находятся на приемлемом уровне, то неудовлетворенность не возникает. Этого, однако, недостаточно для обеспечения мотивирования, поскольку удовлетворенность от работы непосредственно определяется «факторами- мотиваторами».
К ним относятся: возможность достижения успеха в работе, возможность и реальность продвижения по службе, признание результатов работы и их публичное одобрение, наличие высокой степени ответственности, возможность повышения уровня профессиональной компетентности, сложность и интересность работы, разнообразие и гибкий темп работы, участие в планировании работы и др.
В целом, факторы гигиены относятся к условиям работы, факторы-мотиваторы – с самим характером, сущностью и содержанием работы. Из теории Ф. Херцберга следует очень важный для оптимизации функции мотивирования вывод. Он получил оформление в понятии программ обогащения труда. Эти программы направлены на то, чтобы расширить содержание мотивационного потенциала труда посредством максимального использования не только факторов гигиены, но и факторов-мотиваторов. Применительно к трудовой деятельности представляет также интерес теория мотивации Д. Маккеланда, считающего, что людям в ходе выполнения деятельности присущи три основных типа мотивации: власти, достижения и причастности к социальной группе (аффилиации) (см: 13; 192).
Стремление властвовать выражается в желании воздействовать на других людей, управлять ими, в откровенности и энергичности, в стремлении отстаивать свои позиции. Мотивация достижения связывается с выполняемой человеком деятельностью, как внутреннее, относительно устойчивое стремление к успехам в различных формах трудовой деятельности. Некоторые профессии предопределяют успешность в своей области в зависимости от типа мотивации достижения: так для авиадиспетчера предпочтительнее мотивация избегания неудачи, поскольку цена ошибки очень высока, а для коммивояжера только мотивация достижения успеха (и как следствие, терпимость, устойчивость к неудачам) позволяет выполнять свою работу. Стремление человека быть в обществе других людей, состоять членом конкретной социальной группы направляет его на выбор определенной сферы профессиональной деятельности ( связанной с общением) и обуславливает характер выполнения профессиональных обязанностей. Такие люди в первую очередь налаживают и поддерживают социальные контакты, не мыслят себя вне межличностных отношений в деловой сфере, при этом достижение конкретного результата заслоняется привлекательностью межличностных отношений. Таким образом, важный фактор, который обеспечивает успех в трудовой деятельности – это трудовая мотивация. Трудовая деятельность общественно мотивирована, но она побуждается и личными другими внешними и процессуально-содержательными мотивами, детерменирована множеством потребностей (от физиологических до потребности в самоактуализации). При этом под мотивом понимается побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Потребность побуждает к активности, а мотив – к направленной деятельности.
1.3 Привлекательность труда как один из показателей социально-психологического климата в коллективе
Привлекательность труда – это «привлекательность для человека процесса выполнения данной трудовой деятельности» (8; 447). Она включает в себя условия труда, способствующие удовлетворению различных потребностей индивида: в творческой и интересной работе, в благоприятных условиях труда, в теплых и доверительных отношениях в коллективе, в признании, в собственном развитии, в собственном материальном и социальном обеспечении, в общении и т. д. В.М. Снетков (2005) считает, что удовлетворенность или привлекательность работы является одним из наиболее важных критериев оценки социально-психологического климата в коллективе (8; 449). Социально-психологический климат коллектива представляет собой «состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоциональных, интеллектуальных и ценностных установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы (1; 216). По мнению Б.Р. Парыгина (1989) понятие «социально-психологический климат группы» отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в группе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами (11; 63). Социально психологический климат группы связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей членов группы, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей. Н.Л. Куравлев (1997) отмечал двойственную природу социально-психологического климата коллектива (см: 15; 42). С одной стороны, он представляет собой некоторые субъективные отражения в групповом сознании всей совокупности элементов социальной обстановки, всей окружающей среды. С другой стороны, возникнув как результат непосредственного и опосредованного воздействия на групповое сознание объективных и субъективных факторов, социально-психологический климат приобретает относительную самостоятельность, становится субъективной характеристикой группы и начинает оказывать влияние на коллективную деятельность и отдельные личности. Социально-психологический климат – это не статическое, а весьма динамичное образование. Эта динамика проявляется как в процессе группообразования, так и в условиях функционирования группы. Ученые зафиксировали два основных этапа в процессе коллективообразования (см: 22; 141). На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. В этот период идет интенсивный процесс психологической ориентации, установление связей и позитивных отношений. На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает только как потенциальный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств, социальных норм и установок. Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентаций, норм, символов. Каждым человеком социально-психологический климат переживается индивидуально в виде удовлетворенности или привлекательности работы в данном коллективе, на данном рабочем месте, в данных условиях. Оценка социально-психологического климата необходима для выявления путей его развития, прогноза влияния на решение профессиональных задач, стоящих перед коллективом. Таким образом, социально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений и процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной трудовой деятельности. К числу наиболее важных критериев социально-психологического климата является субъективная привлекательность труда в коллективе.
Страницы: 1, 2, 3