- избрание и прекращение полномочий членов правления;
- прием и исключение членов кооператива;
- утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов;
- ликвидация или реорганизация кооператива.
В СПК им «Никольского» бригадир или заведующий фермой получает свои полномочия от главного специалиста (руководителя цеха), а тот – от председателя, который в свою очередь, от Правления кооператива. Правление кооператива получает полномочия от общего собрания пайщиков.
Согласно принципу единоначалия, работник получает полномочия только от одного начальника и отвечает только перед ним. Все коммуникации направляются по цепи команд. Лицо, у которого возникла какая-либо проблема, не может обратиться «через голову» своего непосредственного руководителя к начальнику высшего ранга по данному вопросу. Также и руководитель не может дать приказ сотруднику низшего уровня, минуя руководителей промежуточных уровней. В данном предприятии председатель отдает распоряжения руководителям цехов, которые в свою очередь приказывают бригадирам (заведующим фермами) первичных коллективов, а они дают задания работникам своих коллективов.
2.4 Деятельность служб управления
Управленческая служба СПК им «Никольского» – совокупность структурных подразделений и отдельных исполнителей, на которые возложено выполнение организационно-административных, экономических и хозяйственных функций управления:
- технико-экономического планирования;
- организации труда, заработной платы и управления производством;
- бухгалтерского учета и финансовой деятельности;
- материально-технического снабжения, кооперирования и сбыта продукции;
- комплектования и подготовки кадров;
Служба технико-экономического планирования (экономист) определяет хозяйственные результаты, которые должны быть достигнуты предприятием, а также допустимый объем ресурсов и затрат, которые могут быть использованы в процессе производственно-хозяйственной деятельности.
Основной задачей экономической службы является обеспечение заинтересованности каждого подразделения в разработке и принятии планов, более полном и эффективном использовании внутренних ресурсов, роста производительности труда, повышении качества продукции.
Отдел организации труда и заработной платы (планово-учетный отдел) осуществляет организацию и нормирование труда, управление производством, устанавливает форму и систему заработной платы, материальное и моральное стимулирование работников.
Бухгалтерский учет отражает весь кругооборот средств в процессе производства, распределения и обращения источников их образования и экономические и финансовые результаты. Завершающим этапом учета является составление баланса – бухгалтерской отчетности, содержащей итоговые сведения о различных сторонах деятельности хозяйства за определенный период, систематизированные в специальных отчетных формах.
Организация снабжения, кооперирования и сбыта продукции – это комплекс мер по обеспечению средствами производства. В состав службы снабжения входят главный инженер, ремонтно-машинные мастерские и складское хозяйство.
Функции инженера и подчиненного ему цеха вспомогательного производства по вопросам снабжения:
- планирование материально-технического снабжения на основе баланса обоснованной совокупности потребности и покрытия ее ресурсами из различных источников;
- организация и планирование снабжения производственных цехов, участков и других потребителей на предприятии продукцией производственно-технического назначения;
- оперативное регулирование движения материальных ресурсов на основе строгого учета и контроля.
Коммерческий отдел выполняет следующие функции:
- разработка планов реализации готовой продукции; изучение текущей и перспективной потребности в производимой предприятием продукции;
- разработка планов реализации готовой продукции;
- осуществление мероприятий по обеспечению своевременной реализации всего объема производимой продукции;
- оформление хозяйственных договоров с потребителями;
- организация учета и контроля готовой продукции.
Обеспечение предприятия кадрами осуществляется в следующих направлениях:
- комплектование предприятия кадрами;
- составление плана потребности предприятия в рабочих кадрах;
- текущее и перспективное планирование потребности в специалистах;
- организация и проведение аттестации руководящих работников и специалистов;
- анализ причин нарушений трудовой дисциплины и разработка мероприятий по их устранению;
- текущее и перспективное планирование повышения квалификации работников предприятия;
- организация учебного процесса и контроль за его ходом;
- оформление приема, перемещения и увольнения работников;
- учет всего личного состава по различным признакам (категориям, возрасту, образованию и т.д.);
- подготовка и оформление документов, необходимых для назначения работникам пенсии.
2.5 Осуществление оперативного управления производством
Для достижения непрерывности и ритмичности производственных процессов, согласованного и четкого действия работников, приходится прибегать к даче указаний, распоряжений, отдавать приказы, принимать постановления, направленные на устранение возникших диспропорций и других неполадок. Эти мероприятия оперативно-распорядительного действия обеспечивают выполнение плана и графика работ.
Оперативное управление в СПК им «Никольского» осуществляется в основном за счет издания приказов, доведения различных заданий до исполнителей, контроля за выполнением заданий.
Каждый понедельник председатель собирает руководителей цехов для проведения оперативки, где заслушивает отчеты о проделанной работе за неделю, утверждает планы работ на предстоящую неделю и выдает задания при выявлении отклонений, а также при возникновении непредвиденных сложностей.
Руководитель цеха в свою очередь проводит совещание с бригадирами, заведующими фермами, где также составляется план работы на неделю, анализируется выполнение ранее намеченных работ.
Бригадиры и заведующие фермами ставят в известность свои трудовые коллективы о заданиях, полученных от вышестоящих руководителей, выявляют проблемы, возникшие в процессе работы.
В течение недели руководитель любого звена может собрать экстренное совещание для выработки координирующих решений при возникновении непредвиденных обстоятельств.
Так как в хозяйстве слабо развита диспетчерская система (один диспетчер по сбору оперативной информации, необеспеченный достаточным уровнем механизации), то поток информации является несовершенным. Нередки случаи, когда во время сбора и обработки поступающей информации из подразделений ручным способом диспетчер настолько отстает от ритма производственного процесса, что информация не может быть использована для управления.
Еще один недостаток – это недостаточная надежность и полнота информации, так как отсутствуют единые требования и условия сбора информации. Из-за перегрузки вычислительными операциями в расчетах и принимаемых решениях допускаются ошибки, на выявление и исправление их уходит время.
Однако при выполнении определенных видов работ (посевная, уборка урожая) мобилизуются все специалисты аппарата управления для осуществления оперативного контроля и принятия решений.
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию управления производством предприятия
3.1 Совершенствование функций аппарата управления
Процесс управления заключается в реализации функций, которые должен выполнять каждый руководитель и исполнитель. Хотя все руководители предприятия играют определенные роли и выполняют определенные функции, это не значит, что большинство руководителей заняты выполнением одной и той же работы. Роль руководителя соответствует конкретной организации. Чтобы успешно управлять, необходимо руководителю результативно и эффективно свести вместе идею и ее реализацию, чтобы выполнить все необходимые работы силами других людей.
Для совершенствования функций аппарата управления и повышения эффективности предприятия, необходимо аппарату поручить провести управленческий анализ работы предприятия и его подразделений для выявления сильных и слабых сторон в их работе.
Для анализа рекомендуется включать следующие функции: маркетинг, финансы, земельные ресурсы, человеческие ресурсы, хозяйственно-бытовое обеспечение, правовое и информационное обеспечение, качество продукции.
При анализе маркетинга обратить внимание на следующие вопросы: доля рынка и конкурентоспособность, разнообразие и качество ассортимента продукции, рыночные исследования и разработки, эффективный сбыт, реклама и продвижение товара, поставщики ресурсов, прибыли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7