Сегодня выбор работ российских авторов, которые уделяют пристальное внимание разработке средств, методов и технологий обоснования плановых решений на отечественных предприятиях, достаточно велик. Среди них можно выделить «Внутрифирменное планирование» М.И. Бухалкова, «Стратегический менеджмент» А.И. Панова и И.О. Коробейникова, «Стратегическое управление» А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина и т.д.
Главная цель данной дипломной работы – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) сформулировать необходимость стратегического планирования как основы для дальнейшего развития и роста предприятия;
2) определить сущность и содержание стратегического планирования;
3) изучить функции стратегического планирования и пути их реализации;
4) охарактеризовать этапы стратегического планирования;
5) выяснить, как происходит процесс разработки и внедрения стратегии развития на предприятии;
6) выявить, каковы преимущества и недостатки стратегического планирования;
7) сделать выводы из проделанной работы.
Дипломная работа состоит из двух глав: в первой главе рассматривается содержание понятия развития предприятия на базе стратегического планирования, вторая глава посвящена всестороннему изучению аспектов разработки оптимальной стратегии предприятия, выявлению и исправлению ее недостатков.
1.1 Управления развитием предприятия как актуальная проблема менеджмента
В настоящее время важнейшей предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на отечественных предприятиях стало развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование. Следовательно, стратегическое планирование на наших предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников [11; с.75].
Стратегическое управление в значительной степени представляет собой управление развитием. Управление любым объектом можно представить как управление функционированием и управление развитием. Чтобы выделить особенности управления развитием, необходимо уточнить, что такое развитие и что такое функционирование объекта управления.
Развитие — это движение вперед, формирование новых черт, становление новых структурных характеристик объекта. Развитие означает его эволюцию, улучшение, совершенствование, прогресс, а также рост и расширение. Применительно к организации развитие означает устойчивые изменения направления деятельности выполняемых функций, структуры организации, уровня эффективности и качества деятельности организации.
Функционирование — это обычная работа, деятельность, жизнедеятельность (организма, механизма, учреждения), выполнение функций, обязательных для продолжения существования. Функционировать — означает действовать, быть в действии, исполнять обязанности. Функционирование — это выполнение стандартных операций в относительно неизменных условиях.
Функционирование и развитие — две стороны одного процесса. Иногда трудно провести границу между ними, в то же время они являются относительно самостоятельными сторонами бытия объекта [18; с.11].
Объектами развития и функционирования могут быть объекты живой и неживой природы. Развиваются и функционируют организм, человек, общество, город, регион, страна и т.д. Развиваются все социально-экономические объекты: коммерческие фирмы, органы государственного управления, регионы, города и государства. В процессе развития любой объект может приобрести новые черты в техническом, экономическом, социальном, физиологическом, функциональном, эстетическом, экологическом или любом другом смысле. Новые черты могут проявляться в усилении имеющихся или в построении новых структурных связей. Поэтому структурная перестройка, обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития объекта управления.
Развитие может проявляться в осуществлении новой комбинации уже известных вещей, сил и процессов. Новая комбинация может появиться в результате применения принципиально новых процессов и технологий, а может быть получена посредством небольших и относительно малых усовершенствований.
Форма и содержание экономического развития определяются тем, какие новые комбинации факторов возникают и как они осуществляются.
Новые комбинации могут возникать в результате:
ü производства нового блага;
ü внедрения нового метода производства уже известного блага;
ü освоения нового рынка сбыта;
ü получения нового источника сырья, материалов, знаний;
ü проведения реорганизации, в том числе с целью получения монопольного положения или использования других дефектов рынка [64; с.158].
Развитие коммерческого предприятия, например, выражается в том, что предприятие:
ü осваивает выпуск новой продукции;
ü использует новые технологии и методы производства, в частности современные информационные системы;
ü применяет современные методы менеджмента;
ü осваивает новые рынки сбыта;
ü патентует основные изобретения и ноу-хау с целью дальнейшего лицензирования;
ü формирует собственные филиалы;
ü вступает в стратегические альянсы с другими аналогичными фирмами с целью получения монопольного положения и использования ценовой дифференциации.
Управление развитием становится все более актуальным по мере того, как растет темп социально-экономических изменений. Особенно ярко ускорение социально-экономического развития организаций, стран и сообществ проявлялось в XX веке. Увеличивалась скорость распространения информации, формировались новые социально-экономические связи, время «сжималось», соответственно темпы социально-экономического развития увеличивались. В начале XXI века страны и народы, компании и организации, лидеры и менеджеры сталкиваются с необходимостью самообновления, так как темпы научно-технического и социального прогресса продолжают ускоряться. Неуклонное обновление мира требует от людей их собственного непрерывного развития[18; с.14].
В постоянно меняющихся условиях современного мира развитие организаций является не только следствием естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий их руководителей. В соотношении «управление функционированием — управление развитием» все больший удельный вес приобретает управление развитием.
Основные составляющие управления развитием — это формирование видения, выявление целей и задач, определение стратегии, разработка планов развития, установление соответствующего лидерства. Любую организацию можно представить как совокупность умений, навыков, квалификаций и компетентности, которые должны быть направлены прежде всего на развитие организации. В связи с этим меняется и содержание управленческой деятельности: оно в меньшей степени направлено на администрирование и в большей — на преобразования. Рождается новый тип лидеров, которые не просто управляют, а трансформируют объект управления, сами одновременно обучаясь и стимулируя постоянное обучение и повышение творческой активности своего персонала.
Стратегическое управление в значительной степени представляет собой управление развитием. Менеджмент развития в отличие от менеджмента функционирования носит менее рутинный характер и в большей мере основывается на творчестве. Менеджмент развития в обязательном порядке учитывает меняющиеся внешние условия, постоянно ориентируется на цели развития и имеет стратегический характер. Менеджмент развития — органическая и неотъемлемая часть управления любым объектом, в то же время обособленная и относительно самостоятельная.
Менеджмент развития проявляется в различных формах, в частности в стратегическом планировании, развитии культуры организации, организационном развитии, а также в таких конкретных технологиях менеджмента, как бизнес-планирование, группы качества и др.
Основной формой, в которой реализуется менеджмент развития, является стратегическое планирование [18; с.15].
1.2 Стратегическое планирование как основа развития предприятия
Вообще выделяют следующие стадии деятельности любого предприятия:
1) становление — предприятие находится на стадии формирования организационной структуры и коллектива сотрудников. Существенной характеристикой становления является динамичность структуры деятельности и состава работников;
2) функционирование, воспроизводящая деятельность в рамках фиксированной и неизменной нормы с системой обеспечивающих звеньев;
3) развитие — перестройка деятельности в условиях достижимости прежних макроцелей путем качественного изменения механизме деятельности;
4) кризис (деградация, редукция) — распад деятельности, предопределенный продолжительным сочетанием двух факторов: созревшими объективными предпосылками к изменению деятельности организации (проблематизация функционирования) и игнорированием этих предпосылок управленческим звеном [7; с.25].
Развитие возможно только на стадии функционирующей деятельности: в случае, когда деятельность находится на стадии становления, еще отсутствует «статическое состояние» деятельности, которое только и можно изменить. Но поскольку на стадии становления внутренний механизм работы организации только оформляется, то развиваться деятельность не может. Попытки развивать предприятие на этой стадии могут привести к его развалу. При деградации происходит разрушение («стирание») устоявшихся форм. Поэтому, прежде чем развивать деятельность на стадии деградации, необходимо остановить процесс распада (зафиксировать состояние). Только после восстановления функционирующего (воспроизводящегося) характера деятельности можно приступать к ее развитию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12