Рефераты. Управление качеством в рамках антикризисного управления

2.2 Недостатки систем управления качеством

Основные недостатки:

- слабое методическое руководство со стороны отраслевых и головных организаций по стандартизации и управлению качеством;

- пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем управления качеством;

- формальное отношение к организации систем управления качеством;

- недооценку роли обучения персонала методам управления качеством;

- недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции;

- недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства.

Главным же недостатком российских систем управления качеством то, что они не были ориентированы на потребителя.


2.3 Современное положение России в отношении качества


К сожалению, в настоящее время немногие российские товары и услуги выдерживают конкуренцию на мировом рынке. Однако активное использование собственного и зарубежного опыта в области управления качеством может дать позитивные результаты в самом ближайшем будущем.

В последние годы в нашей стране на конкурсной присуждается премия Правительства РФ в области качества. При разработке Российской премии по качеству одновременно решались две задачи.

1. Обеспечение совместимости с зарубежными премиями.

2. Максимально возможный учет российской специфики.

Причем, приоритетной являлась первая задача, что было обусловлено, во-первых, необходимостью интеграции российской экономики в мировую, а во-вторых, обеспечением российским предприятиям возможности сравнения результатов их деятельности в области совершенствования качества с лучшими зарубежными достижениями в этой сфере.



3. Современные концепции и модели управления качеством

 

3.1 Зарубежный опыт управления качеством


Всеобщий контроль качества, осуществляемый фирмами США, Японии и странами Западной Европы, предполагает три обязательных условия.

1. Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Повышение качества должно идти по возрастающей, так как качество – это постоянно меняющаяся цель.

2. Мероприятия по повышению качества должны затрагивать все подразделения без исключения. Опыт показывает, что 80 – 90% мероприятий не контролируется отделами качества и надежности. Особое внимание уделяется повышению качества на таких этапах, как НИОКР, что обусловлено резким сокращением срока создания новых изделий.

3. Не прекращающийся процесс обучения ориентирован на определенное рабочее место и повышение мотивации персонала.

В 80-х годах вышли две известные работы Э. Деминга: "Качество, производительность и конкурентоспособность" и "Выход из кризиса", где он приводит 14 принципов, ставшие затем основой теории всеобщего качества.

1. Ориентация производства на перспективные цели.

2. Полный отказ от производства дефектной продукции.

3. Устранение контроля со стороны контрольных органов: вписывание контроля в трудовой процесс.

4. Сокращение количества смежных поставок для изготовления изделий.

5.Применение статистических методов с целью выявления двух источников брака:

а) рака из-за неотлаженности производственного механизма;

б) брака из-за местных неполадок.

6. Постоянное, настойчивое профессиональное обучение работников.

7. Применение статистических методов контроля качества на всех фазах управления производством, на всех этапах принятия решений.

8. Создание в организации атмосферы, устраняющей страх быть наказанным за упущения в работе, за доклад о поломках и авариях.

9. Оказание всемерной помощи тому, кто пытается внести в производственный процесс какие-либо усовершенствования, кто стремиться к исследованиям, кто вообще хочет знать больше.

10. Отказ от использования пустых призывов повышать производительность труда без обеспечения этих призывов соответствующими конкретными действиями со стороны руководства, без налаженной системы профессионального обучения.

11. Постоянное совершенствование методов трудовой деятельности, периодический отказ от устаревших приемом.

12. Организация всеобщего обучения работников основам статистического контроля качества.

13. Организация системы интенсивной переподготовки персонала в области материалов, дизайна, оборудования и методов производства.

14. Максимальное использование знаний персонала по статистике, постоянная ориентация на таланты.

В производственном процессе методы статистического контроля: контрольные карты, гистограммы, карты рассеяния, графы, проверочные листы применяются для выявления дефектов. Для решения проблемных задач - "метод Дельфы", метод "черного ящика", метод дневников, синектика, "метод 66", "мозговой штурм".

Метод Дельфы позволяет выбрать из предлагаемой серии альтернатив наиболее приемлемую, лучшую. Члены группы в определенной последовательности дают оценку каждой альтернативе.

Метод "черного ящика" предлагает решение проблем посредством анализа конкретных ситуаций. При этом ситуации подбираются таким образом, что в процессе их анализа участники дискуссии невольно касаются и вопросов возникновения дефектов.

Метод дневников предусматривает, что члены группы в течение определенного срока записывают в записную книжку все идеи возникающие по обсуждаемой проблеме. Затем записи обсуждаются на собрании, делается их коллективный анализ, подводятся итоги.

Синектика. Данный метод подходит как для выявления проблемных ситуаций, так и для решения текущих проблем. Этапы:

-анализируются проблемы, предложенные лидером группы:

-каждый из участников обсуждения дополнительно выдвигает свои проблемы, которые также тщательно обсуждаются, и принимается какая-то общая модель решения.

На третьем этапе в дискуссии оспаривают коллективную идею, помогают членам группы принять правильное решение.

Метод 66 предусматривает, что не менее шести членов группы качества в течение шести минут пытаются сформулировать конкретные действия, высказать идеи, способные решить заданную проблему.

"Мозговой штурм" должен генерировать как можно больше идей, предложений. Доводы приводятся без тщательного обдумывания, спонтанно. Есть мнение, что, оказавшись в подобной ситуации, человек чаще высказывает нужные, а иногда даже блестящие идеи.

3.2 Японские модели управления качеством

В настоящее время комплексный подход к управлению качеством в Японии состоит из пяти функциональных основных элементов:

1. Статистический анализ качества.

2. "Тотальный" контроль качества в рамках фирмы.

3. Массовое обучение персонала.

4. Развитие кружков качества.

5. Непосредственное участие высшего руководства в движении за качество.

В японских системах впервые была использована четырехуровневая иерархия качества, в которой угадывается основной принцип концепции ТQМ — ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей. Структура на рисунке 6.

Наиболее известные Японские модели.

1.     КРУЖКИ КАЧЕСТВА (Quality Сircle)

2.     Программа «ПЯТИ НУЛЕЙ»

3.     Система JIT (Just-In-Time)

4.     Система КАНБАН


Рисунок 6 – Иерархия качества

 

3.3 Всеобщее управление качеством (TQM)

Total Quality Management — это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, приводящей к всеобщему качеству. Отсюда качество — это не то, что Вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность организации.

Всеобщее управление качеством — это подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды как для сотрудников организации, так и для общества в целом.

Основные элементы модели TQM представлены на рисунке 7.


Рисунок 7 - Основные элементы модели TQM

качество менеджмент антикризисный управление

Из рисунка видны наиболее важные элементы TQM.

1. Вовлеченность высшего руководства или стратегия качества в компании (организации).

2. Акцент на потребителя: фокусировать всю деятельность компании на нужды и пожелания как внешних, так и внутренних потребителей.

3. Всеобщее участие в работе каждого в процессе достижения главной цели.

4. Внимание процессам рассматривая их как оптимальную систему достижения главной цели — максимизацию ценности продукта для потребителя и минимизацию его стоимости как для потребителя, так и производителя.

5. Постоянное и непрерывное улучшение качества продукта.

6. Базирование решений только на фактах, а не на интуиции или опыте ее работников.

Принципы TQM.

На сегодня существует несколько основных «школ» ТQМ (японская, американская, европейская). Поэтому в среде специалистов нет единого мнения о количестве принципов, на которых базируется ТQМ. Основными признаны следующие.

1.     Ориентация организации на потребителя.

2.     Роль руководства.

3.     Вовлечение сотрудников.

4.     Процессный подход.

5.     Системный подход к управлению.

6.     Постоянное совершенствование.

7.     Принятие решений, основанное на фактах.

8.     Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Тотальное управление предусматривает также всеобщую ответственность за обеспечение качества на всех этапах жизненного цикла изделия, включая исследования и разработку, производство, сбыт и послепродажное обслуживание. При этом используются различные формы интеграции исследовательских и проектных организаций с производственными подразделениями.

Такой идеологии придерживаются крупные компании «Sony», «Nissan», «Toyta» и другие распространяя свою практику контроля качества на независимые фирмы субподрядчиков.

Какие проблемы при внедрении TQM могут возникать в России и что необходимо сделать?

Во-первых, необходимо взять за основу стандарты ИСО-9000.

Во-вторых, создать и затем совершенствовать систему управления качества, используя методы ТQМ.

В-третьих, систематически проводить самооценку в целях сокращения отставания от лидеров — победителей конкурса на премию по качеству.

Основные проблемы при внедрении концепции обычно возникают в сфере управления персоналом. Любая организация, решившая заняться совершенствованием качества, сталкивается, минимум, с четырьмя препятствиями.

1.     Сопротивление персонала нововведениям

2.     Ограниченное понимание менеджерами разных уровней взаимосвязи качества продукции с эффективностью деятельности организации

3.     Подход к совершенствованию качества как к разовому мероприятию или очередной новомодной кампании

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.