Рефераты. Управление качеством продукции на производстве ОАО "Волжский Оргсинтез"

Сертификация может быть международной, региональной, национальной. Выделяют также многостороннюю и двустороннюю сертификацию.

По правовому признаку различают обязательную и добровольную сертификацию. По процедуре проведения бывает самосертификация, называемая «заявление о соответствии», и сертификация третьей стороной.

Изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду, а также другие показатели и качественные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами-регламентациями подлежат обязательной сертификации. Например, обязательной сертификации подлежат продукты питания, автомобили, самолеты, электрооборудование, газовые приборы, строительные материалы и другую продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, производитель не имеет права не только реализовать, но и производить.

Добровольная сертификация основывается на стандартах и, в основном, уделяет внимание техническим и эксплуатационным характеристикам продукции, определяющим надежность, долговечность, безотказность, эргономические и экономические показатели, то есть показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой.

Самосертификaция допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Германии, Голландии, Канаде, США, Японии и др. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность.

Сертификация третьей стороной, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе стороне. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса.

Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих высокий международный авторитет. Сертификационный знак, выданный престижным испытательным центром, является лучшей рекламой продукции.

Все системы сертификации предусматривают необходимость проведения тщательных испытаний.

Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:

- выдается документ – сертификат соответствия;

- продукция маркируется знаком соответствия;

- продукция заносится в список изделий, разрешенных к продаже, который имеется в сертификационных центрах.

Сертификат выдается на единичную мощность изделия; на массовую продукцию выдается знак соответствия, который должен наносится под контролем Главного контролера сертификационного центра и только на изделие из выпущенной партии или на их упаковку, или на то и другое.

Органом государственного управления стандартизацией, метрологией, сертификацией в Российской Федерации являлся Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ). Согласно п.13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 20 мая 2004 года) Госстандарт РФ преобразован в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству промышленности и энергетики РФ [15. С.15]. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля.

Орган по сертификации – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованный в установленном порядке для выполнения работ по подтверждению соответствия.

Орган по сертификации осуществляет следующие функции:

- привлекает на договорной основе для проведения исследований и измерений испытательные лаборатории;

- осуществляет инспекционный контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;

- ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;

- информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшие ее;

- приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия;

- обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации.

Общепризнанным международным органом, занимающимся вопросами стандартизации, является Международная организация стандартизации со штаб-квартирой в Женеве (International Standard Organization) ИСО.

Стандарты ISO 9000 – это, по сути, комплекс требований к системе управления, обеспечивающий стабильность качества и снижающий риски заказчика. Они носят рекомендательный характер, однако более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов [1. С.533].

Стандарты серии ISO 9000 развиваются в сторону расширения области применения, совершенствуются механизмы его функционирования. Первая версия стандартов была издана в 1987 году. Необходимость учета требований к качеству ряда продуктов, которые не были учтены при разработке первой версии стандартов, потребовала их пересмотра. В результате появилась вторая версия в 1994 г. В декабре 2000 г. Международная организация по стандартизации опубликовала стандарты серии 9000 версии 2000 г. Они гарантируют потребителю право более активно воздействовать на качество продукции, обеспечивают законодательную базу. Эти стандарты включают в себя пять основных моделей (ИСО серии 9000 – ИСО серии 9004) системы качества, в которых установлены основные требования по созданию общих программ управления качеством в промышленности и сфере обслуживания.

ИСО 9000 – это обзор и введение в прочие стандарты, определение терминов и понятий качества.

ИСО 9001 – исчерпывающий общий стандарт по обеспечению качества при проектировании, разработке, производстве, установке и обслуживании продукции.

ИСО 9002 – менее подробный стандарт с упором на производство и установку продукции.

ИСО 9003 – наименее подробный стандарт, охватывающий конечный осмотр и испытание готовой продукции.

ИСО 9004 содержит ориентиры по управлению системой контроля качества, необходимые, чтобы проверяющие лучше поняли смысл ИСО 9001.

Многие европейские и американские фирмы побуждают своих поставщиков получить регистрацию ИСО. Компания, не прошедшая регистрацию в соответствии с ИСО 9000, рискует не получить заказов. В последние годы распространяется ИСО 14000 – стандарт по управлению экологическим состоянием предприятия [4. С.344-345].

Следовательно, совершенствование системы стандартизации, применение международных стандартов – неплохая предпосылка для создания предприятиями систем обеспечения качества, способных значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Важно признание таких систем потребителем. Этого можно достичь с помощью сертификации. Сертификация продукции в момент покупки позволяет проверить соответствие товара требованиям стандартов. Сертификация устанавливает, что продукция испытана, проверена достаточно объективно.

3. Управление качеством продукции на производстве ОАО «Волжский Оргсинтез»


ОАО «Волжский Оргсинтез» определило для себя основное направление развития - стать «компанией европейского класса». Это может быть достигнуто только за счет высоких требований к качеству, которое для ОАО «Волжский Оргсинтез» является основной ключевой целью. Под высоким качеством понимается в первую очередь удовлетворение требований и желаний потребителей, удовлетворение работников и акционеров, положительное влияние на общество.

Так как эти требования постоянно растут, качество должно непрерывно совершенствоваться. Это является важным условием технического обеспечения и фактором укрепления позиций предприятия на рынке.

Отдел системы качества разработал следующие цели в области качества:

1) сертификация системы качества по модели ИСО 9000, что позволит предприятию:

- минимизировать риск отказа покупателя от продукции или ее возврата (вследствие нестабильности качества) и связанных с этим потерь и ухудшения экономических показателей деятельности предприятия;

- повысить конкурентоспособность ОАО «Волжский Оргсинтез» и, как следствие, расширить внутренний рынок и увеличить экспортные возможности;

- повысить престиж предприятия в глазах потребителей и общества, укрепить доверие к фирменной марке. Следствием сертификации, таким образом, станет рост заказов, поступающих как от отечественных, так и от зарубежных потребителей и увеличение объемов сбыта продукции;

- повысить эффективность менеджмента качества за счет использование недвусмысленных процедур и рационального распределения полномочий и ответственности в области качества;

- улучшить отношение исполнителей к работе вследствие наличия необходимых инструкций, обучения, более простого представления информации о проблемах качества, ощущения надежности работы;

- получить возможность «говорить на одном языке» со специалистами по качеству на международном уровне;

2) сертификация системы управления окружающей средой по ИСО 14000;

3) совершенствование системы качества предприятия с целью продвижения ее к TQM;

4) Постоянное повышение квалификации персонала в области качества [19].

Для повышения качества продукции предприятие ОАО «Волжский Оргсинтез» придерживается стандартов ISO версии 2000 г., в основу которых положены 8 принципов управления качеством:

 1) организация, ориентированная на потребителя. Это более полное выполнение требований потребителя к продукции завода по техническим характеристикам, надежному транспортированию, упаковке, соответствие продукции и производства нормам и законам. Организация должна понимать их настоящие и будущие запросы, выполнять их пожелания и стремиться превзойти их ожидания. Это значит, что сущность бизнеса, его направленность и шансы на успех определяет не то, что предприятие думает о своей продукции или услуге, а то, что потребитель думает о своей покупке. Только потребитель может оценить качество продукции. Задача ОАО «Волжский Оргсинтез» - немедленно реагировать на его замечания, предложения и предлагать продукцию по приемлемым ценам. Преимуществами реализации этого принципа являются:

- рост прибылей производителей и их доли на рынках за счет гибкости и быстрой реакции на желания потребителей;

- повышение престижа организации;

2) роль руководства в системе менеджмента качества. Руководители достигают цель организации путем создания внутренней среды, в которой работники полностью вовлекаются в решение задач организации. То есть управление качеством связано с перестройкой сознания руководителей. По мнению профессора К. Исикавы, «если случаются ошибки, то от двух третьих до четырех пятых ответственности лежит на руководителе».

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.