Рефераты. Управление качеством продукции на производстве ОАО "Волжский Оргсинтез"

- эргономические показатели отражают комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических, психофизиологических свойств человека, среды и продукции;

- социальные показатели аттестуют социальную полезность продукции, ее влияния на качество жизни, на качество и условия труда, безвредность и безопасность для здоровья, на природопользование и экологию;

- показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность изделий стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации с другими изделиями;

- показатели транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств;

- патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции.

1) показатель патентной защиты выражает степень защиты изделия авторскими свидетельствами и патентами стран предполагаемого экспорта;

2) показатель патентной чистоты выражает степень воплощения в изделии, предназначенном для реализации только внутри страны, технических решений, не подпадающих под действие выданных в России патентов исключительного права, а для изделий, предназначенных для реализации за рубежом, - технических решений, не подпадающих также под действие патентов, выданных в странах предполагаемого экспорта. Этот показатель позволяет судить о возможности беспрепятственной реализации изделия в России и за рубежом;

- показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции;

- художественно-эстетические показатели формируют дизайн, внешний вид, выразительность, гармоничность, целостность оформления, соответствие среде, стилю, утвержденным образцам и требованиям моды [3. С. 329-331].

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, то есть удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, что можно представить следующей формулой:


Копт= Q/C, (1)


где Q - качество изделия;

C- затраты на приобретение и эксплуатацию изделия [3. С. 147].

Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее всего определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели.

Для определения качества выпускаемой на предприятии продукции применяют систему общих показателей, в которую входят:

- доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем их объеме;

- доля изготовленной продукции, на которую получены сертификаты;

- доля производственного брака;

- относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам.

Следовательно, качество продукции в современных условиях – важнейшее составляющее эффективности производства, поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все – от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранения качества объединены в систему управления качеством.


2. Стандартизация и сертификация как элементы системы управления качеством продукции


Управление качеством продукции – это постоянный целеустремленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимальной с точки зрения предъявляемых к ней требований и обеспечивающей максимально эффективное ее использование [2. С.455-474].

Под фактором понимается конкретная сила, способная изменить свойства исходных материалов. Основными факторами обеспечения качества продукции на уровне предприятия являются:

- материальная база, включающая в себя необходимые материальные ресурсы, инфраструктуру и оборудование, обеспечивающее применение передовых технологий для организации современного производства;

- квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе;

- эффективное управление предприятием в целом и качеством в частности, направленное на создание продукции требуемого уровня качества [16. С.78-79].

Каждый из перечисленных факторов необходим, но только в совокупности они могут быть достаточными для обеспечения качества продукции. При этом первостепенное значение имеет заинтересованность персонала в хорошей работе, без чего не может ни хорошая материальная база, ни передовая технология, ни современная организация работ по управлению качеством. В этом заключается принцип обеспечения качества продукции. Этот принцип представлен в виде причинно-следственной диаграммы (в соответствии с рисунком 2)


 










Рис.2 Принцип обеспечения качества продукции.


Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей их реализации. При управлении качеством продукции объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они протекают как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

Политика в области управления качеством должна включать:

- улучшение экономического положения предприятия;

- расширение или завоевание новых рынков сбыта;

- достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

- ориентацию на удовлетворение требований потребителя;

- освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

- улучшение важнейших показателей качества продукции;

- снижение уровня дефектного дефектности изготавливаемой продукции;

- увеличение сроков гарантии на продукцию;

- развитие сервиса.

Важными элементами в системе управления качеством продукции являются стандартизация и сертификация.

Стандартизация – это установление правил и их применение с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и должны обеспечивать оптимальную пользу обществу [6. С.23].

В число основных целей стандартизации входит обеспечение:

- безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья, окружающей среды и имущества;

- технической и информационной совместимости; взаимозаменяемости продукции; согласования и увязки ее показателей и характеристик; кодирования; классификации; унификации; типизации и агрегатирования машин и изделий;

- единства методов контроля и единства маркировки;

- устранение технических барьеров в производстве и торговле;

- конкурентоспособности продукции;

- качества продукции в интересах потребителя и государства;

- экономии всех видов ресурсов (снижение материало-, энерго- и трудоемкости, применение малоотходных технологий);

- безопасности всех видов хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф;

- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

 Стандартизация выступает нормативной основой обеспечения качества продукции, выполняя при этом три основные функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция стандартизации реализуется в следующих областях:

- представление в договорах (контрактах) достоверной информации о продукции в удобной и понятной форме;

- повышение качества и конкурентоспособности продукции, поскольку благодаря стандартизации основных параметров продукции становится возможным проведение объективной оценки уровня ее качества и конкурентоспособности и соответственно разработки направлений их повышения;

- внедрение новой техники и уменьшение возможности дублирования разработок аналогичной техники;

- увеличение серийности и масштабов производства, способствующие повышению производительности труда и снижение себестоимости продукции;

- взаимозаменяемость и совместимость. Стандартизация обеспечивает совпадение размеров и допусков отдельных деталей, возможность совместного использования различных видов продукции;

- эффективное управление производством, поскольку стандартизация производственных процессов и контроль за их ходом создают необходимые предпосылки для достижения заданного уровня качества при оптимальных затратах.

Социальная функция стандартизации проявляется в создании нормативов и достижении на практике такого уровня параметров и показателей продукции, работ, услуг, который соответствует социальным целям общества, связанным с охраной окружающей среды, здравоохранением, безопасностью людей при производстве, обращении, использовании и утилизации продукции.

Коммуникативная функция стандартизации обеспечивает возможность создания базы для объективного восприятия различных видов информации через нормативную фиксацию терминов и определений, условных знаков, символов, обозначений, установление единых правил оформления документов и т.п., способствуя тем самым достижению необходимого для общества взаимопонимания и расширяя взаимообогащающий обмен информацией [5. С.228-229].

К документам в области стандартизации, используемые на территории Российской Федерации, относятся:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- классификации, применяемые в установленном порядке, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- стандарты предприятий.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:

- основополагающие;

- на продукцию, услуги;

- на работы (процессы);

- на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования.

Стандарты на продукцию устанавливают требования к группам однородной продукции или к конкретной продукции.

Стандарты на работы устанавливают основные требования к методам выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на методы контроля устанавливают методы проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.

Так же основным гарантом высококачественной продукции является ее сертификация. Сертификация – это система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов [6. С.539-540]. Сертификация представляет собой важнейший фактор улучшения продукции, действенный механизм управления ее качеством, дающий возможность объективной оценки ее конкурентоспособности, соответствия требованиям экологической чистоты.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.