Рефераты. Управление и социально-психологический климат в коллективе

*помимо формального распределения ролей, если таковое имеется, обязательно складывается и неформальное их распределение, которое обычно признается группой. Одни ее члены выполняют роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий группы, третьи заботятся о поддержании хорошего микроклимата, четвертые следят, чтобы был порядок в работе, пятые отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи и т. д.

Внутри организаций существуют много различных типов групп.

Например, команда (бригада) - группа людей, сформированная для достижения конкретной цели. Цель определяет тип сформированной группы или команды.

Группы бывают формальными и неформальными.

Неформальные группы, развивающиеся внутри организаций, формируются благодаря установившимся взаимоотношениям между людьми. Такие группы не являются частью формальной организационной структуры. Неформальные группы обычно социальны по природе. Например, неформальная группа - работники, регулярно встречающиеся за обедом или на планерке. Они могут не работать вместе (в одном подразделении), но у них установились взаимоотношения благодаря работе в одной организации. Неформальная группа может проявляться в двух разновидностях:

1) в виде неформальной организации, в которой неформализованные служебные отношения несут производственное (функциональное) содержание и существуют параллельно с формальной организацией. Например, оптимальная система деловых связей, способы принятия решений, некоторые формы оптимизации труда и др.;

2) в виде социально-психологической организации, представленной межличностными отношениями, возникающими на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с производственными нуждами .

Формальные группы обычно формируются для выполнения регулярной функции (например, отдел по управлению персоналом или бухгалтерия ЛПУ), но могут быть созданы и для решения определенной целевой задачи (например, комиссия по разработке новой системы оплаты труда или комиссия по социальным вопросам). Формальные группы внутри организации создаются, чтобы служить конкретным функциям.

В зависимости от цели такие группы называют иногда командами. Они могут быть постоянными или временными. Есть три типа формальных групп: командные, целевые и специальные группы.

Командные групп создаются для достижения целей организации. Командная группа обычно является постоянной, в которой лидер имеет формальную власть над ее членами. Следовательно, членство в командных группах вертикальное. Лидер командной группы обеспечивает связь с другими группами, занимающими более высокое положение в организационной структуре, для облегчения коммуникаций и разрешения проблем.

Например, командная группа - старшая медсестра и медсестры отделения сестринского ухода многопрофильной больницы. Это медсестринская бригада, цель которой - обеспечить уход за пациентами. Медсестра-руководитель является лидером группы, имеет власть над медсестрами и выполняет функцию связующего звена с другими группами.

Целевая группа состоит из нескольких человек, работающих сообща над выполнением определенных заданий. Хотя у этой группы есть общий руководитель, она отличается от командной большей самостоятельностью в планировании и осуществлении своего труда.

Например, группы сотрудников отделений ЛПУ: терапевтического, хирургического, гинекологического.

Целевая группа может не иметь лидера. Внутри отделения или рабочего подразделения также может быть несколько целевых групп. Они могут быть командными, но их членами могут быть работники других отделений. Членство в целевой группе, например в операционной бригаде, может быть временным или постоянным в зависимости от потребностей пациентов.       

Специальные группы создаются для решения конкретных вопросов и проблем внутри организации. Примерами специальных групп являются комитеты, комиссии и советы. Специальные группы (обычно временные) создаются для решения конкретных вопросов и проблем.

Например, специальной группой может быть группа людей, объединившихся с целью рассмотреть возможности открытия в своей поликлинике реабилитационного отделения.

Постоянные комитеты создаются для решения вопросов, связанных с функционированием организации. Комитет, как правило, является более долговечным образованием, нередко становится постоянной частью организационной структуры. Членство в комитете определяется обычно должностью сотрудника, так как он должен быть официальным представительным лицом для разрешения возникших проблем.

Например, постоянным комитетом может быть совет сестер ЛПУ, сформированный для того, чтобы медсестры могли сообща решать общие проблемы, затрагивающие их деятельность.

Руководитель сестринской службы при организации совета медсестер ЛПУ, должен рассмотреть следующие условия:

*членами совета должны быть люди, желающие внести вклад в его работу, преданные делу, которые могут отдавать силы и время работе;

*члены совета должны иметь различный опыт работы и различную подготовку, а также достаточно знаний и опыта, чтобы выполнять порученную работу;

*количество членов совета должно быть достаточным, чтобы выполнялись все порученные задания, но не таким большим, чтобы затруднять дискуссии;

*необходимо четко определить задачу, обязанности и механизмы отчетности совета;

*задания, поручаемые отдельным членам совета, необходимо давать заблаговременно, чтобы у них было время на их выполнение. При этом необходимо четко оговорить, когда выполнение задания будет обсуждаться на заседании совета;

*все секторы совета должны иметь эффективных лидеров и письменно зафиксированные повестки дня заседаний совета.

Все группы - формальные и неформальные - накладывают определенные ограничения на своих членов, оказывают на них давление, заставляя соответствовать нормам группы, которые могут касаться внешнего вида, поведения, отношения к работе, руководству. В этой связи эффективность работы руководителя не в последней мере будет определяться его способностью влиять на нормы, существующие в различных группах возглавляемого им коллектива, причем сделать это извне практически невозможно, не пользуясь доверием и уважением членов группы.

Эффективная и слаженная работа предполагает наличие определенных командных характеристик, определенного числа и распределения ролей между членами группы. Теоретики управления посвятили много времени определению оптимального размера групп. В большинстве случаев идеальный размер команды определяется в 5-12 человек. Группа из 2-4 человек отличается неформальными взаимоотношениями, в ней довольно много времени уходит на обсуждение личных проблем и отношений. В командах более 12 человек часто образуются конфликтующие подгруппы, члены больших групп меньше ощущают на себе командный дух, для них характерны разногласия и различия во мнениях. Долгосрочная эффективная деятельность группы предполагает принятие ее членами определенных ролей.


3. Роли членов групп


Наиболее приемлемым, является деление ролей на три группы: целевые, поддерживающие и индивидуальные. Целевые роли, принимаемые членами команды, ориентированы на то, что необходимо сделать. Чтобы работа группы была выполнена, целевые роли должны исполнять либо члены команды, либо ее лидер.

1. Инициатор. Приводит в движение команду, определяя цели для нее, проблему, или предлагая новую постановку проблемы, выдвигая новые идеи и предлагая новые подходы к разрешению проблемы или выполнению задачи. За время работы группы в ней может быть несколько инициаторов.

2. Предоставляющий информацию. Разъясняет важные факты и высказывает мнения, основываясь на личных знаниях и опыте. Он может также высказывать мнение по поводу того, как группа должна рассматривать ценностные установки, имеющие отношение к делу.

3. Собирающий информацию. Занимается поиском фактов, необходимых для работы команды. Он также поощряет других предоставлять или прояснять важные факты или мнения, основываясь на их знаниях и опыте.

4. Выясняющий мнения. Анализирует мнения, которые проясняют или отражают ценности, выраженные в предложениях других членов команды.

5. Осуществляющий проработку. Приводит примеры и разъясняет значение предложений, а также прогнозирует дальнейшую судьбу предложений.

6. Координатор. Планирует, сводит воедино, устанавливает связь между идеями и предложениями, интегрирует действия группы.

7. Обобщающий (ориентирующий). Помогает группе ориентироваться, резюмируя или намеренно повторяя решения, или повторно перечисляя действия или идеи, которые обсуждала команда. Он также определяет, когда человек отходит от предварительно установленной цели дискуссии, и подвергает сомнению его высказывания.

8. Оценивающий. Помогает группе оценить качество предложений или решений, пытаясь определить их выполнимость. Он анализирует результаты работы команды и сравнивает их с установленными нормами или ожидаемыми результатами.

9. Побуждающий. Стимулирует действия группы и повышает степень активности ее членов.

10. Специалист по процедурам. Облегчает действия группы, следя за соблюдением определенных правил и инструкций.

11. Регистратор. Ведет запись основных результатов деятельности группы и периодически их зачитывает.

Члены группы, принявшие на себя социально-эмоциональную, поддержку, выполняют поддерживающие роли:

1. Поощряющий. Поддерживает членов команды, принимая их мнения, идеи и вклад в общее дело и выражая похвалу. Он содействует сплоченности группы, созданию атмосферы тепла и солидарности.

2. Миротворец. Выступает посредником и урегулирует конфликты. Он способствует ослаблению напряженности, помогая членам группы сосредоточить внимание не на разногласиях, а на тех моментах, которые помогут работать сообща. Человек, принимающий на себя роль миротворца, часто уместной и дружелюбной шуткой помогает восстановить гармоничные отношения в команде.

3. Ищущий компромисса. Идет на уступки для урегулирования конфликта.

4. Обеспечивающий участие. Способствует открытому общению и участию в обсуждении всех членов группы, следя за тем, чтобы каждый имел возможность выразить свои идеи и чувства.

5. Устанавливающий нормы. Помогает группе сформулировать необходимые цели и оценить качество ее работы.

6. Комментатор (подводящий итоги). Наблюдает за работой коллектива и записывает результаты, обеспечивает обратную связь по вопросам выполнения работы командой.

7. Исполнитель. Прислушивается к идеям и решениям группы, принимает их и работает в соответствии с ними.

Индивидуальные роли, принимаемые членами группы, наносят ущерб ее работе, так как концентрируют внимание на отдельном человеке и отвлекают остальных от работы.

1. Агрессор. Выражает неодобрение по поводу ценностей и чувств других членов группы, используя словесные выпады или отпуская обидные шутки в их адрес.

2. Создающий препятствия. Выступает против идей и предложений других членов группы, выражает отрицательные мнения, вспоминает давние предметы споров и использует "скрытые повестки дня" для удовлетворения личных целей.

3. Ищущий признания. Пытается привлечь внимание к себе, хвалясь личными достижениями и выражая своим поведением превосходство над другими членами группы.

4. Исповедующийся. Использует группу в качестве форума для самовыражения.

5. Повеса. Демонстрирует цинизм и безразличие по отношению к коллективу, участвует в легкомысленных затеях и не принимает участия в деятельности группы. Словами и действиями демонстрирует непричастность к команде.

6. Доминирующий. Пытается захватить власть над командой, манипулируя коллективом и отдельными членами, прерывая высказывания других.

7. Ищущий помощи. Пытается добиться симпатии других членов группы, демонстрируя неуверенность, смущение и замешательство, умаляя собственные достоинства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.