МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕНЕДЖМЕНТУ
ТЕМА: «ТВОРЧЕСТВО И ИССЛЕДОВАНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ»
ВЫПОЛНИЛА: студентка 2-й группы
II курса заочного отделения
Трескина И.Г.
АРХАНГЕЛЬСК – 2006
Оглавление
Введение………………………………………………………………….стр.3
1. Творчество и управление. Менеджер-исследователь………………стр.4
1.1. Исследование управления как функции, ценности и фактора творчества………………………………………………………………..стр.4
1.2. Исследования в требованиях к современному менеджеру..стр.7
1.3. Основные черты менеджера исследовательского типа……стр.10
2. Системы управления и их исследование……………………………стр.12
2.1. Система управления как объект исследования…………….стр.12
2.2. Организация исследования: виды и методы проведения исследования…………………………………………………………….стр.15
2.3. Технология исследования систем управления…………….стр.19
3. Консультирование как форма организации исследования систем управления………………………………………………………………стр.23
3.1. Управленческое консультирование: междисциплинарный
и трансдисциплинарный подходы……………………………………..стр.23
3.2. Пример разработки и использования в практике
управленческого консультирования междисциплинарных (физика&
экономика) моделей…………………………………………………….стр.26
4. Формирование интегрального исследовательского интеллекта….стр.32
Заключение……………………………………………………………...стр.37
Список литературы……………………………………………………..стр.40
Введение
Данное курсовое исследование имеет своим предметом творческие начала управления, и связанные с этим исследования в менеджменте.
Целевой установкой курсовой работы является исследование вопросов и проблем менеджмента с точки зрения творческого подхода в управлении. Это исследование необходимо для более ясного понимания того, что успешное управление зависит от умения руководителя творчески решать задачи управления. Но хочется отметить, что далеко не всегда руководитель (особенно крупного предприятия, находящегося на рынке довольно продолжительное время) может сам справиться с анализом системы управления своего предприятия, спрогнозировать развитие фирмы, поэтому порой необходимым является приглашение консультантов по управлению.
В ходе исследования были рассмотрены такие вопросы, как творчество и менеджмент (как эти понятия соотносятся между собой), системы управления и их исследование; рассмотрены изменения в требованиях к менеджеру на протяжении истории управления как науки; далее были выделены основные черты менеджера исследовательского типа. Одной из распространенных форм проведения исследований систем управления предприятий является консалтинг, рассмотрению которого было уделено достаточно много внимания: одним из самых действенных и эффективных подходов в управленческом консультировании были названы междисциплинарный и трансдисциплинарный подходы, применение которых было наглядно продемонстрировано в п.3.2. Последняя глава посвящена такому понятию, как «интегральный исследовательский интеллект», где были выделены принципы формирования коллективного интеллекта и принципы организации его деятельности.
Курсовое исследование проведено путем подбора и систематизации, обработки материалов и фактов из научной литературы (см. Список литературы, с.39).
1.Творчество и управление. Менеджер-исследователь
1.1. Исследование управления как функции, ценности и фактора творчества
Управление — древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьезный научно-методический фундамент.
Наука располагает мощными средствами познания мира — методом анализа, т.е. расчленения явления на его составные части, свойства, ступени развития, и методом синтеза — обобщения, составления цельной картины изучаемого процесса. Анализ предшествует синтезу, их объединяет органическая, внутренне необходимая связь. Теория управления персоналом или наука об административном управлении далеко не всегда может, к сожалению, опираться на дедуктивные и экспериментальные методы исследований, так как изучаемые явления нельзя изолировать от влияния внешней среды и побочных факторов. Помимо анализа и синтеза наука (и особенно искусство) располагает еще одним удивительным, таинственным инструментом — интуицией. Интуиция — результат напряженной работы человеческой мысли, постоянного, настойчивого поиска решения проблемы.
Поскольку управление является не только наукой, но и искусством, то роль интуиции в принятии управленческих решений особенно велика и ответственна, тем более что эти решения обычно принимаются при остром дефиците времени и обычно отмене не подлежат. Сейчас, когда наша страна находится в стадии мучительных поисков политических и экономических решений, особо важно, чтобы руководитель любого уровня понимал — успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных основ управления и умении творчески применить эти знания, т.е. при владении искусством управления.
В практической деятельности управляющие находятся в постоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению характерные черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков (Г. Кунц, С. О'Доннел и др.) категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством: "Процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организованного знания в области управления) к реальностям любой ситуации".
В широком смысле термин "искусство" применим к любой сфере человеческой деятельности, когда какая-либо работа выполняется умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле. Искусство является составной частью более общих систем (эстетика, культура) и проявляется как способность к импровизации, высокое умение объединять отдельные элементы знания и интуиции в новые, ранее неизвестные комбинации; развивает творческое воображение, способствует нравственному самоопределению и самосознанию личности, формирует эстетические вкусы и идеалы. Если искусство есть деятельность, направленная на изучение и образное моделирование окружающего нас мира, то искусство управления отвечает этому принципу, так как руководитель должен постоянно исследовать возникающие реальные ситуации и творчески моделировать варианты принимаемого управленческого решения. Искусство управления — способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени.
Наука и искусство основаны на творчестве в отличие от репродуктивной деятельности, направленной на количественное воспроизведение достигнутого стандарта. Смелый прорыв в неведомое, талант первооткрывателя лежат в основе прогресса, однако и реализация великих открытий, развитие материальной культуры общества требуют не только репродуктивной деятельности, колоссальной концентрации ресурсов, но и истинно творческой активности многих незаурядных личностей.
Менеджмент как особый вид деятельности никогда не отстранялся от творчества; напротив, всегда его использовал, причем двояко. Во-первых, для собственных нужд, т.е. для разработки тех или иных управленческих решений. Ведь и такие сугубо будничные повседневные акции, как всяческие заседания, совещания, планерки, «пятиминутки» и т.п., для управленцев, по сути, представляют занятие творчеством – пусть часто и неэффективным, даже бестолковым. Во-вторых, менеджмент использует творчество для побуждения подчиненных к действиям, требующимся с точки зрения тех, кто руководит. Такое побуждение предполагает при элементарно грамотной его организации постоянную апелляцию к заложенному в каждом работнике творческому началу, - пусть осуществляющуюся на интуитивном уровне.
Подчеркивая, что современный менеджмент пронизан творчеством и без него вообще невозможен, нельзя, впрочем, забывать об известной истине: чем больше в какой-то области деятельности творчества, тем больше ее тяготение к сфере искусства. В настоящее время вся система менеджмента выводится на качественно новую ступень научности, логичности, формализованности. Практика показывает, что этот переход на новую ступень развития происходит плавно, без нарушения видимой целостности созданной стройной системы, однако с глубинной деформацией многих устоявшихся и казавшихся незыблемыми истин и стереотипов. Отсюда правомерно предположить, что система менеджмента вступает в новую фазу развития, и ее, следовательно, ожидают новые интересные открытия, прежде всего в постижении основ творчества.
Менеджмент творческих процессов тесно связан с проблемами мыследеятельности. Характер этой связи и вытекающие из нее обстоятельства требуют специального исследования, пока еще в большей степени не осуществленного и даже в существенной мере не начатого.
Современная наука подошла к осознанию того, что творчество – это интегральное понятие о разнородных и нередко противоречивых процессах, и нужно уметь в этом запутанном конгломерате выделять именно ту структурную составляющую, которая в данных условиях требуется. Иначе не реализуется важнейшее положение менеджмента: для него объект управления всегда должен быть конкретизирован, грамотно и четко очерчен и представлен в ясных и однозначных терминах.
1.2. Исследования в требованиях к современному менеджеру
Каким должен быть современный менеджер, чтобы успешно выполнять свои функции? Дискуссии на эту тему начались еще в начале ХХ века, когда впервые начали изучать управление и связанные с ним руководство, лидерство.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6