Как видим, невыполнение плана произошло практически по всем основным видам продукции в 2007 и 2008 годах. Невыполнение плана по производству теплоэнергии может свидетельствовать о сокращении производства металлопродукции предприятия либо об изменение погодных условий (потеплении), что вызвало сокращение потребности в данном виде продукции. О сокращении выпуска основной продукции предприятия можно судить и по невыполнению плана по производству сжатого воздуха. А вот невыполнение плана по производству кислорода, свидетельствует, скорее всего, о потере потребителей или о сокращении спроса.
Теперь проведем анализ ассортимента и структуры продукции (таблица 5).
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства продукции. Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется по формуле (1):
,(1)
где V1, V2, Vn – объем продукции, принятый в расчет, по каждому виду;
Vбаз – плановый объем производства продукции.
В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более планового. Рассчитаем его величину 2007 и 2008 годов по данным таблицы 4.
Судя по величине коэффициентов, произошли изменения в ассортиментной политике управления: в 2008 году увеличился выпуск некоторых изделий (теплоэнергия, азот) и сократился других (сжатый воздух, кислород). Причем, производство азота в 2008 году превысило как показатели 2007 года, так и план 2008 года. Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, то есть удельный вес одних видов продукции возрастает, а других уменьшается.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (формула 2, 3), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
(2)
(3)
гдеВП – стоимость валового выпуска продукции;
VВПобщ – общий объем выпуска продукции в натуральном выражении;
Удi – удельный вес i-го вида продукции в общем объеме производства;
Цi – цена i-го вида продукции.
Теперь рассчитаем влияние структуры производства данным способом:
Из произведенных расчетов можно сделать следующие выводы. Если бы объем производства равномерно уменьшился, например, на 5% по всем видам продукции и не нарушилась сложившаяся структура, то общий объем производства в базовых ценах составил бы 510258,41 тыс.руб. При текущей структуре он выше на 906,82 тыс.руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Теперь проанализирую положение товаров на рынке сбыта. От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь нужно изучить динамику каждого вида продукции на рынках сбыта за последние два года (таблица 6).
Таблица 5 – Анализ структуры продукции.
Продукция
Отпускная цена, руб.
Объем производства продукции, ед.
Структура продукции, %
Выпуск продукции в базисных ценах, тыс.руб.
Изменение выпуска продукции за счет структуры, тыс.руб.
2007 г.
2008 г.
Факт при базовой структуре
Теплоэнергия
344
447620
466885
2,04
2,13
153981,28
153961,26
160608,44
+6647,18
Сжатый воздух
353
308576
292649
1,41
1,33
108927,32
109198,5
103305,10
-5893,4
Кислород
11,45
11061377
10639043
50,36
48,49
126652,77
126506,85
121817,04
-4689,81
Азот
11,9
10145836
10540727
46,19
48,05
120735,45
120591,8
125434,65
+4842,85
Итого
-
21963409
21939304
100
510296,82
510258,41
511165,23
+906,82
Примечание: показатели 2007 года принимаются за базовые.
Таблица 6 – Анализ динамики рынков сбыта продукции.
Показатель
2007 год
2008 год
Объем реализации продукции, Гк
Цена единицы продукции, руб.
333
Себестоимость единицы продукции, руб.
284,8
299,63
Прибыль, тыс.руб.
21575,28
20715,69
Рентабельность, %
16,9
14,8
327
149,69
162,51
54713,61
55746,71
118,4
117,2
10,9
2,44
2,69
93579,25
93198,02
346,7
325,6
3,7
3,9
1,1
26379,17
29514,04
236,3
254,5
Основываясь на результатах анализа, выделяют четыре категории товаров:
- «Звезды», которые приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;
- «Дойные коровы» - эти товары переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование «трудных детей»;
- «Трудные дети» - это, как правило, новые товары, нуждающиеся в рекламе, продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звездами»;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9