Хотя и по мере увеличения использования компьютерной и другой информационной техники в производстве и управлении, значительного увеличения объемов управленческой информации, необходимости ее систематизации, отсеивания избыточной информации труд вспомогательного персонала резко усложняется, требует подготовки, знаний, опыта, все более влияет на качество управленческих процессов в целом. Кроме того, повышается доля в нем творческих операций.
1.2 Особенности стратегического менеджмента в лизинговой деятельности
Система управления подразделяется на операционный и стратегический менеджмент. В результате создания устойчивой системы операционного менеджмента формируется бизнес-модель, отлаженная схема получения прибыли. Но отсутствие четкой долгосрочной концепции не позволяет развивать ее. Операционная система управления лизинговой компанией позволяет использовать в качестве ценности лизинга только возможности от налоговой оптимизации, в данном случае другие источники экономической ценности лизинга не задействованы. Активизация и расширение лизинга возможны через формирование и развитие инструментов стратегического менеджмента в корпоративной среде[5].
Развитие операционной и стратегической систем менеджмента лизинговой компании осуществляется в следующем порядке:
– создание эффективной операционной системы за счет реализации простой посреднической схемы при использовании налоговых льгот и
последовательного расширения клиентской структуры;
– формирование стратегических стандартов в организации, ориентированных на создание благоприятного финансового состояния и потенциалов для привлечения крупного дешевого финансового ресурса;
– развитие системы стратегического менеджмента в части достижения целей по значительному увеличению оборотов компании;
– поиск свободных потребительских ниш, дифференциация и стратегическое фокусирование;
– стратегия расширения – увеличение объемов сбыта в рамках разработанной ниши;
– стратегия защиты и оптимизации операционных издержек.
Представленные выше этапы развития систем управления в компании показывают волнообразную структуру, поиск новых возможностей, адаптацию и (как следствие) количественное расширение, захват нового экономического пространства.
Функциональные особенности стратегического менеджмента в лизинге определяют возможности использования стандартных стратегических инструментов управления для активизации новых источников ценности лизинга.
Выделим функциональные особенности стратегического менеджмента в лизинге:
– система сегментирования и позиционирования рассматривает совокупность взаимосвязанных элементов: бизнес клиента и степень его риска, виды источников финансирования лизинговых проектов, степень износа и ликвидности оборудования;
– целевая ориентация бизнеса строится исходя из возможностей развития новых и укрепления старых отношений с внешними контрагентами, достижения требуемых показателей количественного роста компании;
– управление стратегическими активами предусматривает необходимость формирования политики диверсификации инвестиционно-финансовой деятельности, создания долгосрочных финансовых резервов, развития имиджа и общественного доверия к компании;
– развитие основных корпоративных компетенций расширяют возможности грамотной оценки риска клиентского бизнеса, знания рынка оборудования, опыта реализации сложных лизинговых проектов, эффективного привлечения стратегических финансовых ресурсов.
В настоящее время компании только начинают внедрять основные принципы и функции стратегического менеджмента. Перестроечные процессы сложны в реализации. Следовательно, необходимы дополнительные стимулы, основанные на централизованном управлении в рамках стратегии отраслевого развития рынка лизинговых отношений[6].
Основополагающую роль в переходе на эффективный стратегический менеджмент на рынке лизинговых отношений должно играть государство – роль стратегического координатора и катализатора. Инициатива формирования инфраструктуры, обеспечивающей упрощение основных функций стратегического управления в компаниях, должно исходить из общегосударственной политики. Необходимо постепенное внедрение новых инфраструктурных элементов, стимулирование и поощрение компаний, реализующих в собственной корпоративной политике принципы стратегического менеджмента.
Для построения эффективной системы стратегического менеджмента в корпоративной среде лизинговой деятельности необходимо:
– внедрение подходов и методов стратегического менеджмента, адаптированных к лизинговой деятельности;
– налоговое льготирование долгосрочных лизинговых контрактов;
– распространение профессионального обучения топ-менеджмента лизинговых компаний эффективным методам стратегического управления;
– расширение возможностей макроэкономического анализа и прогнозирования;
– создание инфраструктуры внедрения программных пакетов по автоматизации систем стратегического управления в лизинге.
Важную роль в лизинговой деятельности играет стратегическая ценность, выраженная в факторах хозяйственной деятельности, сформированных в процессе длительной работы компании: имидж, контакты с внешними партнерами бизнеса, опыт эффективной работы, знание практических аспектов отрасли. Лизинговая деятельность ограничена в технологической сложности.
Главным элементом конкурентоспособности компании является последовательно нарабатываемая эффективность. Именно поэтому фокусирование на основных принципах стратегического менеджмента в рамках лизинговой деятельности при построении системы управления компанией в конкурентных условиях должно быть приоритетным.
2. Анализ управленческого труда на примере лизинговой компании «УРАЛСИБ»
2.1 Социально-экономическая характеристика ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ»
ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ» входит в состав Финансовой корпорации «УРАЛСИБ». ЛК «УРАЛСИБ» имеет высокие кредитные рейтинги: Fitch Ratings на уровне «B+», «Эксперт РА» на уровне «А+», а также высокий уровень системы риск-менеджмента «Эксперт РА» «А.rm». С 2009 года ЛК «УРАЛСИБ» представляет РФ в составе Международной Ассоциации Лизинговых Компаний IFLA.
Основной задачей Совета Директоров является защита интересов акционеров, обеспечение устойчивого развития и роста капитализации Лизинговой компании «УРАЛСИБ» в том числе за счет:
– определения стратегии развития лизингового бизнеса;
– контроля реализации стратегических инициатив;
– формирования системы корпоративного управления;
– принятия решений о реализации инвестиционных программ;
– утверждения организационной структуры и организационных изменений;
– формирования системы риск-менеджмента;
– контроля за управлением основными рисками общества.
При совете директоров сформирован Комитет по аудиту.
В задачи Комитета входит:
– оценка кандидатов в аудиторы Лизинговой компании «УРАЛСИБ», оценка результативности внешнего аудита и выработка рекомендаций для продления / прекращения контракта с внешним аудитором;
– контроль учетной политики и соблюдение процедур формирования отчетности;
– анализ существенных изменений в законодательстве и оценка степени их влияния на результат финансово-хозяйственной деятельности и финансовую отчетность;
– оценка эффективности процедур, обеспечивающих соблюдение законодательства и Кодекса корпоративного поведения;
– анализ результатов проверок внешних регулирующих органов и выработка рекомендаций по вопросам соблюдения законодательных требований, имеющих существенное влияние на результат финансово-хозяйственной деятельности;
– оценка эффективности действующих процедур внутреннего контроля и управления рисками, подготовка предложений по их совершенствованию;
– надзор за подготовкой исполнительными органами отчетности и за объективностью этой отчетности.
МИССИЯ компании.
Развивать реальный сектор экономики России и предпринимательскую активность населения, повышать конкурентоспособность и инновационность российских предприятий. Развивать лизинговый субхолдинг, успех которого основан на профессионализме, гармоничном отношении к жизни и ощущение счастья сотрудниками.
ВИДЕНИЕ. Лизинговый субхолдинг – устойчивый и прибыльный холдинг федерального масштаба, входящий в ТОП-3 по объему лизингового портфеля среди частных лизинговых компаний, развитыми партнерскими каналами продаж, сфокусированный на предоставлении стандартизированных продуктов в приоритетных отраслях экономики, лояльной командой профессионалов, разделяющей принципы здорового образа жизни и позитивного мышления, с производительностью труда на уровне лучшей восточноевропейской практики.
Ценности компании.
1. Эффективный социально-ответственный бизнес.
2. Партнерские отношения с клиентами.
3. Результативная вдохновенная команда.
4. Здоровый образ жизни.
5. Позитивное мышление.
6. Приверженность.
Таблица 1 – Ключевые показатели Лизинговой компании «УРАЛСИБ» 2006–2008 гг[7]
Показатель
2006
2007
2008
Объем нового бизнеса, млн. руб.
15903
34125
46645
Лизинговый портфель, млн. руб.
18446
36042
57755
Количество сотрудников
157
359
407
Количество филиалов, шт.
29
66
72
Количество новых сделок, шт.
3789
5424
6189
Клиентская база
2613
4089
5571
Рисунок 1 – Чистая прибыль Лизинговой компании «УРАЛСИБ» 2006–2008 гг[9].
2.2 Система риск–менеджмента в лизинговой компании «УРАЛСИБ»
Для обеспечения стабильного и эффективного управления в Лизинговой компании «УРАЛСИБ» значительное внимание уделяется формированию системы корпоративного управления, совершенствованию корпоративных процедур и внутренней нормативной базы, становлению системы анализа и управления рисками. Совет Директоров, система Комитетов и Правление позволяют осуществлять корпоративное управление в соответствии с передовыми международными стандартами.
Страницы: 1, 2, 3, 4