Рефераты. Сущность, предмет, принципы менеджмента

С позиции этого подхода, все системы можно разделить на открытые и закрытые.

Открытая система динамически взаимодействует с окружающим миром, обменивается с внешней средой информацией, энергией, продуктом. Примером - коммерческая фирма, которая взаимодействует с финансовыми органами, государством, поставщиками и потребителями, изменяет свою структуру в зависимости от потребностей клиентов, схем налогообложения, цен на выпускаемую продукцию и материалы и т.д.

В отличие от открытых систем, в закрытых системах не происходит получения ресурсов и обмена информацией с внешней средой. Закрытая система черпает энергию внутри себя. Для таких организаций характерно сокращение размеров со временем. Примером может служить бюрократическая организация, которая потеряла связь с внешней средой, не воспринимает поступающую извне информацию и ресурсы, в итоге работает сама на себя, не удовлетворяя потребностей клиентов во внешней среде. Конечный результат деятельности таких систем хорошо иллюстрирует пример командно-административной формы управления экономикой в СССР, приведшей к его развалу. Хотя нельзя оценивать все так однозначно.

Жесткие системы – как правило, авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей, организации (религиозные организации, диктатуры).

Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям и слабой устойчивостью (финансовые котировки, слабообученный персонал).

Особенности современной административной реформы в России: направления, проблемы, результаты, перспективы.

Административная реформа – комплекс мер по оптимизации основных функций органов исполнительной власти, а также структуры и системы органов исполнительной власти.

Результатом административной реформы является создание системы эффективного осуществления государственных функций, которые обеспечивали бы высокие темпы экономического и социального развития страны и повышение качества жизни населения. Административная реформа включает две основных стороны: а) избавление от избыточных и дублирующих функций и построение новой, адекватной этим функциям структуры системы органов государственной власти; б) создание действенного механизма реализации этих функций, обеспечение информационной открытости и улучшение качества оказания государственных услуг.

Нормативной основой административной реформы РФ является Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, а организационной основой - Правительственная комиссия по административной реформе. Итогом административной реформы должно стать повышение удовлетворенности граждан качеством государственных услуг с 14% в 2005 году до 50% в 2008 году и снижение затрат бизнеса на преодоление административных барьеров с 10% выручки в 2005 г. до 5% в 2008 г и 3% в 2010 г.

Первый этап реализации административной реформы (2003 – 2005 гг.)

Начало практических действий - Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». Где были сформулиров. 5 главн. задач:

1. Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.

2. Исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти.

3. Развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики.

4. Организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам.

5. Завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

В результате проведения реформы были упорядочены функции государственного управления => кардинальное обновление структуры федеральной исполнительной власти. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию были сосредоточены в федеральных министерствах, функции контроля и надзора – в федеральных службах, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом – в федеральных агентствах.

Число федеральных органов исполнительной власти в результате реформы возросло. Если до реформ 58, то в марте 2004 г. их стало 76, после корректировки в мае 2004 года – 80, а к настоящему моменту – 84.

Основным результатом первого этапа проведения административной реформы - разделение функций государственного управления между различными типами федеральных органов исполнительной власти по схеме «министерство – служба – агентство», позволившее четко определить сферы ответственности органов исполнительной власти, оптимизировать их состав и механизмы функционирования и исключить коллизии между функциями выработки политики, реализации политики и контролем политики в государстве.

задачи, первого этапа реформы были решены не полностью, но в то же время был сделан шаг к радикальным переменам в структуре и функциях «центральной» и, в меньшей степени, региональной исполнительной власти.

Второй этап и перспективы реализации административной реформы (2006 –2008 гг.)

целями административной реформы (2-ой этап) в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах являются:

- повышение качества и доступности государственных услуг;

- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

- повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

В соответствии с Концепцией государства административная реформа сводится к реализации мероприятий по 6 основным направлениям.

1. управление по результатам. Целью - внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ и подведомственных государственным органам организациях. => осуществление контроля за исполнением решений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ и повышение эффективности использования их ресурсов.

2. стандартизация и регламентация. Цель - разработка и внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов, а также совершенствование имеющихся и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц. Это должно повысить качество государственных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций, сориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей, а также повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти.

3. оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции. Цель - ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекратить избыточное государственное регулирование и обеспечить формирование эффективных механизмов противодействия коррупции. Важной составляющей - совершенствование действующей системы контроля и надзора, направленное на дальнейшее сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности. Разработка и обеспечение широкого применения аутсорсинга - механизма выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе.

4. повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества. Цель-преодоление информационной закрытости органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также отсутствия обратной связи с гражданами и организациями, повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, повышение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

5. модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти. Внедрения международных стандартов и создания систем мониторинга по основным направлениям реализации административной реформы.

6. обеспечение административной реформы =>создание типовых программ административной реформы для фед. министерств, фед. служб и агентств и типовой программы административной реформы в субъекте Российской Федерации. В рамках направления предполагается создать механизм мониторинга и оценки хода административной реформы, достижения поставленных ею целей, запланированных показателей результативности.

 

14. Государственное управление социальными и экономическими процессами: программно-целевой подход


По мере формирования рыночных отношений и уяснения того несомненного факта, что в условиях перехода к рынку государству необходимо использовать программно-целевой подход в управлении, начался возврат к разработке и реализации целевых программ решения насущных проблем российской экономики, которых накопилось более чем достаточно. При этом возникла необходимость в приспособлении методики и организации разработки целевых программ к сложившимся в России рыночным формам и методам хозяйствования при одновременном использовании накопленного в советский период опыта программно-целевого планирования и управления.

Роль целевых программ в государственном регулировании:

1. возможность для управляющего органа добиться значительной концентрации ресурсов именно в рамках программного решения отдельной проблемы. Острота проблемы предопределяет повышенное общественное внимание к ее решению и позволяет управляющему органу, а иногда и просто вынуждает его направить большее количество ресурсов на данную цель.

Оживление программно-целевого планирования в России, начавшееся в 1993—1994 годах, привело к последующему бурному росту количества утвержденных Правительством РФ целевых программ. Начался своеобразный программный бум.

Основные виды целевых программ в России направлены на развитие социальной инфраструктуры, рациональной системы экономического регулирования, обеспечение внутренней и внешней безопасности, активизацию инструментов стимулирования инновационной активности.

Правительством РФ периодически принимает ряд решений, направленных на совершенствование работы с федеральными целевыми программами.

Однако, работа государственных заказчиков, несмотря на предпринимаемые меры по совершенствованию работы с федеральными целевыми программами, имеет недостатки.

Во-первых, тенденция к увеличению количества федеральных целевых программ ведет к включению в состав как действительно ориентированных на решение острых, неотложных проблем, для чего необходимо привлекать средства федерального бюджета, так и ряда других, менее значимых проблем, которые должны решаться на региональном, местном, отраслевом уровнях. В итоге федеральный бюджет нагружен таким количеством целевых программ, что бюджетные средства, выделяемые на отдельные программы, оказываются явно недостаточными даже с учетом финансирования из внебюджетных источников.

Во-вторых, финансирование федеральных целевых и федерально-региональных программ из средств федерального бюджета все еще рассматривается как финансирование в дополнение к основным статьям расходов. Поэтому целевые программы становятся первыми жертвами в случае выявления дефицитности бюджета, недостаточности располагаемых финансовых ресурсов для покрытия расходов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.