Рефераты. Структура, задачи и организация управления предприятием

Структура, задачи и организация управления предприятием

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Ижевская государственная сельскохозяйственная академия"

Факультет непрерывного профессионального образования

Менеджмент






Курсовая работа

Тема: Структура, задачи и организация управления предприятием





Студент: И.В. Малых

Гр.15 ЭКУ

Шифр 0505108

4 курс

Руководитель: Е.А. Некрасова






Ижевск 2008


Содержание


Введение

Глава 1. Теоретические аспекты структур, задач и организации управления предприятием

1.1 Управление и его содержимое

1.2 Структура управления

Глава 2. Организационно-правовая и экономическая характеристика ОАО "БыстроБанк"

2.1 Правовая характеристика

2.2 Организационная структура

2.3 Экономическая характеристика

Выводы и предложения

Список литературы

 


Введение


Человек как существо и индивид для чего-то живет и совершает какую-либо деятельность, важную для себя, может быть для общества или для кого-нибудь еще. Если этот человек определил свою цель и пытается найти способы достижения цели, он решает первоочередные или второстепенные задачи. Он организовывает себя.

Сейчас для 90-95% работоспособных граждан РФ основная цель в жизни заработать денег для того, чтобы полноценно жить. Одни нанимаются на работу, другие их нанимают. Цель каждого - доход. Такое добровольное объединение людей ради одной цели называется ОРГАНИЗАЦИЯ.

Организации бывают бюджетные и коммерческие. У бюджетных организаций цели абсолютно разные, а вот коммерческие организации, независимо от сферы занятости на рынке, имеют одну цель - прибыль.

Любое предприятие - это основное звено экономики. Оно обеспечивает население работой, а значит доходом, без которого в сложившейся рыночной системе экономики не обойтись. Организации (в силу своей деятельности на рынке) вращают оборотные средства страны в нутрии нее и за пределами. Чем выше экономика страны, тем выше по статусу страна и ее общество. У населения появляется стимул к повышению своего материального и духовного богатства. Для того, чтобы устроиться на работу, необходимо обладать определенными знаниями, навыками и умениями, а также качествами характера. И человек начинает ставить себе задачи, которые приведут его к назначенной цели.

Так же поступает любая организация: ставит перед собой цель, миссию и множество задач, способствующих приближению к цели.

Чтобы придти к цели, кто-то должен грамотно управлять всеми ресурсами организации и планировать дальнейшие этапы развития, а это есть менеджмент.

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. [определение менеджмента и рисунок взяты из лекции, автор Е.Г. Непомнящий "Экономика и управление предприятием"].



Объектом аналитической работы будет коммерческий банк ОАО "БытроБанк", который находится в данный момент времени на одной из самых сложных стадий своего развития. В кратции: в декабре 2007г. произошло объединение двух банков (ОАО "ИжЛадабанк" и ОАО "МобилБанк), 16.06.2008 ребрендинг в силу постановки новой задачи "территориальное присутствие банка". ОАО "ИжЛадабанк" быстрыми темпами развивает свою филиальную сеть за пределами нашего региона, где географическая привязка "Иж" препятствует формированию клиентской базы.

И сейчас вопрос организации управления предприятием стоит очень остро. С 2004 г. банк смог нарастить свой персональный портфель от 7 до более, чем 500 сотрудников, занятых в различных направлениях (коммерческое управление, департамент технологического обеспечения, маркетинга, управления персоналом и т.д.).


Глава 1. Теоретические аспекты структур, задач и организации управления предприятием


1.1 Управление и его содержимое


Управление включает три аспекта:

"Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);

"Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

"Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:

сопоставление существующего состояния с желаемым ("где мы?" и "куда идем?");

руководящие требования к действиям ("что надо сделать?");

критерии принятия решений ("какой путь лучший?");

инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли и что из этого следует?" (рис.1.1).


Рис.1.1 Сущность менеджмента


Основные виды целей:

стремление к доходу;

стремление к имущественному состоянию;

стремление к благосостоянию;

стремление к увеличению оборота ("доли рынка");

стремление к снижению расходов;

завоевание имиджа.

Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы).

Нормативные требования к управлению включают:

принципы предпринимательской деятельности;

основные цели, объекты, сферы деятельности;

требования к ее организации.

Основные принципы предпринимательской деятельности:

четкое представление смысла предпринимательской деятельности;

отношение менеджеров к участникам предпринимательской деятельности (например, готовность нести ответственность за работников фирмы и перед вкладчиками капитала);

отношение к окружающей среде (к партнерам по рынку, общественной и экономической среде);

восприимчивость к НТП;

готовность к риску.

Принципиальные требования к организации деятельности фирмы:

к способу управления (например, авторитарный или демократичный);

в области инноваций (например, текущее, гибкое или жесткое планирование);

в среде информации (открытость, секретность);

принципы мотивации;

организационные структуры;

принципы контроля.

Реализация всех этих нормативных требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы и конкретные политики в отдельных сферах деятельности.

С нормативными требованиями к управлению и политикой управления жестко связано представление о морали деловых взаимоотношений - этике предприятия. Эти нормы должны обязательно вводиться в обеспечение стабильности предприятия и с целью ограничения принципа максимизации прибыли, что порождает конфликты при управлении конкретными сферами деятельности фирмы.

Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать:

учет их индивидуальных особенностей;

предоставление возможности полного раскрытия индивидуальности;

защита от необоснованного вмешательства;

гарантия прав;

справедливая оплата;

социальные гарантии;

учет сфер персональной ответственности;

участие в управлении и т.д.

По отношению к рыночному партнеру:

доверительность в совместной работе;

отказ от обмана;

гарантированное оптимальное снабжение;

внимание к потребителям;

честность в конкуренции и т.д.

По отношению к акционерам:

соразмерное участие в прибыли;

честное информирование;

совместные действия;

защита интересов собственников и т.д.

Культура предприятия - совокупность ценностей, норм, идей, которые подсознательно и сознательно формируют стиль поведения сотрудников. Ее основные аспекты:

экономический (отношение к прибыли, контролю);

организационный (стандартизация, формализация, четкое целеполагание, иерархия);

технический (инновации, степень риска, роль НИОКР);

рыночный (роль маркетинга, отношение к партнерам, роль предпочтений клиента) и т.д.

Идеальным является сочетание рамочной культуры для всей фирмы и гибкое формирование субкультур (маркетинга, учета, НИОКР).

Культура определяет стиль, репутацию (марку) предприятия.


1.2 Структура управления


Редко осуществляется одноступенчатая иерархия в управлении:



Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению.

Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень - тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности


Рис.1.2 Иерархия менеджмента


Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.

Функция управления - вид управленческой деятельности, определяющая приемы и способы направления на достижение цели организации. Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы всего поля управления (рис.1.3).


Рис.1.3 Поле управления


Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).

Общее управление предприятия состоит в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности, что подробно будет рассмотрено в дальнейшем.

Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента.

Итак, организационная структура управления - это форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения, должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.

Типы организационных структур:

линейные (административное подчинение);

функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);

программно-целевая четкое определение целей, формирование и осуществление программы действий, направленных на достижение этих целей.

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется (рис.1.4).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.