Рефераты. Стратегическое планирование местного самоуправления

В результате осуществления этапов I—II объект управления предстает в виде модифицированной карты «организация — внешняя среда», где в характеристики внутренней среды включаются располагаемые ресурсы, организация их движения, узловые точки потоков, структура управления ресурсами, а внешняя микросреда — социально-экономическое состояние МО. Системный подход позволяет адекватно реагировать на изменения внешней среды через учет результатов постоянного мониторинга при постановке и реализации стратегических и тактических задач.

III. Определение проблем и постановка целей, т.е. желаемого состояния, с учетом условий и ограничений, выявленных на этапах социально-экономического и ресурсного анализов.

Выявить проблему, значит, наполовину ее решить . Поэтому идентификация общей проблемы — первый важный этап, исходная посылка всего алгоритма. Например, общей проблемой местных бюджетов являются недостаток ресурсов и их слабая диверсифицированность и, как следствие этого, обратная корреляция доходов с макроэкономической ситуацией в МО.

В процессе стратегического планирования сначала разрабатывается концепция программы комплексного социально-экономического развития, где в текстовой свободной форме раскрывается система представлений о стратегических целях и приоритетах местной социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Структурно концепция социально-экономического развития МО включает следующие разделы:

Ø    Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации.

Ø    Стратегический выбор и цели социального развития.

Ø    Стратегические цели экономического развития МО.

Ø    Стратегические цели градостроительного развития.

Ø    Основные направления местной социально-экономической политики .

Ø    Ресурсы для реализации концепции и механизм их использования.

Цели, которые ставят перед собой управленческие структуры в процессе формирования стратегии социально-экономического развития, представляют собой основу для выработки критериев оценки результатов деятельности местных органов власти и принятия решений, в т.ч. по бюджетным расходам, а также формирования организационных структур. Этим целям должны удовлетворять следующие принципы:

Ø    целенаправленности — определение приоритетных целей для МО в перспективе, осуществляется исходя из необходимости достижения (а при возможности и превышения) государственных минимальных стандартов качества жизни населения;

Ø    комплексности — рассмотрение приоритетных целей, реализуемых местным самоуправлением, происходит в контексте всей совокупности прогнозируемых социально-экономических показателей развития МО;

Ø    системности — определение перспективных направлений развития осуществляется с учетом внешних взаимосвязей, реализация этого принципа предполагает, что при обосновании стратегического выбора развития МО должны быть учтены предпосылки и ограничения его развития, формируемые на различных уровнях (муниципальном, региональном, федеральном);

Ø    адаптивности — формирование стратегического плана развития необходимо осуществлять с учетом возможных изменений внешней среды, которые могут вызвать корректировку плана. Такая корректировка должна проводиться с минимальными политическими, социальными и экономическими издержками;

Ø    эффективности — означает уверенность, что именно выбранный набор целей, определенных в качестве приоритетных для данного МО обеспечит достижение требуемого качества жизни с наименьшими финансовыми и социальными затратами;

Ø    минимизации рисков — в процессе формирования стратегии должны быть оценены возможные риски, обусловленные выполнением тех или иных целей в будущем. Характеристики прогнозируемых рисков должны быть учтены при сравнительном анализе вариантов;

Ø    баланса интересов — обеспечение согласованности или непротиворечивости федеральных, региональных и местных интересов при выборе стратегии.

Ø    легитимности — обязательное рассмотрение и принятие предложенного варианта на уровне представительного органа местного самоуправления.

Ø    измеримость, реальность и ясность для исполнителей.

Процесс формирования концепции в общих чертах можно представить в виде совокупности последовательно выполняемых шагов:

1.                Организационно-подготовительный.

2.                Аналитический.

3.                Разработка проекта концепции.

4.                Согласование и утверждение концепции.

Официально принятая концепция развития в значительной степени облегчает разработку и принятие стратегических целей.

Цель в управлении любым объектом выступает как мобилизующий фактор. Цель — это идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния объекта, представление о том, каким он должен быть . Если базовая концепция не является видимой, ясно понятой, четко выраженной — экономика МО оказывается во власти обстоятельств , администрация не управляет социально-экономическими процессами, а напротив, процесс управляет ее действиями. Необходимо четко выделить цели развития МО и распределить их по трем уровням:

1.                 Стратегические — определяют главные приоритеты перспективного развития и финансирования. самоуправления.

2.                 Тактические — буферные, промежуточные цели, являющиеся этапами в достижении стратегических.

3.                Оперативные — цели нижнего уровня, являющиеся необходимым основанием для достижения тактических целей.

Одним из наиболее важных аспектов стратегического плана является выбор приоритетных целей, на разрешение которых будут направлены основные усилия. Эти проблемы объединяются в восемь взаимосвязанных блоков:

1.                Экономическое развитие.

2.                Окружающая среда и качество жизни.

3.                Механизм принятия решений и передачи информации.

4.                Структура органов управления.

5.                Общественные услуги.

6.                 Проблемы региона в целом, на территории которого расположена административная единица.

7.                Социальные проблемы.

8.                Другие проблемы, характерные для данного МО, например:

- Увеличение спектра перспективных для молодежи специальностей. Обучение специалистов в области логистики, развитие которой позволит увязать торговлю как одну из наиболее развитых сфер в муниципальном образовании, транспорт, связь и современные компьютерные и управленческие технологии.

Расширение спектра услуг, предоставляемых муниципальной сферой, за счет привлечения частнопредпринимательского сектора. Развитие деловой инфраструктуры создает условия для экономического роста и увеличения занятости, а также расширяет налоговую базу бюджета.

Для оценки приоритетов целей предлагается применить пирамиду А. Маслоу (рис. 2.1), спроецированную на систему потребностей МО следующим образом:

1.                На нижнем уровне (физиологических потребностей) находятся обеспечение нормативного количества продуктовых торговых точек с доступным социально значимым ассортиментом товаров, нормативной площади жилья, нормативов медицинских услуг и др.

2.                На втором уровне (защищенности) будут находиться цели по обеспечению правопорядка, экологической защищенности среды.

3.                Третий уровень (социальный) — развитие сети социально-досуговых учреждений.

4.                Четвертый уровень (статус потребности или уровень успеха) составляют цели, направленные на профессиональное развитие и повышение квалификации членов сообщества.

5.                Пятый уровень целей (уровень власти) направлен на доминирование МО по экономическому развитию среди соседних МО и др.

Два последних уровня относятся к вторичным или высшим потребностям МО. Потребности удовлетворяются снизу вверх, соответственно снижается приоритетность стратегических и тактических задач и расходов бюджета .

Диагностика, цели стратегического и тактического плана обеспечивают вход ключевой блок методики — бюджетирование

 На данном этапе происходит построение финансовой структуры, представляющей собой ЦФО (центр финансовой ответственности и взаимосвязей между ни ми). Анализ бюджета МО, его расходных и доходных статей, т.е. непосредственного объекта управления рассматриваемого уровня местного самоуправления, позволяв выделить центры финансовой ответственности.


Рис.2.1 Пирамида Маслоу

Глава 3 Реализация плана стратегического развития

 

3.1           Механизмы выполнения плана


Для успешного развития Дзержинскому необходима четкая стратегия развития, прогнозирование своего будущего с учетом его реальных возможностей и ограничений. Исходя из местных ресурсов, стратегия города определяет перспективное видение города через 15-20 лет, целевые ориентиры развития города, приоритеты развития, а также инструменты достижения поставленных стратегических целей.

Принципы создания и выполнения стратегии

При формировании долгосрочной стратегии необходимо руководствоваться следующими принципами развития города:

1.Публичное, ответственное и эффективное управление городом. Органы местного самоуправления проводят открытую политику, широко информируя жителей о планах развития города.

2. Обеспечение баланса интересов всех слоев общества и общественного согласия.

3. Опора на собственные силы.

4. Последовательность в проведении политики социально-экономического развития города

5. Сохранение стабильными направлений развития города на средне- или долгосрочный период вне зависимости от общественно-политической и хозяйственной ситуации в городе. Формирование на их основе текущих задач городского управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.