Рефераты. Стратегическое планирование местного самоуправления

Стратегическое планирование местного самоуправления

Оглавление


Введение

Глава 1. Сущность стратегического планирования

1.1 Применение стратегического планирования на практике

1.2 Элементы стратегического плана

Глава 2. Методы стратегического планирования и управления

2.1 Методы построения стратегий

2.2 Методика стратегического управления развитием МО

Глава 3 Реализация плана стратегического развития

3.1 Механизмы выполнения плана

3.2 Оценка реализации плана: критерии и индикаторы успеха

Заключение

Список литературы

Приложения

 

Введение

Актуальность работы обусловлена тем, что внимание к стратегическому планированию в структурах местного управления усилилось. Связано это с процессами децентрализации государственного управления, которые способствовали повышению автономности в принятии решений на региональном и местном уровнях. В тех странах, где процесс децентрализации совпал с процессом экономической глобализации, местные органы власти сумели переориентироваться в формулировании собственной экономической политики и оказались более подготовленными для преодоления структурного кризиса местной экономики. Там, где этого не произошло, экономический спад приобрел серьезные масштабы и значительно повлиял на благосостояние городского и сельского населения. Сейчас очевидно, что экономический и политический контекст принятия стратегических решений главами городов значительно отличается от такового 10-15-летней давности.

Глубокие социально-экономические потрясения 90х годов практически упразднили систему прогнозирования и планирования. Была ликвидирована система административно-планового управления, включающая в себя как долгосрочные, так и среднесрочные и годовые планы.

Директивность сковывала инициативу людей. Отсутствие перспективы привело к ряду крупных стратегических ошибок, к углублению кризиса. Это слишком дорого обошлось стране и населению /5, с. 161-162/.

Часть проблем разрешилась путём перераспределения полномочий и передачи части государственной собственности в частную. Но трансформация не могла упразднить потребность в прогнозировании и планировании, как на уровне новых собственников, так и государства.

В современной России так же разрабатываются планы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу социально-экономического развития государства и его субъектов.

Целью данной курсовой работы является анализ "Стратегического планирования развития города Дзержинского ".

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1)           рассмотрение сущности стратегического планирования;

2)           изучение элементов стратегического планирования;

3)           рассмотрение методов стратегического планирования и управления;

4)           изучение особенностей стратегического плана муниципального образования города Дзержинского.

Теоретического материала в литературе достаточно для изучения темы "Стратегическое планирование". Этот вопрос достаточно глубоко освещён как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

Законодательная база в сфере стратегического планирования в РФ обеспечена соответствующими нормативными актами: Федеральный Закон от 06.10.2003г № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ" ; указ Президента РФ «Об основах стратегического планирования в РФ» от 12.05.09; ФЗ РФ от 20 июля 1995 г «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

Методами исследования являются системный анализ социально-экономических и политических процессов, анализ и синтез, теоретический метод, метод анализа документов и нормативно-правовых актов, экспертная оценка, метод факторного анализа.

Объект исследования – стратегическое планирование в городе Дзержинского

Предмет исследования – показатели социально-экономического развития в городе Дзержинского.

Логика и структура данной работы соответствуют выбранным цели и задачам.

В главе 1 методологические основы стратегического планирования.

В ней рассмотрены:

-            Сущность стратегического планирования.

-            Применение стратегического планирования и управления на практике

Глава 2 направлена на изучение особенностей стратегического плана в МО

В ней рассмотрены следующие вопросы:

-            Методы построения стратегий

-            Методика стратегического управления развитием муниципальным образованием

Глава 3 направлена на изучение и анализ Социально-экономического развития города Дзержинского :

-                     Механизмы выполнения плана

-                     Оценка реализации плана: критерии и индикаторы успеха



Глава 1. Сущность стратегического планирования


1.1 Применение стратегического планирования на практике


Эффективными методами современного менеджмента являются стратегическое планирование и стратегическое управление. Эти методы широко применяются в рыночной экономике и решают задачи развития коммерческих фирм или осуществления коммерческих проектов. Как показывает практика, стратегическое планирование может с успехом применяться не только в коммерческой, но и в других сферах общественной деятельности. Высокая эффективность использования стратегического планирования достигается при управлении социально-экономическим развитием муниципальных образований. Однако далеко не все органы местной власти применяют в своей работе новые методы управления. В ближайшие годы в России предстоит внедрить в практику работы администраций городов и районов все конструктивные элементы такого планирования. Этому должны способствовать научный анализ и пока еще небольшой практический опыт использования стратегического управления и стратегического планирования в отечественных муниципальных образованиях.

Стратегическое планирование представляет собой особый вид деятельности хозяйствующих субъектов, территориальных органов исполнительной и законодательной власти (муниципалитетов, отдельных регионов, региональных ассоциаций), субъектов Федерации, федеральных органов исполнительной и законодательной власти и государства в целом. Она состоит в подготовке проектов стратегических решений с представлением в виде прогнозов, программ и планов, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий развития соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе с учетом изменяющихся условии внешней среды.

Из приведенного определения следует, что деятельность по стратегическому планированию должна "пронизывать" все звенья национальной экономики от ее первичного звена (хозяйствующего субъекта) до экономики в целом и представлять собой взаимоувязанный комплекс проектов стратегических решений.

К разработке местных стратегий развития призвала мировое сообщество конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД). В итоговых документах конференции записано: "Каждому местному органу власти следует разработать свою стратегию устойчивого развития". Решения конференции положены в основу политики устойчивого развития многих местных сообществ. Участие в такой деятельности носит добровольный характер. Б разработке и реализации стратегий местного устойчивого развития участвуют граждане, административные и властные структуры, политики, хозяйственники, профсоюзы, различные молодежные, женские, религиозные и другие организации.

В настоящее время практически в каждом субъекте Российской Федерации ведутся разработки региональных стратегий устойчивого развития, аналогичная работа идет в органах местного самоуправления многих городов и районов России. Вместе с тем приходится констатировать, что разработанные в регионах стратегии, принятые программы и планы местного устойчивого развития практически не реализуются. Главная причина этого - экономический и политический кризис, в котором находится наша страна. Местные органы власти стремятся, прежде всего, снять социально-экономическое напряжение на своих территориях, выплатить людям зарплату, наладить тепло-, водо-, газо-, электроснабжение населенных пунктов, обеспечить безопасность граждан. При этом многие проблемы, решение которых позволяет говорить о движении по пути устойчивого развития, уходят на второй план. Другой причиной, замедляющей переход на путь устойчивого развития, является непонимание сущности этого процесса населением и органами местного управления. Поэтому крайне важно разработать комплекс материалов (технологии, методы) по стратегическому планированию развития муниципального образования и обеспечить их широкое применение на практике, а также популяризацию среди населения муниципалитетов.

 

1.2 Элементы стратегического плана


Стратегическое планирование – процесс проектирования вероятного или логического будущего и предполагаемых будущих состояний. Это процесс познания того, как достичь своих целей, как использовать знания, чтобы направить логическое будущее к более желаемому, и затем построить эти действия, Обратный процесс идеализации стимулирует творческое мышление. Он представляет людям возможность укрепить свою уверенность в том, что они знают, какие состояния системы желательны и с каким приоритетами. Используя обратный процесс, специалисты по планированию выявляют как благоприятные возможности, так и препятствия и в итоге выбирают эффективные стратегии, облегчающие достижение желаемого будущего.

Очевидно, что все планы имеют три общих элемента – начальное состояние, цель (или конечное состояние) и процессы, связывающие эти два состояния. Цель планирования - соединить эти элементы так, чтобы с наименьшими затратами достигнуть наибольшей эффективности – т.е. максимизировать результаты.

Первый элемент любого плана – начальное состояние. Начальное состояние людей – обычно это их положение в настоящее время: люди управляют определенными ресурсами, которые позволяют им достигать некоторого другого состояния. Следует учесть все ресурсы и ограничения для обеспечения эффективности планирования.

Вторым элементом является цель. При условии, что остальные два элемента учтены правильно, этот элемент становится просто мишенью. Цели могут быть неясно определены или установлены для недостижимого состояния (не реальны). Не следует ставить цель без точных знаний о силах и влияниях, которые действуют и формируют эту цель. Цель должна быть хорошо поставлена, достижима, а также пересмотрена и изменена в соответствии с требованиями обстоятельств.

Третьим элементом плана являются процессы. Этот элемент – сам план, так как по существу в нем содержится описание метода, с помощью которого происходит переход от начального состояния к цели. Два первых элемента можно в основном рассмотреть теоретически; третий элемент, напротив, более конкретен. Он должен содержать: факторы, действующие на цель; внутренние и внешние силы, действующие на эти факторы; цели операции; логическую последовательность шагов и вероятные состояния, пригодные для принятия решений, которые нужны для управления процессом. Факторы могут быть экологическими, экономическими, культурными, социальными, политическими и технологическими. Эти факторы могут в той или иной степени контролироваться лицами, принимающими решения. Для учета этих факторов необходимо пользоваться любой доступной информацией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.