Рефераты. Современные направления менеджмента

·                   непрерывное совершенствование производства.


2.2 Управление рисками

Риск – вероятность угрозы и потери организацией части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате возникновения событий, влияющих на отклонение параметров функционирующей операционной системы[38].

Риски подразделяются на следующие виды[39]:

1.                 Чистые: природно-естественные, экономические, транспортные, политические и часть коммерческих (торговые, имущественные, производственные).

2.                 Спекулятивные: финансовые (инфляционные и дефляционные, валютные), инвестиционные (упущенной выгоды, снижение доходности, прямых финансовых потерь, кредитные, биржевые, банкротства). Спекулятивные риски предполагают возможность получения как положительного, так и отрицательного результата.

Риск связан со следующими видами потерь:

1.                 Трудовые: потери фондов времени, в том числе и рабочих, вызванные случайными, неопределенными обстоятельствами.

2.                 Финансовые: прямой денежный ущерб, связанный с предусмотренными платежами(выплатой штрафов, дополнительными налогами и т.д.).

3.                 Потери времени: замедление процесса предпринимательства по сравнению с плановым.

4.                 Социальные: ущерб здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу и имиджу организации.

5.                 Особые виды потерь связаны с инфляцией, изменением валютных курсов, изъятием средств.

6.                 Случайные и систематические.

7.                 Имущественные: утрата материального имущества организации.

Риск-менеджмент основан на понимании того, что нельзя избежать риска, необходимо его предвидеть, стремясь снизить его значение до минимального уровня. Поэтому задачей анализа риска является получение информации для принятия решения о целесообразности участия в проекте, потенциальных потерях при его осуществлении, а так же о мерах защиты от возможных финансовых потерь.

         В целом, весь процесс управления рисками можно разделить на несколько основных этапов:

                  I.                        Определяют виды рисков.

               II.                        Выявляют показатели риска. Риск предпринимателя количественно характеризуется субъективной оценкой вероятности возникновения максимального или минимального дохода (убытка) от принятия действий. Чем больше диапазон между максимумом и минимумом результата при равной вероятности их получения, тем выше степень риска. Существуют факторы, снижающие и повышающие риск. К первым относятся исследования, экспертиза, система защиты, контроль, страхование, разработка стратегии. Ко вторым – потеря, кража, пожар, наводнение, нестабильность, инфляция. Поскольку управленческая деятельность связана с последовательным принятием решений, они сопряжены с определенным риском. Именно поэтому выявление риска на данном этапе так важно.

            III.                        Выбор метода оценки риска. При оценке риска используют две группы факторов: объективные, не зависящие непосредственно от организации (инфляция, политические и экономические кризисы) и субъективные, характеризующие состояние организации(производственный потенциал, надежность контрактов и инвесторов).

            IV.                        Распределение рисков между участниками. Разработка проекта связана с выбором исполнителей, количество которых может колебаться от двух до нескольких сотен. В этой ситуации между участниками проекта возникают противоречия в связи с наличием противоположных целей. Заказчик (инвестор) всегда стремится уменьшить стоимость проекта, длительность его выполнения, а исполнитель, наоборот, желает увеличить цену проекта, производственный цикл для того, чтобы получить время для маневров. Принцип распределения рисков между участниками заключается в том, чтобы передать максимальную ответственность за риск тому участнику, который лучше всех может его контролировать. Используются так же такие методы как страхование и резервирование. Страхование – это система мер по защите интересов физических и юридических лиц за счет денежных фондов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов[40]. Резервирование повышает надежность функционирования системы. Так как при отказе элемент может быть заменен из резерва, величина резерва должна быть равна или превышать величину колебания параметров системы во времени.

               V.                        Управление рисками – искусство и формальные методы определения, анализа, оценки, предупреждения возникновения, принятия мер по снижению степени риска на протяжении жизненного цикла проекта и распределение возможного ущерба от риска между участниками проекта.

Риск-менеджмент пользуется большой популярностью. Развитие данного направления менеджмента приводит к появлению таких инструментов как например хеджирование – способ страхования цены реальных и финансовых активов от риска нежелательного падения для производителя или повышения для потребителя[41].

 

2.3 Управление качеством

Усиление конкуренции со стороны зарубежных производителей в информационную эру привело к резкому повышению стандартов качества[42]. Неудивительно, что в этих условиях возникли различные системы менеджмента качества. Разработчики данного направления руководствовались в основном идеями двух американских ученых – Э. Деминга и Дж. Джурана[43]. В данном параграфе мы рассмотрим две наиболее распространенные модели.

Первая из интересующих нас концепций – это TQM (Total Quality Management) или Всеобщее управление качеством. В основе данной модели управления лежит видение качества как основного приоритета для всех сотрудников[44]. При этом работники, контактирующие непосредственно с клиентом становятся самыми активными участниками процесса. Выделим четыре основополагающих элемента TQM[45]:

·                вовлечение работников;

·                фокусирование внимания на покупателях;

·                контрольные сравнения;

·                постоянные улучшения;

·                сокращение продолжительности цикла, упрощение рабочих циклов.

Вовлечение работников предполагает, что в процессе совершенствования качества должны принимать участие все без исключения сотрудники, а значит, необходимо их обучать, мотивировать, наделять правом принятия решений.

Фокусирование внимания на покупателях состоит в идентификации желаний и потребностей покупателей. Это один из чрезвычайно важных элементов TQM.

Контрольные сравнения необходимы для сопоставления достигнутых результатов за определенный период с достижениями конкурентов. Далее эти данные можно использовать для усовершенствования методов работы компании. Сравнению подвергаются товары, услуги, принципы ведения бизнеса. Для этой цели часто проводятся специальные исследования, а иногда – “выездные исследования” некоторых сотрудников в качестве одной команды.

TQM не ставит целью получение быстрых результатов. Данная концепция преследует долгосрочные цели постоянного совершенствования всех процессов в компании. Причем, изменения могут быть незначительными и проводиться постепенно, но на перманентной основе. Такой подход позволяет существенно повысить вероятность успеха. Важно помнить, что качество должно стать основополагающим приоритетом. Создатель концепции Э. Деминг неоднократно подчеркивал, что оно не может определяться числом приемлемых недостатков[46].

Сегодня ряд компаний самостоятельно расширяет понимание Всеобщего управления качеством вплоть до внедрения строгой экологической политики[47]. Такой подход, как эко-менеджмент приобретает все большую популярность в условиях повышения интереса со стороны населения к этим вопросам, а также усиления роли различных экологических организаций.

Вторая концепция, которую я бы хотела рассмотреть в рамках системы менеджмента качества, – это QOS или Quality Operating System, основанная компанией “Форд” еще в 1986 г.[48] В центре концепции – постоянное осознание работниками важности удовлетворения потребителя. Содержание метода можно описать через несколько стадий[49]:

·     Определением ожиданий потребителей.

·     Определение ключевых процессов, от которых эти ожидания зависят.

·     Выбор показателей, основывающихся на жизненно важных моментах для потребителей.

·     Отслеживание изменений в показателях.

·     Прогнозирование и предупреждение ухудшения показателей.

Процессы, о которых говорится во втором пункте – это то, что в наибольшей степени влияет как положительно, так и отрицательно на реализацию ожиданий потребителей. Любой такой процесс можно связать с тем или иным показателем, ориентированным на результат. Каждый показатель регулярно фиксируется, например, раз в месяц, а результаты представляются работникам, чтобы те могли видеть, в какую сторону движется компания. Поэтому в концепции QOS широко применяется деловая графика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.