Рефераты. Современное положение женщин на рынке труда

678902

7

в % к общему числу безработных женщин

66,7

66,6

66,7

67,0

8

Уровень безработицы - всего, в %

1,7

1,4

1,6

2,1

9

Уровень безработицы женщин - всего, в %

2,5

2,1

2,2

2,9

10

в том числе : до 30 лет

3,6

2,9

3,1

3,9

11

от 30 до 55 лет

2,5

2,0

2,1

2,8

* информация с Чеченской Республикой

Основной целью социальной адаптации  на рынке труда является обучение безработных граждан навыкам активного, самостоятельного поиска работы в целях минимизации сроков поиска работы, преодоления последствий длительной безработицы и возвращения мотивации к трудовой деятельности. Реализация мероприятий по социальной адаптации осуществляется преимущественно в рамках программ «Клуб ищущих работу» и «Новый старт» в рамках программ работы Центров занятости населения.


Участники данных программ обучаются принципам и технологии поиска работы, самопрезентации, навыкам делового общения, методам собеседования с работодателями и  кадровыми службами.

Преимущественное право участия в программах предоставляется длительно не работающим безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы. При проведении занятий используются программы, ориентированные на запросы разных категорий  безработных граждан: молодежи, женщин, военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил,  и членов их семей, инвалидов и др. 

В течение 2006 года органами службы занятости населения Российской Федерации было заключено 3,7 тыс. договоров с предприятиями и организациями на проведение мероприятий по социальной адаптации на рынке труда, в рамках которых 158,4 тыс. безработных граждан получили данный вид услуг.

Наибольшая численность безработных  граждан, охваченных  этими услугами, отмечается в Свердловской области (19,3 тыс. человек), в Республике Татарстан (9,4 тыс. человек), Краснодарский край (7,7 тыс. человек), Челябинская область (6,0 тыс. человек) и др.




Диаграмма 1. Наибольшая численность безработных граждан, охваченных услугами социальной адаптации по РФ за 2006 г., тыс. чел.

 

В постсоветских условиях многие женщины испытывают трудности интеграции в новую экономическую систему. Малое предпринимательство могло бы стать способом социальной адаптации для многих из них.  

Между тем, сегодня доля участия женщин в частном бизнесе остаётся крайне низкой: 0,6 процента женщин против 6,2 процента мужчин, то есть в десять раз меньше. В первую очередь это связано с крайне низкой самооценкой женщин. По данным ФОМС, доля мужчин, считающих себя способными стать «новыми русскими», составила 24%, а доля женщин почти в два раза меньше. Примерно половина российских предпринимательниц выкупили предприятия у государства, лишь 27% начали дело «с нуля».

Во властных структурах, где в большинстве работают мужчины, до сих пор продолжают доминировать устаревшие представления о женщинах только как о жёнах и матерях, но не как о лидерах, способных поставить на ноги предприятие: малое, среднее или крупное. По уровню гендерного развития Россия занимает 53-е место в мире. Поэтому «наши» женщины должны консолидировать свои усилия, чтобы отстоять свои интересы на уровне государственных структур и переломить существующее в обществе «недоверие к женщине-предпринимательнице».

Так, в Москве о дискриминации говорят около 40 процентов женщин, а в регионах - 45 процентов. Между тем, в Европе женщина-бизнесмен - традиционная фигура. В США почти половина малого бизнеса принадлежит женщинам. В 2006 году в общемировом масштабе женщины владели третью всех предприятий, в семьях с двумя работающими четверть женщин зарабатывает больше мужчин.

Исследователи отмечают, что женщины вообще лучше управляют коллективом, в кризисных ситуациях они принимают более верные решения. Они склонны к созданию хорошего микроклимата в коллективе, менее расположены брать и давать взятки, заниматься рэкетом. К тому же женщины более тщательно прорабатывают бизнес-планы, более рачительно тратят средства, затрачивают меньше усилий на ту же самую работу, чем мужчины. 

Среди женщин-предпринимателей преобладают женщины с высшим и средним специальным образованием, высококвалифицированные специалисты среднего и зрелого возраста (группа потенциального риска по безработице).

Московская область по своему геополитическому и интеллекту­альному потенциалу, развитию инфраструктуры занимает особое ме­сто среди субъектов Российской Федерации. Расположена на площа­ди 46 тыс.кв.км. Численность постоянного населения 6,5 млн.человек, в т.ч. 3,5 млн. женщин (54%), плотность населения 142 чел. на кв.км. В ее составе 74 города, 111 поселков городского типа, множество сель­ских поселений. Около 80% составляет городское и 20% сельское на­селение.

В 2000 году трудовой деятельностью было занято около 2,4 млн.человек, что составляет 85% экономически активного населения. Численность работающих женщин составляет 52% от численности за­нятых. Согласно экспертным оценкам, на начало 2001 года более 280 тыс.человек или 7,8% от экономически активного населения не имели занятия или активно его искали и в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные.

Распространено упрощенное представление о женском предпринимательстве, ограничивающее эту сферу деятельности мелкорозничной торговлей, различными видами рукоделия и т.п. В то же время в России активно развиваются женские инициативы в области современных информационных технологий, образования, формирования новых видов социальных услуг. Это предпринимательство современного типа - требующее высокой квалификации, ориентированное на рынок социальных, информационных, образовательных и других услуг. Оно создает новые высококвалифицированные рабочие места для женщин, помогает решать многие социальные проблемы семьи и общества, пробуждает инициативу и выступает в роли своеобразного «инкубатора идей» для развития рынка в целом.

Женское предпринимательство страдает от тех же проблем, что и малый бизнес России в целом. Вместе с тем, у женского предпринимательства есть и специфические проблемы:

• низкий статус женщин в политике, обществе и культуре и связанные с этим ограниченные возможности;

• неравный доступ к кредитным и финансовым ресурсам.

Во многих странах (Франция, США, Юго-Восточная Азия) эти специфические проблемы решаются за счет государственной поддержки женского предпринимательства, что обеспечивает не только рост занятости, но и развитие современного высокотехнологического производства. 

Во многих регионах России для решения проблем женского предпринимательства создаются социально-деловые центры поддержки женщин и семьи.

Центр социальной поддержки женщин и семьи в городе Иванове открыт в 1994 году с целью профессиональной переподготовки безработных женщин, создания для них новых рабочих мест и повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда. За период работы Центр обучил 250 женщин, из которых до 90%, в зависимости от специальности, получили работу или оформили патент на трудовую деятельность. В связи с сокращением средств на обучение по линии службы занятости, в текущем году ГКРП России за счет средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства выделил Центру 210млн.рублей для обучения женщин специальностям в сфере бытового обслуживания населения.

Социально-деловой центр в г.Шлиссельбург Ленинградской облает, осуществляет социально-психологическую реабилитацию жителей города, особенно женщин, исследует их возможности участия в малом предпринимательстве в качестве организаторов, лидеров или исполнителей и дает рекомендации по организации своего дела или участию в работе малых предприятий. Центр разработал и реализует программу занятости безработных женщин. В 1997 году ею будет охвачено более 600 женщин.

Расширяется сеть, бизнес-инкубаторов в регионах.

Специальный проект создания бизнес-инкубаторов для женщин-предпринимателей предложен Краснодарским институтом международного бизнеса. Реализация проекта начинает осуществляться в текущем году.

Во многих городах (Москве, Иванове и др.) проводятся межрегиональные ярмарки, отражающие женское творчество и способствующие включению женщин в предпринимательскую деятельность, развитию российских традиционных промыслов и ремесел, насыщению рынка отечественными конкурентоспособными товарами и услугами.

В региональные программы развития и поддержки малого предпринимательства внесены подпрограммы переподготовки женщин в Республиках Бурятия, Чувашия, Калмыкия, Адыгея, Краснодарском крае. Магаданской, Волгоградской, Ульяновской, Смоленской, Ивановской, Нижегородской областях, Коми-Пермяцком АО и Еврейской автономной области и других, которые предусматривают также меры по повышению занятости женщин, в частности, по льготному кредитованию малых предприятий, организации выставок по пропаганде выпускаемой ими продукции, налоговым льготам и др.

В региональную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Новгородской облает включен проект программы "Женщины Новгорода - деловой старт!", разработанный Общественным региональным движением "Новгородский женский парламент". Его цель - реальная помощь новгородским женщинам в формировании активного экономического мировоззрения, получение ими доступа к обучению основам малого предпринимательства, оказание финансовой поддержки в решении вопросов малого предпринимательства путем самозанятости. Проект предусматривает обучение различным специальностям, что позволит обеспечить занятость около 400 женщин.

Расширяются рамки женской предпринимательской инициативы и за пределы Российской Федерации. Создается немало совместных предприятий, возглавляемых женщинами в сфере оказания туристических услуг, в организации проведения международных конкурсов сотрудничества в области малого предпринимательства, выставок, ярмарок, смотров, благотворительных акций.

Женщины-предприниматели участвуют в международных симпозиумах и конференциях.

В феврале 1997 года при участии ГКРП России состоялся первый международный форум делового партнерства малого предпринимательства государств-участников СНГ - "СНГ-Партенариат", в котором приняли активное участие женщины-предприниматели. В основном женщины-предприниматели представляли продукцию текстильной, швейной и трикотажной отраслей промышленности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.