С отменой крепостного права, а затем с реформой образования в 1864 г. женщины получили право на выбор трудоустройства, доступ к новым профессиям, право на грамотность. Классическое образование получало лишь высшее сословие.
Формирование гражданского общества, деятельность прогрессивно мыслящей интеллигенции послужили импульсом для развития женского движения и формирования нового типа женщины: экономически независимой, самостоятельной, стремящейся к полезной деятельности, — способствовало распространению идей о равноправии полов, полоролевой функции женщины в государстве, семье.
До 1917 г. в России создавались разнообразные по форме и содержанию союзы, клубы, движения, целью которых провозглашалось повышение роли женщины в обществе, защита ее интересов и прав.
Революция 1917г., первая Конституция утвердили равные права мужчины и женщины во всех сферах жизни — политической, гражданской, трудовой, образовательной, социальной.
Женское движение в России началось в 1918г. Был созван Всероссийский съезд женщин (1918 г.), созданы женские отделы культурной, воспитательной, организационной работы; начала развиваться женская периодическая печать (журналы «Работница», «Крестьянка»), появились женские странички в центральных и местных газетах, стали издаваться серии книг и брошюр «Библиотечка для женщин».
Жесткий идеологический контроль свернул работу женского движения в 30-е годы. Затем, в течение 50 лет утверждалось, что в стране женских проблем нет. В годы перестройки впервые открыто заговорили об истинном положении женщины. Было принято много законодательных актов и льгот, которые, однако, ситуацию радикальным образом не изменили.
В настоящее время уровень развития женского движения крайне низок. В качестве позитивных сдвигов можно отметить развитие феминологии, появление среди женщин политических лидеров, возможность независимой оценки истинного положения женщин, привлечение внимания науки, общественности, средств массовой информации к женскому вопросу. Общая цель женского движения сегодня — борьба с явной и скрытой формой дискриминации.
4 марта 1993 г. был принят Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин», в котором главным признано обеспечение женщинам реального участия в деятельности государственных органов и общественных организаций. Для этого признано необходимым сохранить временную меру правового характера — наличие квот (условно 30 % представительства лиц обоего пола в законодательных органах всех уровней Федерации и ее субъектов). Обязательным является также квотирование по половому признаку списков кандидатов в депутаты, выдвигаемых политическими партиями и предвыборными блоками, а также включение норм об установке квот на занятие руководящих должностей лицами обоего пола в органах государственного управления в Закон о государственной службе.
Социальный статус женщины — положение ее как социальной группы в социальной системе по отношению к другим группам.
Женщины составляют большинство населения и больше половины трудовых ресурсов России. В возрастной структуре преобладание женского населения начинается уже с 35 лет. В 1995 г. на 1000 мужчин трудоспособного возраста приходилось 935 женщин. С 35 лет доля женщин трудоспособного возраста становится преобладающей.
В промышленности в неблагоприятных урловиях труда работает 3.5 млн. женщин. Каждая 5-я занята на особо тяжелых и вредных работах. Лишь 1/3 женщин, занятых в сельском хозяйстве, выполняет механизированные работы, остальные заняты тяжелым физическим трудом.
С 1992 г. запрещено использовать труд женщин до 35 лет в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве, если в этих отраслях используются ядохимикаты, пестициды и т.д. Однако этот закон зачастую не соблюдается.
Удельный вес женщин в ряде сфер деятельности очень высок:
82 % — в сфере торговли и общественного питания;
85 % — в здравоохранении и социальном обслуживании;
79 % — в народном образовании;
73 % — в сфере культурного обслуживания.
В легкой промышленности работают в основном женщины.
В среднем по народному хозяйству зарплата женщин более чем на 1/3 ниже, чем у мужчин.
Женщины составляют более половины лиц. официально безработных. Остается острой проблема трудоустройства до 30 лет (в 1995 г. — 30% всех безработных).
Примерно половина (52 %) женщин имеют несовершеннолетних детей, из них 12 % — матери-одиночки, 11 % — многодетные матери.
Женщины и дети составляют большинство бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума. Усилилась двойная занятость женщин.
С перестройкой произошло резкое сокращение сферы услуг, детских дошкольных учреждений, поэтому женщине необходимо сочетать работу и дом, что требует значительных физических и духовных сил. Остается мало времени на восстановление работоспособности, в результате подрывается здоровье.
В современной семье женщина выполняет следующие функции: хозяйственно-бытовую (домашний труд для удовлетворения материально-бытовых потребностей семьи — приготовление пищи, ремонт одежды, услуги внутри дома); воспитательную; социализации и первичного социального контроля. Главная функция женщины — репродуктивная.
Политическая роль женщины в обществе очень низка. Практически она вытеснена из всех структур власти. До перестройки представительство женщин в государственных структурах составляло 33 %, после перестройки в Федеральном Собрании — 11,4 %. В правительстве одна женщина-министр. Среди председателей верховных судов субъектов Федерации — 16 %. Женщины занимают в основном технические и исполнительские должности.
Образовательный уровень у работающих женщин выше, чем у мужчин. Из лиц с высшим образованием женщины составляют 52,8%, средним специальным — 57,5%.
Из 6 миллиардов человек, живущих на Земле, 53% составляют женщины и 47% мужчины. При этом политики, ученые, демографы, специалисты по тематике половых стереотипов говорят о женщинах как о дискриминируемом большинстве.
Объяснить это возможно, взяв в качестве алгоритма теорию патриархата, которая предполагает доминирование власти одного пола, контроль, применение силы со стороны этого пола по отношению к другому.
Изучение патриархата, т. е. изучение власти одного пола над другим, помогает осознать и понять традиции старого времени, где доминирование мужского пола над женским считалось нормой общественных отношений, где "сильный" пол утверждал свою власть через насилие и контроль. Время патриархата прошло, но оставило след в современных общественных отношениях.
Патриархат - период в развитии цивилизации, когда сила, власть и контроль (физический и экономический) сильного пола над слабым диктовали условия жизни в обществе. Это система идей, взглядов, традиций, норм морали, мер ответственности, общественных отношений, этических и, конечно, юридических принципов, которую общество поддерживает и разделяет, закрепляя во всей системе нормативных регуляторов.
Патриархат отрицает на бытовом уровне идеи равенства и партнерства, утверждая иерархию в отношениях. Корни дискриминации - в патриархате.
В историческом аспекте власть "патриарха" - это власть царя, князя, патрона, воина, хозяина, мужа, отца (во многих случаях братьев) над женщиной, которой общество отводило второстепенную, подчиненную роль. Такую роль общество отводит женщине и сегодня, несмотря на юридически закрепленную идею равенства.
За женщиной остается роль жены, сестры, матери, хозяйки дома. Так называемые "выдающиеся женщины" - лишь исключение, которое в истории подчеркивает правило.
Общество, признающее Права Человека, принципиально отрицает неравенство. Система нормативных отношений, в основе которых лежит идеология уважения человеческой личности, отрицает патриархат как модель регулирования социально-половых отношений. Отказ от идеологии доминирования одного пола над другим - это путь к равенству по признаку пола.
Равенство многомерно: критериями его являются пол, раса, национальность, язык, вероисповедание и т. д. Мы можем проследить развитие идеи равенства и ее практическое воплощение в общественном сознании и жизни от первоначального осознания равенства как социальной ценности до конкретных шагов в борьбе за равенство. От равенства сословий - религиозного равенства - национального - этнического - классового - до равенства полов. Социально-половые аспекты равенства в этой хронологии последние, и сегодня еще только входят в жизнь социума.
В тесной связи с понятием дискриминация находится понятие сексизм - неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам (в данном случае - к женщинам), которое ведет к сокращенному доступу людей к престижным ценностям общества, например, к работе или образованию. Конкретными примерами сексизма могут служить правила запрещающие службу женщин в армии.
Дискриминация определяется в юриспруденции через неравной доступ к праву как мере свободы равнозначных субъектов. Виды дискриминации - неравенства в праве - требуют отдельного освещения.
Существует неравенство (в т. ч. в социально-половом аспекте) двух типов: неравенство прав, обусловленных законодательством, и неравенство, отсекающее доступ к равным возможностям. Права и возможности, таким образом, являются индикатором соблюдения равенства.
Наличие неравенства свидетельствует о существовании социальных систем, воспроизводящих дискриминацию: т. е. нарушающих равенство возможностей пользоваться правами, которые предполагают равенство всех субъектов, и/или нарушающих принцип равенства, универсальности прав человека самими законами.
Эти два типа воспроизведения дискриминации взаимосвязаны и одновременно самостоятельны. Первый характеризуется нормами, воспроизводящими патриархальные взгляды на положение человека - мужчины и женщины - в обществе. Второй закрепляет традиционные представления о положении двух полов через систему законодательных положений, в конституции, кодексах, законах, нормативных актах и инструкциях, где зафиксированы официальные взгляды государства на равенство и его реализацию.
Иногда государство поддерживает традиционные воззрения на половые роли, имея при этом самые благие намерения и не подозревая о своем соучастии в воспроизводстве дискриминации и патриархальных взглядов на проблему. Примеры можно позаимствовать из трудового права, где "льгота" зачеркивает равенство, а "запрет" делает подчас исключение из равенства по признаку принадлежности к определенному полу.
Различия по признаку пола
Различия не предполагают неравенства. Они должны учитываться в жизни, но не отсекать доступ к праву и соответствующим возможностям. Различия дифференцируют доступ, но не перечеркивают его.
Женщины в обществе обладают специальным юридическим статусом, который в первую очередь определяется их репродуктивной функцией.
Дискриминация связана с патриархальными воззрениями на гендерные роли в обществе, в первую очередь на роль матери, которая должна принадлежать дому и семье. Традиционные представления не допускают равенства, и эта проблема в современном обществе должна решаться всеми доступными способами. Самое опасное на сегодняшний день - это воспроизводство дискриминации на бытовом уровне, через самую закрытую структуру общества - семью, род, клан. Дискриминация закрепляется через стереотипы, традиции, обычаи, предания, этику, мораль, семейные ценности, в целом через нормы поведения. Дискриминацию на бытовом уровне преодолеть крайне тяжело.
При этом доктрина равенства двуедина, как доктрина свободных людей - мужчин и женщин. Это идеология свободы в рамках новой цивилизации, уходящая своими корнями в традиции, которые питают идею равных возможностей для двух полов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12