Коэффициент текучести кадров в Департаменте по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа можно рассчитать по нижеследующей формуле:
Количество работников, выбывших по собственному желанию и
Кт = ______уволенных за нарушение трудовой дисциплины________
Среднесписочная численность работников (6)
Исходя из данных таблицы 9, коэффициент текучести составляет (6):
Кт = 0.02
Существует также коэффициент постоянства кадров, т.е. отношение числа работников, проработавших весь отчетный период, к их числу на конец этого периода:
Кпос = Количество работников, проработавших весь период
Среднесписочная численность работников (7)
По данным таблицы 9 мы имеем:
Кп = 0.97
Этот коэффициент как бы дополняет коэффициент текучести и применяется для оценки эффективности кадровой политики Департамента, так как невызываемый объективно неизбежными причинами оборот рабочей силы приводит к снижению эффективности ее использования.
Исходя из данных и расчетов, приведенных в таблице 9, то коэффициент текучести равняется 0,02. Делая выводы по низкой текучести кадров, можно сказать, что улучшаются условия труда и его оплаты, потенциал работников используется максимально, улучшение льгот и других факторов, влияющих на то, что работник не стремится сменить место работы, следовательно, удовлетворяет свои потребности (перечень основных потребностей изложен в таблице 1), что говорит о высокой мотивации труда. При отсутствие текучести кадров, что при данной кадровой политике Департамента возможно, производительность труда будет достигать 100%, что в свою очередь может поспособствовать расширению Департамента, а следовательно и возможности трудоустроить большее количество специалистов.
Противоположный выше анализируемому показателю коэффициент постоянного состава. Этот коэффициент как бы дополняет коэффициент текучести и применяется для оценки эффективности кадровой политики Департамента, так как невызываемый объективно неизбежными причинами оборот рабочей силы приводит к снижению эффективности ее использования. По данным таблицы 9 коэффициент постоянного состава составляет 0.97. Это показывает стабильность состава персонала и не значительное его изменение.
Таблица 9. Движение трудовых ресурсов Департамента.
Показатели
2006 год
Среднесписочная численность работников, чел
53
Принято работников, чел
2
Выбыло работников, чел
В том числе:
Уволены по собственному желанию, чел
-
Уволены за прогулы и другие нарушения, чел
1
Коэф. текучести кадров (4)
0.02
Коэф. постоянного состава (5)
0.97
3.2 Оплата труда, как основное стимулирование работников Департамента
Заработная плата работников Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа начисляется в соответствии с должностным окладом, к которому прибавляют районный коэффициент и северную надбавку (до 50%), а также персональную надбавку (до 50%) и надбавку за выслугу лет, ежемесячная премия (75% - с условием добросовестного исполнения своих должностных обязанностей).
Годовой фонд заработной платы вычисляется по следующей формуле:
ФЗПг = Месячный фонд заработной платы x 12 (8)
Исходя из приведенной выше формулы, можно рассчитать фонд заработной платы работников Департамента за 2006 год, опираясь на данные из расчета по статье «Оплата труда», согласно штатного расписания.
ФЗПг = 3712990 х 12 = 44555.88 тыс.руб.
Таблица 10 Средняя заработная плата работников Департамента.
Фонд заработной платы, тыс.руб.
3712.99
Средняя заработная плата на одного работника, тыс.руб.
70.06
По данным таблицы 10 видно, что фонд заработной платы составляет 3712.99 тыс.руб. Это говорит о том что появляются дополнительные денежные средства для заработной платы, следовательно Департамент исполняет свои функции, что в первую очередь показывает хороший подбор персонала. Что касается средней заработной платы, то она достаточно высокая и составляет 70060 рублей.
Оплата труда всегда является наиважнейшим стимулятором производительности труда, из выше сказанного можно сделать вывод, что повышение заработной платы ведет к уменьшению текучести работников и к удовлетворению их основных потребностей.
Рассмотрим подробное начисление заработной платы сотрудников Департамента, на примере главного специалиста экономического отдела Воронцовой Екатерины Федоровны. Прежде чем производится расчет и начисление заработной платы сотруднику проводится анализ его рабочего времени за расчетный месяц. Для этого у начальника отдела берется ежемесячный табель рабочего времени сотрудников отдела (ежемесячно по норме времени каждый сотрудник должен отработать 165 часов), проводится подсчет нормативных ежемесячных рабочих часов, часов переработки, часов потраченных на больничный или на иные надобности сотрудника, не являющихся производственным процессом. После чего выводится общий фонд рабочего времени сотрудника за месяц.
Возьмем для расчета ноябрь 2006 года. Воронцовой Е.Ф. было отработано нормативное количество часов за весь месяц, не имелось переработок, не брался больничный и отгулы.
Из подсчета ежемесячного фонда рабочего времени видно, что переработок или недоработок у данного сотрудника не было, следовательно заработная плата считается по нормативному времени с нормативными надбавками и премиями.
Оклад Воронцовой Е.Ф. составляет 2310 руб., выплата за чин 850 руб., плата за выслугу 20%, коэффициент персональной надбавки 2,7, ежемесячная премия за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей 50%, северный и районный коэффициент – 2,2. В ноябре 2006 года единовременного премирования в честь праздничных дат и юбилеев не производилось.
Расчет заработной платы данного сотрудника за ноябрь 2006 года:
((2310 + 850 + 20%) * 2, 7 + 50%) * 2,2 = 33786 руб. 72 коп.
После всех начислений заработной платы вычитается Единый социальный налог, равный 13%:
33786,72 – 13% = 29371 руб. 83 коп.
Из вышеизложенных расчетов получаем номинальную заработную плату Воронцовой Е.Ф. в размере 29371 руб. 83 коп., что превышает прожиточный минимум 5232 руб.
Делая выводы можно отметить, что основными стимулами по заработной плате сотрудников Департамента являются: плата за выслугу, ежемесячное и единовременное премирование, персональные надбавки, а так же выплаты по материальной помощи, отпускные, 13 заработная плата и иные вознаграждения.
Выводы и предложения
Проанализировав проделанную мной работу по изучению использования трудовых ресурсов и их мотивации труда Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа можно сделать следующие выводы:
1. Подавляющим большинством сотрудники Департамента имеют высшее образование или обучаются в высших учебных заведениях на преддипломных курсах и фактическая численность практически соответствует штатной численности.
2. Среднесписочная численность работников Департамента равняется 53 человека и является нормативной.
3. В 2006 году включительно было уволено 2 человека, принято на работу 2 человека, из которых 1 человек уволен за прогулы и другие нарушения.
4.Текучесть кадров в Департаменте составила очень небольшой процент, сто говорит о правильной мотивации труда руководителем Департамента.
5. Большого оборота рабочей силы не наблюдалось, что говорит об ее эффективном использовании.
6. За 2006 год трудовые ресурсы Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам использовались полностью, что свидетельствует об эффективной кадровой политике Департамента.
7. Заработная плата работников начисляется в соответствии с должностным окладом, к которому прибавляют районный коэффициент (70%), северную надбавку (до 50%), персональную надбавку (до 50%), надбавку за выслугу лет (в зависимости от стажа работы в государственной службе), ежемесячная премия (до 75% - с условием добросовестного исполнения своих должностных обязанностей). Годовой фонд заработной платы составил за 2006 год – 44555880 рублей.
8. Ежемесячное нормативное время равняется 158,4 часа, что соответствует требованиям Трудового кодекса РФ. В Департаменте данное время распределяется следующим образом: в понедельник рабочий день составляет 8 часов, а во все остальные рабочие дни – 7 часов.
9. Отметим, что основными стимулами по заработной плате сотрудников Департамента являются:
- плата за выслугу;
- ежемесячное и единовременное премирование;
- персональные надбавки;
- выплаты по материальной помощи, отпускные, 13 заработная плата и иные вознаграждения.
Наряду с новым положением о Департаменте и расширением его функций и задач в вопросах недропользования в пределах территории Ханты-Мансийского автономного округа, Постановлением Губернатора автономного округа внесены изменения в штатном расписании.
В связи с новым положением в Департаменте в течение 2007 года будет создано новое Управление, занимающееся охраной и использованием водных ресурсов, но на данный момент еще нет четкого распоряжения по его штатному составу.
В настоящее время Департамент имеет вакансии на 9 должностей на замещение государственных служащих и работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности и государственных органов. Это дало возможность объявить конкурс на замещение вакантных должностей, что позволит из числа претендентов выбрать наиболее опытных, высокопрофессиональных служащих, которые позволят наиболее качественно исполнять возложенные на Департамент функции контролирующего органа по территориальной программе Ханты-Мансийского автономного округа, по воспроизводству материально-сырьевой базы округа и топливно-энергетического комплекса страны в целом.
Так образование Управления по работе с топливно-энергетическим комплексом позволит привлечь высокопрофессиональных специалистов в области разработки и обустройства месторождений, в области транспорта нефти и газа, регулирования доступа к инфраструктуре общего пользования. При Управлении создается новый отдел по переработке нефти и газа. Уже одно это Управление позволит трудоустроить 6 специалистов. В данном случае преследуется цель принятия на работу специалистов высокого класса, производственников с большим опытом работы в нефтяных и геологоразведочных организациях.
Управление геологоразведочных работ Департамента создается с целью более качественного анализа состояния геологоразведки в нашем регионе. Отделы геологии нефти и газа, геофизики и отдел твердых полезных ископаемых ставят своей целью совершенствование контролирующей функции Департамента в вопросах разведки и добычи полезных ископаемых как округа, так и страны в целом. При образовании отделов предполагается принятие 3 специалистов высокой квалификации.
В Департаменте по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа созданы отдел экономики недропользования, который контролирует налоговые поступления в бюджет округа и тесно взаимодействует с Департаментом финансов округа и отделениями федерального казначейства, расположенными на территории округа. Организация этого отдела позволила трудоустроить еще 2 специалиста.
Отдел стратегического планирования и развития ТЭК также утвержден в новой структуре Департамента. При его создании было приглашено 3 специалиста. Они успешно справляются с возложенными обязанностями.
Увеличен штат работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности и государственных органов на 3 работника – это архивариус, инженер по документационному обеспечению, заведующий хозяйством. В данном случае высшего специального образования не требуется, но среднее специальное необходимо.
Исходя из выше сказанного, можно сделать определенные выводы:
- в период формирования нового штатного состава работников Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа, необходимо приоритеты остановить на высоко профессионально образованных работниках с соответствующим образованием и опытом работы в производственной сфере, связанной с геологическим изучением недр;
- необходима корректировка кадровой политики с целью более эффективного использования трудовых ресурсов Департамента;
- в настоящее время в период перестройки всей экономики необходимо постоянное повышение уровня образованности кадров, постоянное эффективное обучение, подготовку и переподготовку кадров;
- необходима эффективная политика социальных льгот (некоторые льготы установлены региональным законодательством, которые требуют постоянной доработки), улучшение комфортности рабочих мест, стимулирование государственных служащих в сфере повышения квалификации и соответственно – продвижение по служебной лестнице;
- ввести гибкую систему оплаты труда, чтобы определенная часть заработка стала зависимой от общей эффективности работы Департамента;
- снижать текучесть кадров, чтобы не иметь лишних затрат на обучение новых работников и сократить прямые затраты на увольняемых работников.
Список использованной литературы
1. В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С.А. Смирнов «Экономика и статистика фирм», издательство «Финансы и статистика», Москва, 1996г.
2. Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин «Управление персоналом», Издательство «ЮНИТИ», Москва, 1996г.
3. И.А Баткаева, А.Я. Кибанов и др. «Управление персоналом организации», Издательство «ИНФРА-М», Москва, 2005г.
4. О.И. Волков «Экономика предприятия», Издательство «ИНФРА-М», Москва, 1999г.
5. В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков «Экономика предприятия», Издательство «ЮНИТИ», Москва, 1996г.
6. А.И. Егоров, Е.А. Егорова, Н.Т. Савруков и др. «Экономика», издательство «Политехника», Санкт-Петербург, 1998г.
7. М.Г. Колосницына «Экономика труда», издательство Магистр», Москва, 1998г.
8. В.П. Орлов «Экономика и управление геологоразведочным производством», издательство «Алматы», Москва, 1999г.
9. Распоряжение от 30 апреля 2004 года № 207 – п «О Департаменте по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО – Югры».
10. Распоряжение от 29 декабря 2006 года №547 – рп «О структуре и штатном расписании Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО – Югры».
11. А.И. Рофе «Экономика и социология труда», издательство «МИК», Москва, 1996г.
12. Г.И. Рузавин, В.Т. Мартынов «Курс рыночной экономики» «Банки и биржи», издательство «ИНИТИ», Москва, 1995г.
13. Н.Т. Савруков, А.И. Егоров, Л.П. Егорова «Экономика предприятия», издательство «Политехника», Санкт-Петербург, 1998г.
14. В.М. Семенов «Экономика предприятия», Издательство «Центр экономики и маркетинга», Москва, 1998г.
15. Трудовой кодекс РФ.
16. Устав Ханты-Мансийского автономного округа.
17. В.Ф. Шматов, Ю.М. Малышев «Экономика, организация и планирование производства», издательство «Недра», Москва, 1990г.
18. С.Н. Щадилова «Расчет заработной платы на предприятии всех форм собственности», Издательство «Экономист», Москва 1997г.
19. Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003.
20. Маслоу А. Мотивация и личность. Перевод А.М.Татлыбаевой. - Спб., 1999
21. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов – М.: Изд. НОРМА, 2002.
22. Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2001.
23. Воловская Н.М. Экономика и социология труда: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2001.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5